Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 5 СКК
план-конспект урока (5 класс) на тему

Авхадиева Марина Леонидовна

Технологическая карта урока русского языка для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avhadieva_marina_leonidovna_russkiy_yazyk_5_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №4

Ф.И.О. учителя: Авхадиева Марина Леонидовна

Класс: 5 специальный (коррекционный) VIII вида

Дата: 27 сентября

Предмет: русский язык

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Место и роль урока в изучаемой теме: № 1 в разделе «Слово. Текст», №1 по теме «Состав слова»

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся представления о корне слова и однокоренных словах, учить применять полученные знания на практике.

коррекционно-развивающая: корригировать внимание; развивать связную устную речь, слуховое восприятие, память, мыслительную деятельность.  

воспитательная: воспитывать интерес к учёбе и предмету, самостоятельность, умение работать в парах, группе, поддерживать и сохранять своё здоровье.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Планируемые результаты урока

Предметные:

-сформировать умение определять корень слова, подбирать однокоренные слова;                                                                                                    

 -расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уважительно относиться к людям труда

Формируемые  БУД:

Личностные: Самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:  Вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное  сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;

Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  рефлексия способов и условий действия.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационно - подготовительный

подготовить учащихся к работе на уроке.

Подготовьтесь к уроку, приведите в порядок своё рабочее место.

Дежурный докладывает о наличии учащихся на уроке.

Практический, наглядный, словесный. Контроля и самоконтроля.

Ф

Настраивает учащихся на урок. Проверяет готовность к уроку. Приветствует.

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют друг друга.

Основной этап

1) Минутка чистописания

2) Проверка домашнего задания

3)Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала

Дыхательная гимнастика

4) Сообщение нового материала

5)Осознание и осмысление учебного материала

Физкультминутка ( под музыку)

6)Закрепление полученных знаний

Развивать монологическую речь, отрабатывать навыки письма.

 Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

                                                             Организовать познавательную деятельность учащихся. Развивать навыки словообразования и подбора родственных слов.

Работать над правильным дыханием

Организовать познавательную деятельность учащихся, сообщить тему, цель, задачи, дать конкретное представление об изучаемом вопросе,

Выяснить уровень представлений по теме, научить применять на практике

Развивать умение находить            однокоренные  слова.

Поддерживать и сохранять своё здоровье

Закрепить необходимые знания о корне  и однокоренных словах, учить применять знания на практике

Запись числа. Классной работы в тетрадях.

(На доске )

Кто грамоте горазд – тому не пропасть. Прочитайте запись на доске.  Как вы понимаете смысл данной пословицы? Запишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

Упр. 55, с.34 задание: Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. Как проверить безударные гласные?

Подобрать проверочные слова:

Лесной, молодой, вода, пятно, звонок, грибок, столы.

 

 

Дидактическая игра «Горка»

На экране - табличка. (работа с карточками в парах)

Л

Ы

Ж

Л

Ы

Ж

Л

Ы

Ж

Л

Ы

Ж

«В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и покататься с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо найти лишь конец»

Какие слова называются родственными? Запись слов в тетрадь.

Работа с иллюстрацией стр.38. Рассмотрите рисунок и прочитайте про себя разговор Грамматики с Корнем. Покажи на рисунке героев диалога. По каким приметам можно узнать на рисунке Корень? Какие знания о корне ты нашёл в диалоге?

Упр. 58 с. 39. Прочитай стихотворение и рассмотри рисунки.  «Старая утка пошла по базару, детям своим накупила товару.

  Старшему сыну

Купила корзину.

Второму сыночку купила цепочку.

Третьему сынишке купила штанишки.»

Задание 1.Выбери из стихотворения подписи к рисункам и запиши эти предложения.

Задание 2.Найди родственные слова и подчеркни в них общую часть.

Чтение правила в учебнике (вслух).

На экране таблица «Корень и однокоренные слова» . Графическое обозначение корня.

Дидактическая игра «Посели родственников» (работа в 2-х группах). У каждой группы 3 карточки в форме домика. На каждой написаны корни: --сан-, -гор-,-зим-. Карточки со словами: зима, зимушка, зимний, зимовать,  гора, горка, гористый, горный, санки, саночки, сани, санный

(экран с эталоном открывается во время взаимопроверки)

Работа со сборником И.В.Веркеенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку»  

Упр.6 с. 16. Из каждого столбика слов вычеркни «Лишнее» слово. Объясни свой выбор. (работа в парах).

Задание классу: Записать однокоренные слова из любого столбика. Обозначить корень. Придумать предложение с любым из выписанных слов.

Наглядный, словесный, контроля и самоконтроля.

Наглядный, словесный, контроля и самоконтроля.

Дидактическая игра

Наглядный, .словесный,  наблюдения, репродуктивный, частично-поисковый, контроля.

Словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый,  контроля и самоконтроля. Метод самостоятельной работы.

Наглядный, словесный, самостоятельной работы, частично-поисковый.

Словесный, наглядный, репродуктивный, самостоятельной работы, поисковый.

Ф

 

Ф

Ф П

Ф

     Ф

   

     Г

   Ф

   ФП

Ф

Следит за речью учащихся. Вступает с ними  в диалог. Проверяет аккуратность и правильность написания

Оценка. Оценивает работы учащихся.

1. Проверяет домашнее задания, выборочно спрашивая учеников.

 ( упр. 55 с. 34). Вступает в диалог с учащимися. Ставит вопросы к классу.

Отметка. Ставит  им отметки за правильное выполнение задания, объясняет свою точку зрения, выслушивает мнения учащихся.

Направляет на действия. Помогает, если затрудняются. Вывешивает плакат с подсказкой. Организует диалог с учащимися. Дает письменное задание.

Оценивает правильность выполнения задания

 

 

Показывает детям

Сообщает тему. Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. Контролирует действия уч-ся.

Оценивает полноту работы и правильные ответы.

Направляет действие учащихся.  Даёт задание к самостоятельной работе. Проверяет работу.

Ставит отметки наиболее активным учащимся

Даёт задание  к самостоятельным действиям. Контролирует. Организует самопроверку и взаимопроверку.

Видеоролик «Зарядка»

 Оценка.

Даёт задание парам. Контролирует действия учащихся.  

Оценивает выполнение работы в парах, учитывает полноту ответов на вопросы,  правильно сформулированные предложения 

Учащиеся работают над пословицей. Высказывают свои объяснения. Вступают в диалог.

Учащиеся проверяют свои работы, сравнивают их с другими. Отвечают на вопросы. Вступают в диалог.

Самооценка.

Слушают учителя. Работают в парах. Выполняют действия. Вступают в диалог. Записывают слова.

Взаимооценка. Учащиеся оценивают правильность выполнения задания

 

Выполняют гимнастику вместе с учителем

С помощью учителя формулируют тему и задачи урока.

Внимательно слушают учителя. Выполняют действия. Активно отвечают на вопросы.

Слушают учителя. Выполняют действия. Зачитывают предложения, подобранные к картинкам. Зачитывают родственные слова, выделяют общую часть. Объясняют значение каждого слова. Самооценка.

Проверяют работы у соседней группы. Зачитывают результаты, сверяя с эталоном на экране. Взаимооценка. Самооценка.

Выполняют упражнения.

Слушают учителя. Работают в парах, выполняя задание. Объясняют свой выбор.

Самооценка, взаимооценка  

Зачитывают предложения (выборочно).

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построения проекта

Заключительный этап                             1)Включение в систему знаний и повторение;

2) Домашнее задание

Повторить изученное на уроке, выяснить уровень представлений

О чём мы сегодня с вами говорили на уроке? Всё ли вам было понятно? Как называется общая часть родственных слов? Как называются родственные слова?  Подберите однокоренные слова к слову  ЛЕС,  САД, БОЛЬ

Упр. 60.с.40. (с разбором)

Запись задания в дневниках

Словесный, репродуктивный.

.

Ф

Ф

Вступает в диалог с учащимися, следит за их речью и правильностью ответов.

Оценка.

Задаёт задание. Объясняет действие. Настраивает на самостоятельную работу.

Вступают в диалог. Отвечают на вопросы.

Слушают учителя. Задают вопросы, если что-то не поняли.

Рефлексия учебной деятельности

Итог урока.

Понравился ли вам урок? Вы сегодня были просто молодцы! Активно отвечали. Дружно  поработали.

Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке ?

Словесный.

ФИ

Вступает в диалог .

Отметка. Ставит отметки. Исходит из  оценок и отметок, полученных  обуч-ся на уроке,  корректирует при необходимости оценки,  находя средний результат за выполнение заданий.

Отвечают.

Оценивают достижения свои и одноклассников.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Формирование положительной мотивации к учению, умению учиться, получать знания и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Обеспечение эффективности изучения предметной области, формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Ресурсы, оборудование и материалы

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Подготовленные слайды с эталонами выполненных заданий, таблицей «Корень и однокоренные слова», видеоролик «Зарядка».

Список учебной и дополнительной литературы

Н.Галунчикова, Э. Якубовская «Русский язык»5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.М.»Просвещение» 2014г.

И.В.Веркеенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку» тетрадь для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Развивающее обучение. Личностно-ориентированные технологии. Технология коллективного взаимообучения. Технология сотрудничества. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

При подготовке к уроку рекомендую использовать: Методические рекомендации учителю,

 работающему с умственно отсталыми детьми

Составитель: ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого ИПК и ПП работников образовании Попов. В.С.

 А.К.Аксёнова , Э.В.Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка во вспомогательной школе»М.»Пр.» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Технологическая карта урока русского языка(ФГОС)

Технологическая карта урока русского языка ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 6 класс. Правописание приставок при- и пре-.

Учебный  предмет:  русский языкКласс:6Автор  УМК:  Львова С.И.Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.Тип урока:Урок «открытия» нового знания.Цели урока.Содержат...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...