Урок русского языка ФГОС 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Курсы повышения квалификации
«ФГОС общего образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках русского языка и литературы» (72 часа)
Жукова Валентина Егоровна
Тема итоговой работы
Урок русского языка в 5 классе ФГОС «Морфологический разбор существительного»
Краткая аннотация урока
Урок русского языка по теме "Морфологический разбор существительного, на котором повторяются сведения о существительном как части речи. Ученики знакомятся с порядком морфологического разбора существительного, учатся извлекать информацию и анализировать её, высказывать мысли в устной форме, работать в группе (умение слышать и слушать друг друга).
Цель урока:
- Познакомить с морфологическим разбором имени существительного; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного.
Задачи урока:
- Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
- Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
- Воспитывать умение работать в группе.
Используемые методы и формы обучения:
- Наблюдение над языком;
- Эвристичекий метод;
- Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор имени существительного.
- Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
- Познавательные УУД: понимать познавательную задачу.
- Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, операции.
- Коммуникативные УУД: слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
- знать порядок морфологического разбора имени существительного;
- уметь производить морфологический разбор имени существительного.
Дидактические материалы:
- презентация к уроку
- технологическая карта урока
- другие материалы
Использованные ресурсы:
Место и роль темы в курсе (предмета)
- последний урок в теме «Имя существительное»;
- урок усвоения новых знаний.
Технологическая карта урока по теме «Морфологический разбор имени существительного»
Цель деятельности учителя | Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительного: систематизировать ранее изученное о существительном, определить синтаксическую роль существительных в предложении |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного: уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы сети интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Основные понятия | Грамматические категории, общее грамматическое значение, синтаксическая роль. |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (Универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Всё, что делаем-нужно. Так давайте трудиться честно, усердно и дружно. (На слайде) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Орфографический диктант. Волгоград, ветеран, Волга, битва, февраль, праздник, герой, защитник, победа, Маршал Жуков, Чуйков, Сталин. Задание: привести примеры имён собственных, нарицательных, одушевлённых существительных из этого диктанта. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия и материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Взаимопроверка. Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений. Февраль-самая м…тельная п..ра зимы. В л…су под х…лодным огнём яркого, но бессильного со…нца в…сят на ветвях кустов и д…ревьев сне…ные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Сделаем вывод: какова синтаксическая роль существительных в предложении? (Материал на слайде) | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Письменная работа |
Физкультминутка | Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места: Раз присели, два-привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь (прыжки на месте), Будто мой упругий мяч. | Выполняют движения | Фронтальная | Выполняют упражнения | ||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение по результатам наблюдения | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. -Ребята, сегодня мы с вами обобщим знания о существительном, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет оно в предложении. Организует и сопровождает учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану | Задают вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказ о существительном, по опорным словам. (На слайде) 1) Имя существительное обозначает______ и отвечает на вопросы______ Начальная форма имени существит. ___падеж__ числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: _______или ____________________или ________ относятся к______, или _____, или_______ роду, к______, или _____, или _____склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: существительные изменяются по ___и _____ 3) В предложении имя существительное может быть____ | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Задание: Ранним утром лёгким морозцем я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворцов и слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса. Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру. Рядом с шалашом стояли огненные клёны и золотые берёзы. (М. Пришвин). Найдите существительные 1 и 2 склонения и произведите письменно морфологический разбор. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Устные ответы. Выполнение заданий |
7. Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений | Выполняют упражнения | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Письменная работа |
8. Включение в систему знаний и повторение | Индивидуальные задания. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Индивидуальные задания по карточкам. Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток. (По Пескову) - Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам: 1) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. Рода, III склонения, стоит в ед. ч., пад.; 2) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. рода, II склонения, стоит в пр. пад., ед. ч. | Выполняют индивидуальные задания, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? -Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вас на уроке? -Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился-карточку с улыбающимся лицом, нет-карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | Листы обратной связи |
Самоанализ урока по теме «Морфологический разбор существительного».
Урок проводился в 5 классе. В классе-14 человек. Из них 2 сильных ученика, 4 с хорошими способностями, 4 со средними способностями и 4-слабых ученика. Это урок получения новых знаний. На уроке решались следующие задачи:
Цель урока: Познакомить с морфологическим разбором имени существительного; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного
- Задачи урока: Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
- Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
- Воспитывать умение работать в группе.
В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:
1) личностные УУД:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
2) познавательные УУД:
понимать познавательную задачу.
3) регулятивные УУД:
планировать необходимые действия, операции.
4) коммуникативные УУД:
слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование урока: учебник, карточки, тетрадь, презентация к уроку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Данный урок является последним в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения морфологического разбора существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично - поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие.
Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Во время рефлексии был подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).
Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....
Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"
Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Урок русского языка (ФГОС)
Тема: Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Роль в предложении.Тип урока: урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока русского языка(ФГОС)
Технологическая карта урока русского языка ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 5 СКК
Технологическая карта урока русского языка для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Урок русского языка ФГОС в 5 классе по теме "Словосочетание"
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.Цели урока:дать понятие словосочетания;научить отличать словосочетания от слова;сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;находить гл...