Статья "Развитие речи на уроках литературы"
статья по русскому языку по теме
Статья о роли чтения в жизни ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_literatury.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках литературы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Слова К.Д. Ушинского о том, что «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотиться к такой беседе» есть, по моему мнению, одна из важнейших задач школы. Уроки чтения на уроках литературы призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и создание своего собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности школьника обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Обучение школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Выражать своё понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика. С одной стороны, эта трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельностей, с другой – наличием потребности в выражении своей позиции, а также созданием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтение художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.
Таким образом, выбор темы «Работа над устной речью учащихся на уроках литературы» не случаен, так как проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры речевого общения школьников приобретает важное значение.
Известно, что ребёнок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребностей в общении ребёнка является речь.
Речь ребёнка и особенности её развития.
Речь – деятельность, которая осуществляется человеком посредством языка в целях общения. Цели эти могут быть разными. В одних случаях человеку надо другому что – то сообщить; в других – что – то спросить, задать вопрос или, наоборот, ответить на вопрос; в – третьих, что- то приказать другим, оказать на них воздействие. Благодаря речи знания, мысли одного человека становятся достоянием другого. Обмен мыслями, чувствами, переживаниями между людьми в процессе совместной деятельности является их жизненной потребностью и необходимостью.
Различают такие виды речи: 1) внешнюю речь, которая в свою очередь делится на устную с двумя её формами – монологической и диалогической – и письменную; 2) внутреннюю речь.
Особый вид речи, по сравнению с устной и письменной, представляет собой внутренняя речь, или речь про себя. Поскольку внутренняя речь служит не для общения с другими людьми, а для целей собственной мыслительной деятельности, она осуществляется без громкого произношения, т.е. характеризуется скрытой артикуляцией речевых звуков. Однако так же, как устная и письменная речь, внутренняя осуществляется на базе языкового материала. Поскольку внутренняя речь – это речь для себя, речь, которой человек пользуется для обдумывания своих мыслей, того, что он хочет сказать, написать или просто уяснить для себя, она кратка, лаконична и не обязательно правильно построена.
К семи годам, когда ребёнок поступает в школу, родной язык им уже практически усвоен. Вместе с тем под влиянием обучения в речи ребёнка происходят огромные сдвиги. Обусловлены они тем, что с поступлением ребёнка в школу родной язык впервые становится для него учебным предметом, а это означает, что ребёнок вступает в совершенно новые отношение к языку.
Процесс обучения требует, чтобы обучающийся научился сознательно пользоваться грамматическими и синтаксическими формами языка.
Прежде всего, в школе нужно овладеть грамотой, умением читать и писать.
Можно выделить основные этапы овладения чтением.
I этап – аналитический – ребёнок читает сначала по отдельным звукам, а потом по слогам. В результате такого чтения слова прочитываются слогораздельно (не слитно), и поэтому их значение плохо усваивается учеником. Вследствие этого содержание текста в целом им не улавливается.
II этап – синтетический – дети соединяют элементы слова, но делают это недостаточно дифференцировано, торопятся и угадывают слова.
III этап – аналитико – синтетический – синтез слова осуществляется на основе более дифференцированного анализа его элементов, чтение становится более точным, более быстрым (беглым), более осознанным.
На этой стадии чтения у детей возникает и развивается умения читать про себя. Оно целиком направлено на понимание текста и не требует выразительного произнесения. Овладение чтением про себя играет очень важную роль в общем процессе речевого развития ребенка и способствует, в частности, развитию сложных форм мыслительной деятельности, осуществляющихся посредством внутренней речи. Это уже высшая форма чтения, которая, однако, может осуществляться тоже на разном уровне. Развитие устной речи учащихся зависит от ряда условий. Для того чтобы речь развивалась, необходимо, чтобы ребёнок больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Для этого необходимо, чтобы ребёнок испытывал потребность (мотив), побуждение в речевом общении. Задача воспитания речевой активности теснейшим образом связана с расширением круга их представлений, знаний, развитием их познавательных интересов. Развитие речи нельзя рассматривать изолированно от развития мышления и сферы познавательных интересов в целом.
Таким образом, развитие речи следует начинать с работы над расширением круга представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познавательных интересов.
Словарная работа на уроках литературы.
Обогащения словаря учащихся осуществляется при изучении грамматики в процессе работы над текстом на уроках.
Исходным материалом служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путём наблюдения за языком произведения и в процессе смыслового анализа.
Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.
Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путём специальных упражнений . Объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить обучающихся различать оттенки значений слова, их образность – важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи , но и понимание произведения, его идейную значимость.
От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны и языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы . Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутьё к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства , побуждает к активной работе мышление и речь.
Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию, - всё лексическое богатство должно быть доведено до сознания детей уже в младшем школьном возрасте.
Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание учеников не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.
Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий или понятие о явлениях жизни.
В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.
Отбор словаря для изучения и включения в речь учащихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, ибо следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает раскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя.
Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.
Знания, получаемые из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни. Неясные представления и понятия можно конкретизировать путём выяснения содержания понятий или представлений.
Большое место в развитии речи учащихся занимают пересказы различных текстов. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приёмов развития мышления и речи.
В связи с этим очень существенным является вопрос об условиях, при которых сам пересказ и подготовка к нему действительно служат этой цели.
Обучение речевой деятельности в школе должно вестись в соответствии с её природой, которая заключается в единстве её основных функций – общения и мышления.
Недостаточная эффективность работы по развитию речи учащихся объясняется тем, что эта природа недостаточно учитывается.
Речь – особая форма деятельности, и, как всякая деятельность, она осуществляется по определённым мотивам. Каков же мотив лежит в основе пересказа учащегося, какую задачу он в нём решает и как он эту задачу понимает?
Известно, что школьник, умеющий в своей детской среде живо и непосредственно пересказывать содержание прочитанных книг или просмотренных кинофильмов, школьник, который щедро сопровождает свой «неаудиторный» пересказ различными оттенками интонаций, пауз, выражением лица, глаз, мимикой и жестами, помогающими ему донести до слушателей его отношение к рассказываемому, в школьной, классной обстановке становится необыкновенно скупым на дополнительные выразительные средства пересказа. Рассказы и пересказы детей становятся монотонными, протекают с напряжением с множеством пауз, с большой нагрузкой на память. Это всё можно объяснить рядом обстоятельств.
Первое из них заключается в том, что с поступлением в школу резко меняется объект пересказов, мотивы, по которым они осуществляются, а также источник, из которого черпается тематика (учебный материал вместо собственного опыта и наблюдений). Существенно меняется и аудитория рассказчика (класс со специфической оценкой учителя вместо небольшой группы).
Известно, что подготовительным этапом к пересказыванию является чтение текста. Следовательно, по тому, как учащийся читает текст, уже можно судить о задаче, которую он в нём намерен решить.
Чтение, как правило, протекает неравномерно: одни части текста учащийся читает бегло, другие, наоборот, более медленно. Отдельные фразы, слова он читает повторно, иногда по несколько раз, а некоторые слова и фразы он при чтении произносит вслух.
Читая текст , ученик, по существу, ставит перед собой и решает только одну задачу: возможно полнее и точнее запомнить его содержание.
Особенности и качества пересказов, выполняемых на уроках литературы, находятся в самой прямой зависимости от речевых способностей, которыми облают дети, от их речевого развития. Запас их слов , как правило, ограничен, особенно это относится к активной речи, к тому, чем они в действительности пользуются. В речи детей совершенно недостаточно синонимов и, следовательно, ограничены возможности в замене одних слов другими. Ещё большие затруднения вызывает задача заменить одни речевые обороты другими. Ученики испытывают затруднения в подборе нужных слов, в построении фразы. Это обстоятельство препятствует реконструкции текста при его воспроизведении. При этих условиях дети вынуждены держаться ближе к тому, что им дано в готовом виде в читаемом тексте. Здесь они находят то, что с таким трудом им удаётся сформулировать самим.
Таким образом, можно выделить одну закономерную особенность пересказов – наличие в них словесных замен.
Работа на уроках литературы над повествовательными, описательными и объяснительными текстами с целью их воспроизведения предъявляет разные требования к мыслительной деятельности учащихся. Пересказы одних текстов (объяснительных) связаны с обобщающей деятельностью мышления, пересказы других текстов (описательных) – с выделением деталей, конкретизацией прочитанного.
Воспроизведение этих текстов предъявляет также определённые требования к устной речи учащихся. Пересказ текста, содержащего большое количество объяснений, требует самостоятельно сформулированных суждений, обобщений и выводов. Воспроизведение же описаний осуществляется обычно близко к тексту.
Как показывает практика, лучшими оказываются пересказы эмоционально-образных текстов.
«Мысль может быть усвоена или понята таким человеком, у которого она входит звеном в состав его личного опыта или в той же самой форме (тогда мысль уже старая, знакомая), или на ближайших степенях обобщения»[1].
Это высказывание имеет самое непосредственное отношение к определению содержания текстов, которые дети читают и пересказывают на уроках литературы. Содержание каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям.
Во-первых, оно должно иметь определённую познавательную ценность. Каждый текст должен обогатить ребёнка каким-то новым знанием, должен чему-то его научить.
Во-вторых, содержание текста должно представлять определённый интерес, должно вызвать к себе определённое отношение.
Для того чтобы у ученика возникла потребность прочитать текст, усвоить его содержание и рассказать его другим, это содержание должно быть для него доступным, найти какой-то отклик в его опыте и вместе с тем обладать определенной степенью новизны.
Пересказы текста являются активным средством развития речи и мышления учащихся.
Работа над пересказом должна строиться в определённой системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий в связи с пересказом, чтобы каждый последующий пересказ представлял собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующий; каждый пересказ должен прибавлять хотя бы крупицу нового к уже имеющимся у ученика знаниям. Это может выразиться в перестройке знаний, во введении их в новые связи, контексты.
Пересказ на уроках литературы зависит от целого ряда условий:
- от задачи, которой направляется процесс чтения и подготовка пересказа;
- от степени активности, с которой учащийся включён в процесс решения задачи;
- от особенностей текста, который подлежит воспроизведению.
Необходимо помнить, что любой пересказ или рассказ на уроке должен быть, прежде всего, средством общения. Задача, которая встаёт в связи с этим, заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учётом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитывать у учащихся критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней.
Развитие речи и словаря , овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников.
Формирование возможностей речевого общения школьников предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Только у ребенка ,обладающего богатым словарным запасом ,может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря ,можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности, и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Исходя из вышеперечисленного , можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
[1] Липкина А.И., Оморокова М.И., Работа над устной речью учащихся на уроках чтения, «Просвещение», М., 1985, стр.81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура речи на уроках литературы
Научная статья содержит материал по развитию культуры речи на уроках литературы. Отражает особенности проведения орфоэпических комментариев художественных произведений, их орфоэпическую разметку, рече...
Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....
Развитие речи на уроках литературы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь дете...
Презентация "Развитие речи на уроках литературы"
Методический материал как для педагогов, так и для учащихся по развитию речи на уроках литературы....
Работа по развитию устной и письменной речи на уроках литературы в 6 классе
Разработка уроков развития устной и письменной речи на уроках литературы в 6 классе...
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....
Развитие речи на уроках литературы
В презентации представлена система работы по развитию речи учащихся....