Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II.Проверка домашнего задания. | Выступления учащихся со своими сочинениями в жанре заметки в газету. - Как построены ваши сочинения? К какому типу речи они относятся?
- Приведите пример слов с безударными гласными в корне.
Обсуждение. Выбор наиболее удачного сочинения.
| Коммуникативные УУД 1. Создавать текст заданной направленности. 2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников. 3. Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.
|
III. Актуализация знания
| Выпишите слова группами: 1-я – имеют окончание, выраженное звуком (буквой); 2-я – имеют нулевое окончание; 3-я – не имеют окончания.
Дочь, завтра, иней, море, пюре, окно, лисий, мягкий, направо, два, говорил, легко, нёс, такси.
- Объясните свой выбор.
- Какие части речи не имеют окончания? (Неизменяемые, например наречия; неизменяемые существительные.)
- Чем они отличаются от слов, имеющих нулевое окончание? (Нулевое не выражено звуками, но появляется в других формах слова.)
Взаимопроверка.
| Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Отбирать информацию по заданным критериям.
3. Аргументировать, строить умозаключения.
|
IV. Формулирование темы и целей урока. | - Прочитайте название параграфа.
- Знакомы ли вы с этой частью речи?
- Что о ней знаете? А что можете добавить на основе языковой разминки?
- Предположите на основе названия, какие аспекты этой части речи будут в центре внимания на уроке.
- После просмотрового чтения материала параграфа уточните цели урока.
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Планировать деятельность на уроке.
|
V.Решение учебной задачи | - Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия? Давайте послушаем рассказ самого Наречия. Выступление учащегося в роли Наречия. - Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством. Учитель: - Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
| Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов. Познавательные: наблюдение, восприятие информации, строить умозаключения. |
VI.Физминутка | Выполняете упражнения и одновременно считаете сколько наречий вы услышали во время динамической паузы? Потрудились – отдохнем! Станем – глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
| Познавательные УУД: владеть разными видами информации |
VII. Первичное закрепление знания | 1. Работа по учебнику (упр. 203). Ученики находят в тексте наречия, называют признаки, по которым выделенные слова следует отнести к наречиям (вопрос, неизменяемость, синтаксическая роль). Задание 2 к упр. 203 выполняют в группе (или паре). Ученики выписывают словосочетания с наречиями в качестве зависимого слова и анализируют к каким частям речи относится главное слово в словосочетании и на какие вопросы отвечают наречия.
2. Тренировочные упражнения на актуализацию изученного. а) Упр. 205– развивается умение отличать наречие от однокоренных слов других частей речи. Выполняется сначала с комментированием, затем письменно. б) Упр. 205(задание 2.) – развивается умение употреблять в речи наречия, наиболее точно выражающие различные смысловые оттенки (признаки) слов. 4. Работа по материалам рубрики «Лингвистический текст». Обобщение наблюдений: наречие как часть речи. а) Чтение текста в рамке. Ученики работают по заданиям, составляют план, выявляют новую информацию. - Что нового узнали из текста?
- Как одним словом можно заменить фразу : наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами?
б) Составление интерактивной таблицы «Наречие как часть речи» Сначала моделируется таблица (сколько столбцов, какие), а затем заполняется с опорой на текст в рамке.
Часть речи |
Вопрос |
Значение | Морфологические признаки |
Роль в предло-жении | постоянные | непосто-янные | наре- чие | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? | признак действия, признак другого признака | знамена- тельные, местоимен- ные (разряд) | формы: род, число, падеж | обстоя- тельство: Солнце весело(как?)блестит. Иногда определе ние(если относится к существи тельному): Это была встреча(какая?) наедине. |
в) просмотр презентации и выполнение заданий (презентация прилагается) | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности. 3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.
Познавательные УУД 1. Использовать в учебной деятельности ИКТ. 2. Извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу). 3. Устанавливать логические связи.
|
VIII. Контроль усвоения знания | Слуховой диктант. Записать только наречия.
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живётся легко. Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
| Познавательные УУД 1. Производить отбор и систематизацию материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать.
|
XI. Рефлексия | Ребята, продолжите предложения: -Сегодня мы узнали…. -Научились…. -Самым интересным мне,,, - Назовите ключевые слова темы, опираясь на определение наречия как части речи.
|
|
X. Итог урока. | - Задайте вопросы по теме урока.
- Оцените свою работу на уроке.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работ ученикам на основе их самооценки.
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
XI. Домашнее задание.
| 1. Составить рассказ о наречии на основе таблицы, подобрать примеры. 2. Упр. 204 (задание2).
| Личностные: самоопределение |