Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).
презентация к уроку по русскому языку по теме
Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_formirovaniya_udd_na_urokakh_russkogo_yazyka.ppt | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Базовые документы: Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http : //standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ № 43
В качестве базовых вводятся понятия : Компетентность – свойство личности; Компетенция – содержание образования; Универсальные учебные действия ( УУД ); Универсальные учебные умения ( УУУ ). В предметной области « Филология » базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также получением и обработкой информации из любого текста.
Все результаты образования в соответствии с ФГОС мыслятся в трёх сферах: предметные (достижения в предмете); метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); личностные (достижения как результат аксиологического и антропоцентрического подходов ).
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС Работа с текстом : поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом : преобразование и интерпретация информации Работа с текстом : оценка информации
На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. С.Маршак Понимание многоступенчато. Первая ступень – это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст.
Собрать рассыпанные тексты Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был. Понятия, слово, человеку, свои, другому, чтобы, дано, чтобы, для того, свои, сообщать. М.В.Ломоносов
Выделение главной мысли Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль. Старик моряк говорил о море. - Море бывает щедрым, - сказал он. - Бывает оно печальным, - сказал он. - Бывает жестокосердным, - сказал он. - Бывает оно отчаянным, - сказал он. -Море бывает разным, - сказал он. Чистым бывает и грязным, -сказал он. Таинственным и раскрытым, Могучим, ворчливым, сердитым.. Море – как человек! Расул Рза
Учим прогнозированию Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова Невероятно Ни при каких обстоятельствах.
Расшифровать предложение Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут.
В поисках мудрости Английская сказка «Философ и лодочник» Догадайтесь, что за вопрос задал лодочник и что случилось потом.
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ
1.Что объединяет следующие слова, и какое из них лишнее? Очки, каникулы, ножницы, санки. Все существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки , которое многозначно (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте. Во 2-м значении существительное изменяется по числам).
2. Загадки - шутки. -Чашки все еще грязные? – спросила мама. Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? ( Они вымыты ).
Шарады. Корень мой находится в снегу, В подставке я приставочку найду. Суффикс мой вы в чайнике встречали. Весь же я – в лесу и на поляне.
.Задуманы слова разных частей речи с окончанием –а. Какие? Дети называют части речи, приводят примеры (существительное женского рода: лисица , мужского рода: юноша , глагол прошедшего времени женского рода: зазвенела, местоимение 3-го лица единственного числа, женского рода: она ). Такие задания помогают глубже вдуматься в структуру слова, устанавливать внутрипредметные связи. Дети доказывают, убеждают, что вносит оживление в уроки.
Ученики читают текст и подбирают свою концовку (побудительное предложение). Хлеб – всему голова. Когда хлеба вдоволь, работа идет хорошо, люди живут весело. Вырастить хлеб очень трудно. Нужно вспахать землю, посеять зерно. Осенью нужно убрать урожай. Потом зерно свезти на мельницу. Вкусно пахнет свежим хлебом из булочной утром. На доске даны два предложения: Все на уборку хлеба! Больше хлеба стране. Какое из них подойдет? Возникает спор. Ученики не согласны с такой концовкой – смысл другой. Такие задания развивают активность, умение думать, анализировать, доказывать.
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ - ЭТО РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА – ВЫДВИЖЕНИЕ ТЕКСТА В КАЧЕСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ШИРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ В 5-9 КЛАССАХ; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТОВ ( план, тезисы, схемы, таблицы и т.д.) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫХ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ, ФОРМИРУЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С КНИГОЙ; ОБУЧАТЬ АНАЛИЗУ ТЕКСТА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА СМЫСЛОВУЮ ЦЕЛЬНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛЕСООБПАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ; УЧИТЬ ПИСЬМЕННОМУ ПЕРЕСКАЗУ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, СОЗДАВАТЬ И РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ. БОТУ С ТЕКСТОМ
Таким образом, основные идеи ФГОС в предмете «русский язык» - это Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык»
Системно-деятельностный подход «Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»
Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...
Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий
Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....
Виды самостоятельных работ по формированию УУД на уроках русского языка в соответствии с программой ФГОС.
Разработки разноуровневых самостоятельных работ для учащихся 6 класса по русскому языку в соответствии с новыми требованиями ФГОС...
Формирование УУД на уроках русского языка в условиях введения ФГОС ООО
В данной статье содержится анализ о школе, методике и детях после первого года работы учителей...
Мастер-класс "Компетентностно-ориентированные задания - средство формирования УУД на уроках русского языка".
В ходе проведения мастер-класса учитель делится опытом работы использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка....
Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.
Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....