Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сотолюк Татьяна Леонидовна

Цели:

Познавательный аспект цели.

       Развитие умений,  которые были сформированы ранее

  1. Развивать умение работать с текстом:
    1. Определять тему текста;
    2. Определять стиль речи и основные лексические средства, присущие данному стилю.

 2.       Повторить знания о приставках 1й и 2й группы:

  1. правописание приставок, не изменяемых на письме;
  2. правописание приставок, оканчивающихся на з – с;

Формирование специальных умений. Что формируется впервые?

  1. Сформировать умение объяснять значение слов с приставкой пре – («очень», «пере-»).
  2. Сформировать умение составлять правило о правописании приставки пре – на основе собственных наблюдений над словами.
  3. Сформировать умение правильного написания в словах приставки пре - .

Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.

  1. Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
  2. Умение работать во времени на всех этапах урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока65.5 КБ
Office presentation icon Презентация575.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе.        

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением   технологии разноуровневого обучения.

Тема: «Приставки третьей группы при -  и пре - .   Правописание в словах  приставки пре-».  

Цели:

Познавательный аспект цели.

       Развитие умений,  которые были сформированы ранее

  1. Развивать умение работать с текстом:
  1. Определять тему текста;
  2. Определять стиль речи и основные лексические средства, присущие данному стилю.

 2.       Повторить знания о приставках 1й и 2й группы:

  1. правописание приставок, не изменяемых на письме;
  2. правописание приставок, оканчивающихся на з – с; 

Формирование специальных умений. Что формируется впервые?

  1. Сформировать умение объяснять значение слов с приставкой пре – («очень», «пере-»).
  2. Сформировать умение составлять правило о правописании приставки пре – на основе собственных наблюдений над словами.
  3. Сформировать умение правильного написания в словах приставки пре - .

Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.

  1. Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
  2. Умение работать во времени на всех этапах урока.

Развивающий аспект цели. 

1. Развитие речи. 
    Продолжать развивать устную и письменную речь ребёнка, добиваясь полных развёрнутых ответов.

2. Развитие мышления.
    Развивать внимание к слову как лексической и грамматической единице при работе с текстом.
   Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении разноуровневых заданий на этапе самостоятельного изучения нового материала.

3. Развитие сенсорной сферы.
    Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.

Воспитательный аспект цели: воспитывать любовь к родному языку, его красоте разнообразию, образности; воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к работе, уважительное отношение к товарищам.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, карточки с текстом художественного стиля, карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельного изучения материала, карточка – информатор для самопроверки.    

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Что ребёнок должен ЗНАТЬ?

Все приставки русского языка делятся на 3 группы.

К третьей группе относятся две приставки: при и пре.

Приставка пре имеет два значения: «очень» и «пере».

То же.

То же.

Что ребёнок должен ПОНИМАТЬ?

Написание приставок при и пре зависит от того значения, которое приставка придаёт слову

То же.

То же.

Что ребёнок должен  УМЕТЬ.

Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их.

Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их.

Наблюдая за примерами, самостоятельно составить правило о правописании приставки пре.

Объяснять значение слов с приставкой пре и правильно писать их.

Самостоятельно проанализировав примеры, сделать вывод о значениях и правописании приставки пре.

                                    Структура урока.

  1. Организация начала урока.
  2.  Актуализация  опорных знаний.
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  4. Самостоятельное изучение нового материала.
  5.  Проверка первичного усвоения знаний.
  6. Первичное закрепление знаний.      
  7. Контроль и самопроверка.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Этап
урока
.

                      Планируемая деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

                     Содержание урока.

Метод.

Организация
начала урока.

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с приставками русского языка, узнаете, какие приставки относятся к третьей группе, научитесь писать в словах приставку пре. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока: « Правописание в словах приставки пре».

Беседа.

Открывают тетради, записывают в тетрадь тему урока.

Актуализация
опорных
знаний.  

13 мин.

Прежде, чем перейдём к знакомству с приставками 3 гр., нам необходимо вспомнить:

Что такое приставка?

Какие приставки относятся к 1 и 2 гр.?

От чего зависит правильное написание этих приставок? Для этого поработаем с текстом.

Работа с текстом.

  1. прослушайте текст, озаглавьте его.
  2. определите стиль речи, докажите свою мысль.
  3. прочитайте текст.
  4. найдите в нём слова с приставками, заполните примерами таблицу, обозначая графически условия написания приставок.

              Приставки.

Изменяемые

Неизменяемые.

Рассвете.

Замёрзли.

(работа выполняется по цепочке на доске и в тетрадях)

Берут листки с отпечатанным текстом, читают его.

Определяют тему текста, стиль речи, языковые средства. Отвечают на вопросы.

При повторном чтении текста учащиеся выписывают слова с приставками, графически выделяют их; называют приставки, неизменяемые на письме, и те, написание которых зависит от определённых условий. Заполняют примерами таблицу.

Подготовка
учащихся к
усвоению но-
вых знаний.
2 мин.

Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть две приставки при-  и пре - , правописание которых зависит от значения в слове.

Сегодня вам предстоит самостоятельно определить значения приставки пре – и составить правило о правописании этой приставки.

Получают карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельного изучения новой темы.

Самостоятель-
ное изучение
нового
материала.

13 мин.

Учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается, контролирует деятельность учащихся.

Выбирают карточку с одним из трёх уровней сложности, самостоятельно изучают новую тему.

Проверка
первичного
усвоения
знаний.

2 мин.

Учитель подводит итог выполненной работы.

Какое значение придаёт словам приставка пре?

Приведите примеры.

Прочитайте получившееся у вас правило.

Ученики отвечают на вопросы, читают получившееся правило.

Первичное
закрепление
знаний.

7 мин.

Учитель читает стихотворение А. Каютина о приставке пре-.

О каких значениях приставки говорится в этом стихотворении?

Послушайте стихотворение ещё раз, выпишите из него слова с приставкой пре, объясните её значение. ( ученики работают в тетрадях, два человека на скрытой стороне доски)

Учащиеся выписывают слова с приставкой пре-, выделяют её, объясняют значение

Контроль и самопроверка.

3 мин.

Учитель проверяет работу у доски. Вносит необходимые коррективы или дополнения.

Оценивает работу .

Ученики проверяют работу одноклассников у доски, внося при необходимости исправления, уточнения.

Затем проверяют  свою работу, сверяя её с образцом на доске.

Подведение
итогов.

2 мин.

Учитель подводит итог урока. Задаёт вопросы по изученной теме.

Отвечают на вопросы.

Домашнее
задание.

1 мин.

Выучить составленное правило , упр. 155 .

Записывают

  Разноуровневые задания для самостоятельного изучения материала по теме «Правописание в словах приставки пре»

                               1 уровень.

  1. Открой конверт и достань карточку.
  2. Прочитай внимательно правило о правописании прставки пре- и примеры после правила.
  3. Перепиши примеры в тетрадь.
  4. Прочитай правило ещё раз, запомни два значения приставки пре-..
  5. Положи карточку в конверт.
  6. Запиши правило по памяти в тетрадь.
  7. Проверь себя по карточке.

                               

                       

                                 2 уровень.          

  1. Прочитайте  внимательно данные группы слов с приставкой пре-:
    преувеличить                            преломить
    премилый                                     прервать
    прехорошенький                        преградить.
  2. Выпишите в тетрадь  те слова, в которых приставка пре- близка по значению к слову очень.
  3.  Теперь выпишите слова, в которых приставку пре- можно заменить приставкой пере-.
  4.  Выделите  приставку, как показано.
  5. Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре-.Запишите получившееся правило в тетрадь.
  6.  Проверьте себя по карточке из конверта.

                                 3 уровень.

  1.  Прочитайте данные слова:         очень весёлый -   превесёлый  
                                                    очень добрый - предобрый
                                                    очень красивый – прекрасный
    .
  2.  Перепишите их в тетрадь, выделяя  приставку пре-.
  3.  Перепишите в тетрадь пары слов:         перервать - прервать
                                                              переломить - преломить
                                                              перегородить – преградить.
  4.  Выделите в них приставки.
  5.  Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре-. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  6.  Проверьте себя по карточке из конверта.

                    Карточка – информатор.

 Приставка пре- пишется в словах в том случае, если она близка по значению к слову очень или к приставке пере-.

Например:  прескверный  (очень скверный), прегордый ( очень гордый);                    

                    прервать (перервать), преградить (перегородить).

                                     Работа с текстом.

Задание № 1 прочитайте текст;

                        озаглавьте его;

                           определите тип речи  и стиль.

   

Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замёрзли на высоких деревьях.

   Утром лесничий открыл двери своего домика и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

   Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый, необычный.

   Всё кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.

Задание № 2. найдите в тексте слова с приставками, выпишите их, распределяя

                         По видам: приставки неизменяемые, приставки изменяемые.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Слайд 2

Все приставки по написанию делятся на три группы Не зависят от произношения, не меняются Зависят от значения приставок Зависят от последующей согласной

Слайд 3

Неизменяющиеся приставки Об- Пред- В- От- Пере- Над- Под- До- О- По- На- За- Эту группу приставок надо просто заучить. Они всегда одинаковы. С-

Слайд 4

«Ошибкоопасная» приставка с- Запомните : это неизменяемая приставка. Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет! Сгиб, сделать, сбросить, сбегать

Слайд 5

В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,ЗДРАВСТ- ВУЙТЕ , ЗГИ нет приставки: буква З в словах является частью корня.

Слайд 6

Приставки на з-с воз(вос), вз(вс), через (черес), чрез(чрес) без(бес), из(ис),низ(нис),раз(рас) Определите , перед какой согласной буквой приставка Перед глухим Перед глухой Перед звонкой Вывод: пишу С Вывод: пишу З

Слайд 7

Все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ? Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: О й , м ы ж е н е з а б ы л и о др у г е В о в е! безграмотный бесшумный

Слайд 8

З или С? бе…конечный ра…чёт ра...морозить ра…торгнуть ра...бить ра..тянуть во...высить бе..вкусный бе...страшный бе...шумный ра…сыпал и…жарить чре…мерный чере…чур

Слайд 9

Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный» Диван мягкий, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.

Слайд 10

Из предложений выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой . На уроках географии меня так и тянуло уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?

Слайд 11

Написание приставки При- и ПРЕ- зависит от лексического значения: ПРИ- 1) Близость, нахождение рядом с чем-то : прибрежный, пришкольный. 2) Приближение: пpиexamь, прибыть. 3) Неполнота действия: привстать, присесть. 4) Присоединение: приклеить, прибить. 5) Действия, совершаемые в своих интересах: припасти. ПРЕ- : 1) =очень: предлинный 2) =пере : преградить

Слайд 12

Обрати внимание на омофоны! Пре бывать в городе (быть, находиться) – при бывать в город(приближаться) Пре творить мечту (воплотить) – при творить дверь(закрыть) Пре ступить закон (нарушить) – при ступить(начать) к работе Пре ходящий (временный) – при ходящий (тот, кто приходит) Пре емник(продолжатель)- при ёмник (радио) Пре зирать трусов( относиться без уважения)- при зреть сироту ( проявить заботу) Пре клониться перед талантом- при клониться к земле ( приблизиться к чему-нибудь)

Слайд 13

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописание таких слов надо запомнить ПРИ : приключение, присяга, прибор, притязание, причина,пример,привет, прилежный, природа, привилегия (= исключительное право), приоритет (= первенство), примитивный (= простой), примадонна (= актриса на первых ролях), привередливый (= человек с большими прихотями), принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный (= на приступ не возьмешь).

Слайд 14

ПРЕ: препятствие, беспрепятственный, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, камень преткновения (= помеха), преодолевать, превращение, пререкаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, преследование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.

Слайд 15

Пр..бивать, пр..ближаться, пр..байкальский, пр..бежище, пр..бавлять, пр..брежный, пр..вивать, пр..валиться, пр..вязать, пр..вокзальный, пр..тормозить, пр..двинуться, пр..землиться, пр..жечь, пр..клеить, пр..умолкнуть, пр..ютить, пр..твориться, пр..милый, пр..злющий, пр..неприятный, пр..рвать, пр..града, пр..пятствие, пр..сечь, пр..скучный, пр..восходство.

Слайд 16

Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ- , если используется в значении присоединения к чему- либо» Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.

Слайд 17

В каком слове правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия» приделать прирасти приладить присесть

Слайд 18

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание корней" для 7 класса

В данном вордовском документе расписаны правила, упражнения на закрепление темы : " Правописание корней"...