Конспект урока. Приставки на -З и -С.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на З и С.
Имя урока: Ничего нет краше Родины нашей.
Тип урока: урок – путешествие
Цель: совершенствовать умение применять алгоритм правила; создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке; воспитывать патриотизм, отзывчивость, дружелюбие.
Оборудование: м/м проектор, компьютер, экран, орфографические словари, карточки, тесты, билеты, разноуровневые задания.
Ход урока.
I.Оргмомент (Слайд 1)
- Вот и прозвенел звонок, он позвал нас на урок.
Мы сегодня продолжаем изучать, когда в приставках З и С писать.
- Давайте вместе сформулируем тему урока. Запишите её.
-Имя нашего урока…
- Запишите имя урока в тетрадь каллиграфическим почерком.
II. Каллиграфическая работа.
- Я сегодня приглашаю вас, друзья, посмотреть родимые края.
В путешествие с собой зовём гостей, потому что вместе – веселей!
- В путешествие берут багаж. Проверьте, всё ли у вас готово?
III. Работа по учебнику – упр. № 638 –проблемное задание
- Давайте также проверим наши знания. Как, например, вы ответите на вопрос, заданный в упр. № 638 учебника?
(Отвечают на вопрос, доказывают правильность ответа, сверяются с ключом) IV. Психологический настрой
- Молодцы! К путешествию готовы.
- На пути нам встретятся трудности, а их легче преодолеть, если всё делать с хорошим настроением. А у вас, я вижу, настроение хорошее. А значит, любые трудности по плечу. В добрый путь, удачи!
V. Работа на тренажёре
- Нам надо купить билеты. Предлагаю приобрести билеты через Интернет.
(работают на тренажёре, получают билеты)
- Прибыл курьер, привёз билеты. Можно отправляться в путь. (Раздать билеты)
VI. В поезде (Слайд 2)
1) Словарная работа (Слайд 3)
- Итак, сели в поезд. Кто мы теперь? (пассажиры) Давайте запишем это слово в тетради, а дядюшка Словарь подскажет нам, как это слово пишется. (Ищут слово в словаре, записывают)
- Составьте с этим словом предложения, запишите.
- Чем занимаются пассажиры в пути? (Читают, разгадывают кроссворды, рассказывают друг другу разные истории)
- Давайте и мы расскажем друг другу что-нибудь интересное.
2) Выступление уч-ся (индивидуальные задания) (Слайд 4)
VII. Физкультминутка для глаз (Слайд 5)
- Ребята, а вы знаете, что наш поезд волшебный? Вокруг лежит снег, а он привёз нас туда, где светит солнышко, растёт травка, поют птицы и шумит водопад.
VIII. Читаю текст «Водопад» (Слайд 6)
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра…носится грохот ни…вергающейся с обрыва воды. Всё кругом в…драгивает от шума. Бе…прерывно падает вода и ра…сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе…молвном оцепенении на это величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в бе…облачные дни, когда бе…численные капельки как бы ра…творяются в воздухе.
Ребятам предлагаются разноуровневые задания: (Слайд 7)
1) Задания базового уровня:
- Выпишите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с, распределяя их по колонкам: (1 человек – на доске; 2-3 слова – р-р по составу)
а) слова с приставками, оканчивающимися на З
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
- Обозначьте орфограмму. Произведите морфемный разбор 2-3 слов.
- Сделайте вывод о правописании приставок, оканчивающихся на –з и -с.
2) Задания повышенной сложности: (предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу)
- Используя некоторые из предложенных слов, составьте продолжение текста «Водопад».
Во…вышаются, во…ходит, бе…шумно, в…дрогнуть, ра…щелина, ра…глядеть, в…карабкаться, во…клицания, в…помнить, ра…сказать.
- Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
IX. Физкультминутка (Слайд 8)
На прогулку класс идёт,
Впереди ручей течёт.
Прыг-скок, прыг-скок –
Миновали ручеёк.
Солнце в небе светит ярко,
Стало всем ребятам жарко.
Поскорее в тень лесочка
Побежали на носочках.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Хлоп-хлоп, ой-ой-ой!
Комаров слетелся рой.
В роще кто-то отдыхал,
Всюду мусор разбросал.
Мы тихонечко пройдём
И весь мусор соберём.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Но закончилась игра,
За работу нам пора!
- Что хорошего сделали во время прогулки?
X. В лесу. (Слайд 9)
- Этот лес необычный. Его охраняет Мудрая Сова. Она никого не впускает без проверки.
1) Тест (по типу ГИА). Проверка.
2) Работа с текстом (Слайд 10)
- Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
- Докажите, что это текст.
- Какую проблему затрагивает Леонов? Какова позиция автора?
- В каком предложении содержится основная мысль? Какие выражения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?
- Вставьте пропущенные буквы в текст. (Проверка – Слайд 11)
- Прокомментируйте правописание приставок.
a) Составление суждения о письме Л. Леонова – самостоятельная работа (Слайд 12)
- Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
- Я разделяю (не разделяю) точку зрения Л.Леонова о том, что….
- Я согласна (не согласна) с тем, что….
- Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль Л.Леонова о том, что…
- Одно из этих предложений будет начинать ваше суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
б) Выполнение письменной работы.
(Учащиеся составляют текст и записывают в тетрадь)
в) Проверка выполненного задания.
(Чтение учащимися своих суждений. Обобщение)
- А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой ваш вклад может быть полезным для природы?
XI. Задание на дом (Слайд 13)
- Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес.
(Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты. В лесу…
Слова для справки:
не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не будьте бе…различными; не допустим, чтобы исчезли)
XII. Итог урока. (Слайд 14)
- Наше путешествие подошло к концу.
- Степи привольные, горы крутые,
Воды глубоких морей и озёр –
Всё ты вместила, родная Россия,
В свой необъятный, бескрайний простор.
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
XIII. Оценки.
- Чью работу на уроке можно выделить? Почему?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всем спасибо за работу. (Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока “Приставка”.
План – конспект урока русского языка во 2 классев рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методапо программе УМК «Школа XXI века»....
Конспект урока Приставки ПРЕ и ПРИ
Конспект урока по русскомя языку для 5 класса по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"...
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...
Конспект урока "Приставки пре- и при-" 6 класс.
Конспект сождержит технологическую карту урока...
Презентация к конспекту урока "Приставки пре- и при-"
Содержит презентацию к конспекту урока "Приставки пре- и при-"...
Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...
Конспект урока. Приставка и предлог
Урок для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями...