Культура речи на уроках литературы
статья по литературе по теме
Научная статья содержит материал по развитию культуры речи на уроках литературы. Отражает особенности проведения орфоэпических комментариев художественных произведений, их орфоэпическую разметку, речевую характеристику персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья
Культура речи на уроках литературы
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая считается показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы.
На уроках литературы провожу работу по совершенствованию произносительной (орфоэпической) культуры учащихся. На уроках русского языка обучаю нормам орфоэпии, а на уроках литературы полученные умения и навыки закрепляются и совершенствуются.
В программу по литературе включены, кроме собственно литературных, речевые умения, среди которых выделено умение правильно и бегло читать вслух знакомые художественные, учебные тексты. При оценивании устных ответов учитываю речевую грамотность и выразительность чтения и говорения. Исходя из указанных положений, на уроках литературы ставлю следующие задачи.
1. Проводить орфоэпические комментарии до или после чтения художественных произведений на уроках.
2. Обращать внимание учащихся на произносительные особенности в речи персонажей как средство их речевой характеристики.
3. Проводить орфоэпическую разметку текстов (отрывков) при подготовке к выразительному чтению.
Данная работа не требует больших затрат времени, занимая в среднем не более 5 минут на каждом уроке.
Орфоэпические комментарии.
Необходимость в орфоэпических комментариях возникает в тех случаях, когда вероятность орфоэпической ошибки особенно велика или существует противоречие между современной произносительной нормой и нормой, действовавшей в языке во время написания художественного произведения, особенно поэтического.
Так, требует комментария, например, загадка «Поднялися ворота – всему миру красота».(5 класс). Разъясняю учащимся, что произношение поднялис`[а] и ворота` вместо воро`та было свойственно народной речи в прошлом.
Во время знакомства учащихся с баснями И.А.Крылова (5 класс) говорю о необычном для современного языка произношении слов до`бычу («Волк и ягненок»), нейдёт («Квартет») и т.д. Для предупреждения ошибки в произношении рифмующихся слов одинок[ъ]й – далекой («Парус» М.Ю.Лермонтова, 6 класс) обращаю внимание на то, что первое прилагательное должно звучать с твердым [к], хотя такое произношение сейчас встречается редко.
Я привела только некоторые примеры. Однако любое произведение требует тех или иных комментариев.
Выявление произносительных особенностей речи персонажей литературных произведений как средство их речевой характеристики.
Создавая тот или иной образ, писатель нередко сосредоточивает внимание на индивидуальных особенностях речи героя. Понятно, что передать их в рамках письменной формы речи затруднительно. Однако автор использует с этой целью графические средства сигнализации, фонетизмы. Так создается индивидуальный речевой образ. Изучая то или иное произведение, прошу учащихся ответить, какие произносительные особенности проявляются в речи героя. Находим диалектные черты, отмечаем необычное произношение отдельных слов.
Орфоэпическая разметка текстов.
Под орфоэпической разметкой подразумевается предваряющая выразительное чтение расстановка ударений и обозначение звучания слова или его части с помощью знаков фонетической транскрипции.
Вместе с учениками прежде всего устанавливаем, какие слова требуют таких помет, и делаем их, а затем ученики читают текст или отрывок в соответствии с пометами.
Такая работа по литературе развивает речевой слух, языковой вкус учащихся, повышает их произносительную культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Культура речи на уроках математики, 5-6 класс"
- По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому на своих уроках постоянно учу детей правильно говорить....
Методическая разработка "Обучение культуре речи на уроках русского языка"
Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию...
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Синтаксис и культура речи. Повторение. (Урок обобщения и систематизации изученного.) 11 класс.
Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы. Он позволяет привести в систему знания по указанной теме, использовать их при решении практических ли...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....