Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состоит из трех частей: непосредственно подробный конспект урока, технологическая карта и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.pptx | 941.8 КБ |
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.doc | 45.5 КБ |
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексикографические источники
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Д.М.Ушаков СОСТАВИТЕЛИ СЛОВАРЕЙ С.И.Ожегов
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ
В.И.Даль
ЛУНА, НЕБЕСНЫЙ, ОСВЕЩАТЬ ЛЕС, ХВОЙНЫЙ, РУБИТЬ АБРИКОС, СПЕЛЫЙ, ПАХНУТЬ ПШЕНИЦА, ЗОЛОТОЙ, КОСИТ СОСТАВЛЯЕМ СЛОВАРЬ
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | «Слово и его лексическое значение. Словари." |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Цели урока | Обучающие: дать понятие о слове; научить определять лексическое значение слова; познакомить с разновидностями словарей; научить составлять толковый словарик Развивающие: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы Воспитательные: развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Уметь определять лексичес кое значение слова Межпредметные: соприкосновение с искусством, литературой Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия |
Методы обучения | Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. |
Виды деятельности учителя | Пропедевтическая беседа; организация, направление |
Виды деятельности учащихся | Логическое размышление, работа с текстом, поиск информации, составление и защита мини-проекта, артистическое выступление, работа в парах и группах |
Вид используемых ИКТ | Презентация |
Методическое назначение ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Использованные интернет-ресурсы | |
Материалы и оборудование: |
|
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение. Словари»
Учителя русского языка и литературы
Усалко Н.С., Красноармейский район, п.Октябрьский
Ануфриева С.В., Тимашевский район, ст.Медведовская,
Феденёва В.В., Усть-Лабинский район, ст.Воронежская;
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Планируемые образовательные результаты:
1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
2. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик
3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
6. Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе
Решаемые учебные проблемы:
- Что такое «слово»?
- Что такое «лексическое значение слова»?
- Как построен словарь?
- Какими бывают словари?
- Какую информацию можно извлечь из толкового словаря?
- Самостоятельное составление мини-словаря
Основные понятия, повторяемые на уроке: морфема, чередование гласных в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение
Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, словари разных видов, художественные книги
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Используемые Интернет-ресурсы:
Организационная структура урока:
ЭТАП 1. Организационный момент, постановка цели урок
Цель: создать мотивацию к успеху.
Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…
ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала
Цель: подготовка к восприятию нового материала
УУД: познавательные
Основные виды деятельности учителя: организация беседы с классом
Основные виды деятельности учащихся: работа на доске со словом «дерево», отвечают на вопросы, дают определение
Вопросы классу:
- Что вы видите на доске? (слово «дерево»)
- По каким признакам вы это поняли? (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия)
- А что означает это слово? (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом)
- Если мы поменяем порядок букв, это будет «слово»? (не будет, теряется смысл)
- Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (слова называют предметы, признаки, действия)
- Попробуйте дать определение: что такое «слово»?
(ответы нескольких учеников)
- А теперь посмотрим на экран. (слайд №1)
(читают определение «слова»)
- Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников)
ЭТАП 3. Объяснение нового учебного материала.
Цель: проектирование действий по решению учебной задачи
УУД: коммуникативные. познавательные
Основные виды деятельности учителя: направляет действия учащихся
Основные виды деятельности учащихся: работа с параграфом 64, запись терминов в тетрадь, отвечают на вопросы, анализируют, работают со словарной статьёй
- Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 643 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их в тетрадь. Объясните, какое отношение к этим терминам имеют слова?
(дети дают определение новым терминам)
- Слов в русском языке великое множество, может быть, вы знаете, где они хранятся? (ответы могут быть разные: в книгах, в учебниках, в словарях) (слайд №2)
- У вас на партах лежат книги. Какая из них будет словарём? Почему?
(дети работают в парах, дают аргументированный ответ, сравнивают свой ответ с формулировкой на экране)
- Как называются словари, которые вам раздали?
(перечисляют названия словарей)
- Словарей русского языка много, но самым популярным является «Толковый словарь».(слайд №3) В нашем учебнике есть маленький толковый словарь. Найдите его и внимательно рассмотрите. Выберите словарную статью понравившегося вам существительного, глагола или прилагательного. Приготовьтесь прочитать её вслух. Подготовьте ответ на вопросы: какую информацию о слове мы можем найти в толковом словаре, и почему он так называется?
(работа в парах)
-
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность
-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)
- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.
(ученики представляют свои небольшие сообщения-презентации о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) (слайд №4)
- Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы. В.И.Даль(слайд №5) увлёкся этим занятием ещё в молодости. Наши артисты подготовили небольшой эпизод из его жизни.
( дети показывают небольшую инсценировку)
АВТОР: Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новогородской губернии. Ямщик заметил, как над дальним лесом сгустились тучи, и сказал:
- Замолаживает.
- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ? – спросил Даль, услышав незнакомое слово.
- Смурнеет. К теплу, - ответил ямщик.
Володя достал тетрадь и записал: «Замолаживает – небо пасмурнеет, заволакивается тучами». Это была его самая первая запись. С неё и начнётся знаменитый словарь. Далю было тогда семнадцать лет.
(слайд №6)
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
УУД: регулятивные
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...
21.10.2020/Т3/русский язык и культура речи/Лексическое значение
выполнить задание...