Урок русского языка ФГОС в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_slovosochetanie.rar | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс.
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями и пожелаем всем хорошего настроения.
2. Вхождение в тему (открываем тетради…)
- Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)
- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.
- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).
- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 2)
3. Установка учебной проблемы
В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов
Перед вами пары слов. Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)
— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.
золотой, листья
улетать, юг
по,из
пилить, вода
— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).
-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )
4.Этап целеполагания
Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.
Что будем узнавать Чему научимся, что будем делать
Что такое сл-соч.
(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)
Чему научимся, что будем делать
Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?
А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы - это информационные тексты.
Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.
Работа в группах!
5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
1) Работа в группах.
Задание для 1 группы: » Найди пару«
Рассмотрите таблицу.
ГРУСТНЫЙ | ВПЕРЕД |
ЧУДЕСНАЯ | ГРОМКО |
СМЕЯТЬСЯ | О ПРИРОДЕ |
ГОВОРИТЬ | ВЗГЛЯД |
МЧАТЬСЯ | СКАЗКА |
Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.
Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?
Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».
Прочитайте пары слов.
ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ
НОВЫЙ, БРОШЮРА
СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА
ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ
СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА
Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.
Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?
Задание для 3 группы: «Наведи порядок»
Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.
ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.
По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.
2) Обсуждение полученных результатов.
-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)
Вывод 1 группы:
-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.
Вывод 2 группы:
-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.
Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.
Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА
Какой вывод делает 3 гр.(см . слайд)
— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.
(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.
ФИЗМИНУТА!!!
3) Работа с материалом учебника.
— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.
(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).
4) Составление опорной схемы.
-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.
(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.
6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.
Читать книгу
Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово
Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!
В) работа с текстом (см. слайд 13)
Г) отвечаем на поставленные вопросы
7. Этап контроля.
Тест с самооценкой (см. слайд)
8.Дом. задание: 1. правило, упр.272
2. правило, упр 272 + задание
9. Рефлексия деятельности (см. слайд)
10.оценки.
Урок закончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Наш родной русcкий язык" (по ФГОС).
Вводный урок русского языка в 5 классе, построенный в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. В конспекте прописаны целевые установки, формируемые УУД, дано приложение к уроку....
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....
ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова
Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...