ФГОС урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ"
Табунникова Е.Е.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о правописании приставок при- и пре.
- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.
Развивающие:
Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;
- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;
- отрабатывать навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
- создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к знаниям.
- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами
по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Методы и формы обучения:
- частично-поисковый;
- наглядно-словесный;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.
Технологическая карта урока.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
I этап. Мотивационно -ориентированный 1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение цели совместной деятельности). 1.Организационный момент. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Демонстрируют готовность к уроку. | Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.(2мин) | Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель...
- Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга по критериям. | Принцип психологической комфортности. УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места |
2.Актуализация знаний. Цель:повторение орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека | 3-5 учащихся работают по карточкам (карточки с различной мотивацией учащихся) Формулируют цель; определяют критерии оценивания | Организовывает работу по карточкам Организовать работу по самопроверке | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. Итак, начнем работать: пока ребята выполняют задания по карточкам, мы с вами проведем орфоэпическую разминку.(слайд 1) 1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин) Карточка 1 Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи. Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка. Карточка 2 К словам автора допиши прямую речь. 1.) Дежурный сообщил: … 2.) … , - возразил товарищ. 3.) … ? – удивилась девочка. 2. Орфоэпическая разминка (3 мин) слайд № 2 ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,рефлЕксия. Объясним лексическое значение незнакомых слов. Мы с вами всегда анализируем результаты своей деятельности. Так что же такое рефлексия? (Переход по гиперссылке) Для запоминания правильного ударения примените слово рефлекс | Принцип деятельности. УУД Личностные:уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. |
II этап Операционно-исполнительный 1.Постановка учебной задачи. Цель: определение темы и целей урока | Работать с информацией, представленной в форме текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организует обсуждение проблемных вопросов. | Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.После проверки Д/З ребята обращают внимание на слайд 3 и слайд 4, 5, 6 и делают наблюдение, что в последних столбиках слова, значение приставок в которых трудно определить.Ребята, Сформулируем тему урока. Дети: Это приставки пре- и при- трудные случаи. Цель 2. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока -- Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-). А как эти знания нам пригодятся в жизни? Обобщение и выводы. Слайд7 Создание проблемной ситуации.
| Принцип вариативности. УУД Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка. |
2.Совместное исследование проблемы. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. . | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение). Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Слад8 развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса. )Работа, анализ, а затем проверка и сравнение своих результатов с эталоном: Замените выражение одним словом с приставками при- или пре- - Лечь ненадолго
- сесть на краешек,
- заболеть не сильно,
- идти по следам кого-либо
- очень скучный
Ответ: Прилечь Присесть Приболеть Преследовать Прескучный
| Принцип творчества УУД Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону | Работают с информацией, Работа в парах Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем | Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. | Принцип обратной связи. УУД Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
4.Физкультминутка | Выполняют движения под музыку | Организует физпаузу; показывает движения |
| Принцип психологической комфортности. УУД Личностные:продолжают формирование культуры здоровья |
| Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Органиет деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Работа в группах 1 группа: «Лингвистическое лото»
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10) пр…ступить
Создание 2-ой проблемной ситуации. Все ли слова удалось распределить? А куда вы отнесли слово под цифрой 10? Чтение информации по слайду 11 Обратите внимание на слайд 12. В двух столбиках написаны слова, которые похожи, но имеют разное лексическое значение и в данном случае еще отличаются приставками. - Н.А. Некрасов писал:"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»
- На втором году пребывания Артемьева в городке умер царь Александр III, его преемник Николай II назвал надежды на перемену режима «бессмысленными мечтаниями».
- Дети приклонили ветку яблони к земле.
Приёмник работает на батарейках. Поезд прибывает без опоздания. Дети делают вывод по наблюдениям. Гиперссылка на слова-паронимы. Дети списывают и придумывают словосочетания. Проверка и анализ. Работа по группам
Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы | Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з | Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть | Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение |
| Принцип деятельности, непрерывности, вариативности Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных материалах, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
III этап. Рефлексивно-оценочный 1.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 1 Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов? 2.Что выполняли на уроке? 3. Как оцениваете свою деятельность на уроке? -Что показалось сложным? -Что нового узнали? -Что запомнилось больше всего? -Как оцените свою работу? Варианты ответов с приставками пре- и при- (Прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками).
Домашнее задание | Принцип деятельности, вариативности УУД Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения |
| . |
|
| Принцип минимакса УУД Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию |
ПАМЯТКА:
Приложение
Преодолеть преграду, не преступить закон,
В прекрасную погоду прервать прескверный сон
Предобро улыбнуться иль преградить пути,
Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ, А ПРИ
Приблизим и приклеим, приставим и пришьём,
Чуть выше приподнимем и новизны внесём.
Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.
Расставим по порядку и сядем отдохнём.