Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цели:
Познавательный аспект цели.
Развитие умений, которые были сформированы ранее
- Развивать умение работать с текстом:
- Определять тему текста;
- Определять стиль речи и основные лексические средства, присущие данному стилю.
2. Повторить знания о приставках 1й и 2й группы:
- правописание приставок, не изменяемых на письме;
- правописание приставок, оканчивающихся на з – с;
Формирование специальных умений. Что формируется впервые?
- Сформировать умение объяснять значение слов с приставкой пре – («очень», «пере-»).
- Сформировать умение составлять правило о правописании приставки пре – на основе собственных наблюдений над словами.
- Сформировать умение правильного написания в словах приставки пре - .
Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.
- Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
- Умение работать во времени на всех этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 65.5 КБ |
Презентация | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе.
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением технологии разноуровневого обучения.
Тема: «Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-».
Цели:
Познавательный аспект цели.
Развитие умений, которые были сформированы ранее
- Развивать умение работать с текстом:
- Определять тему текста;
- Определять стиль речи и основные лексические средства, присущие данному стилю.
2. Повторить знания о приставках 1й и 2й группы:
- правописание приставок, не изменяемых на письме;
- правописание приставок, оканчивающихся на з – с;
Формирование специальных умений. Что формируется впервые?
- Сформировать умение объяснять значение слов с приставкой пре – («очень», «пере-»).
- Сформировать умение составлять правило о правописании приставки пре – на основе собственных наблюдений над словами.
- Сформировать умение правильного написания в словах приставки пре - .
Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.
- Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
- Умение работать во времени на всех этапах урока.
Развивающий аспект цели.
1. Развитие речи.
Продолжать развивать устную и письменную речь ребёнка, добиваясь полных развёрнутых ответов.
2. Развитие мышления.
Развивать внимание к слову как лексической и грамматической единице при работе с текстом.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении разноуровневых заданий на этапе самостоятельного изучения нового материала.
3. Развитие сенсорной сферы.
Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.
Воспитательный аспект цели: воспитывать любовь к родному языку, его красоте разнообразию, образности; воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к работе, уважительное отношение к товарищам.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, карточки с текстом художественного стиля, карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельного изучения материала, карточка – информатор для самопроверки.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
Что ребёнок должен ЗНАТЬ? | Все приставки русского языка делятся на 3 группы. К третьей группе относятся две приставки: при и пре. Приставка пре имеет два значения: «очень» и «пере». | То же. | То же. |
Что ребёнок должен ПОНИМАТЬ? | Написание приставок при и пре зависит от того значения, которое приставка придаёт слову | То же. | То же. |
Что ребёнок должен УМЕТЬ. | Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их. | Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их. Наблюдая за примерами, самостоятельно составить правило о правописании приставки пре. | Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их. Самостоятельно проанализировав примеры, сделать вывод о значениях и правописании приставки пре. |
Структура урока.
- Организация начала урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Самостоятельное изучение нового материала.
- Проверка первичного усвоения знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Разноуровневые задания для самостоятельного изучения материала по теме «Правописание в словах приставки пре»
1 уровень.
- Открой конверт и достань карточку.
- Прочитай внимательно правило о правописании прставки пре- и примеры после правила.
- Перепиши примеры в тетрадь.
- Прочитай правило ещё раз, запомни два значения приставки пре-..
- Положи карточку в конверт.
- Запиши правило по памяти в тетрадь.
- Проверь себя по карточке.
2 уровень.
- Прочитайте внимательно данные группы слов с приставкой пре-:
преувеличить преломить
премилый прервать
прехорошенький преградить. - Выпишите в тетрадь те слова, в которых приставка пре- близка по значению к слову очень.
- Теперь выпишите слова, в которых приставку пре- можно заменить приставкой пере-.
- Выделите приставку, как показано.
- Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре-.Запишите получившееся правило в тетрадь.
- Проверьте себя по карточке из конверта.
3 уровень.
- Прочитайте данные слова: очень весёлый - превесёлый
очень добрый - предобрый
очень красивый – прекрасный. - Перепишите их в тетрадь, выделяя приставку пре-.
- Перепишите в тетрадь пары слов: перервать - прервать
переломить - преломить
перегородить – преградить. - Выделите в них приставки.
- Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре-. Запишите получившееся правило в тетрадь.
- Проверьте себя по карточке из конверта.
Карточка – информатор.
Приставка пре- пишется в словах в том случае, если она близка по значению к слову очень или к приставке пере-.
Например: прескверный (очень скверный), прегордый ( очень гордый);
прервать (перервать), преградить (перегородить).
Работа с текстом.
Задание № 1 прочитайте текст;
озаглавьте его;
определите тип речи и стиль.
Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замёрзли на высоких деревьях.
Утром лесничий открыл двери своего домика и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»
Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый, необычный.
Всё кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.
Задание № 2. найдите в тексте слова с приставками, выпишите их, распределяя
По видам: приставки неизменяемые, приставки изменяемые.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все приставки по написанию делятся на три группы Не зависят от произношения, не меняются Зависят от значения приставок Зависят от последующей согласной
Неизменяющиеся приставки Об- Пред- В- От- Пере- Над- Под- До- О- По- На- За- Эту группу приставок надо просто заучить. Они всегда одинаковы. С-
«Ошибкоопасная» приставка с- Запомните : это неизменяемая приставка. Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет! Сгиб, сделать, сбросить, сбегать
В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,ЗДРАВСТ- ВУЙТЕ , ЗГИ нет приставки: буква З в словах является частью корня.
Приставки на з-с воз(вос), вз(вс), через (черес), чрез(чрес) без(бес), из(ис),низ(нис),раз(рас) Определите , перед какой согласной буквой приставка Перед глухим Перед глухой Перед звонкой Вывод: пишу С Вывод: пишу З
Все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ? Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: О й , м ы ж е н е з а б ы л и о др у г е В о в е! безграмотный бесшумный
З или С? бе…конечный ра…чёт ра...морозить ра…торгнуть ра...бить ра..тянуть во...высить бе..вкусный бе...страшный бе...шумный ра…сыпал и…жарить чре…мерный чере…чур
Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный» Диван мягкий, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.
Из предложений выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой . На уроках географии меня так и тянуло уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?
Написание приставки При- и ПРЕ- зависит от лексического значения: ПРИ- 1) Близость, нахождение рядом с чем-то : прибрежный, пришкольный. 2) Приближение: пpиexamь, прибыть. 3) Неполнота действия: привстать, присесть. 4) Присоединение: приклеить, прибить. 5) Действия, совершаемые в своих интересах: припасти. ПРЕ- : 1) =очень: предлинный 2) =пере : преградить
Обрати внимание на омофоны! Пре бывать в городе (быть, находиться) – при бывать в город(приближаться) Пре творить мечту (воплотить) – при творить дверь(закрыть) Пре ступить закон (нарушить) – при ступить(начать) к работе Пре ходящий (временный) – при ходящий (тот, кто приходит) Пре емник(продолжатель)- при ёмник (радио) Пре зирать трусов( относиться без уважения)- при зреть сироту ( проявить заботу) Пре клониться перед талантом- при клониться к земле ( приблизиться к чему-нибудь)
Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописание таких слов надо запомнить ПРИ : приключение, присяга, прибор, притязание, причина,пример,привет, прилежный, природа, привилегия (= исключительное право), приоритет (= первенство), примитивный (= простой), примадонна (= актриса на первых ролях), привередливый (= человек с большими прихотями), принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный (= на приступ не возьмешь).
ПРЕ: препятствие, беспрепятственный, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, камень преткновения (= помеха), преодолевать, превращение, пререкаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, преследование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.
Пр..бивать, пр..ближаться, пр..байкальский, пр..бежище, пр..бавлять, пр..брежный, пр..вивать, пр..валиться, пр..вязать, пр..вокзальный, пр..тормозить, пр..двинуться, пр..землиться, пр..жечь, пр..клеить, пр..умолкнуть, пр..ютить, пр..твориться, пр..милый, пр..злющий, пр..неприятный, пр..рвать, пр..града, пр..пятствие, пр..сечь, пр..скучный, пр..восходство.
Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ- , если используется в значении присоединения к чему- либо» Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.
В каком слове правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия» приделать прирасти приладить присесть
Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"
Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...
конспект урока по русскому языку на тему "Правописание личных местоимений".
урок русского языка в школе 8 вида....
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
Урок построен по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание корней" для 7 класса
В данном вордовском документе расписаны правила, упражнения на закрепление темы : " Правописание корней"...