Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Манова Светлана Владимировна

В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)

Тема:

Средства выразительности речи.

Цель урока:

  1. Закрепить знания учащихся о средствах выразительности речи:
  1. Метафора;
  2. Эпитет;
  3. Олицетворение.
  1. Развивать умение находить в поэтических текстах средства выразительности речи;
  2. Развивать чувство любви к родине, к русскому языку.

Решаемые проблемы:

  • Что такое метафора, эпитет, олицетворение?
  • Для чего используют авторы в своих произведениях средства выразительности речи?

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • Научиться различать средства выразительности речи;
  • Научиться находить их в поэтических текстах.
  1. УУД:
  • Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
  • Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения;
  • Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание; устанавливать рабочие отношения. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
  1. Личностные:

Формирование мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, рисунки учеников.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Формулируем цель урока.

На экране стихотворение Расула Гамзатова:

Шар земной, для одних ты арбуз. На куски

Разрезают тебя и кромсают зубами.

Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки

То хватают тебя, то пинают ногами.

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.

Шар земной, для меня ты – лицо дорогое.

Я слезинки твои утираю,  - не плачь, -

Кровь смываю твою и пою над тобою.

Обратите внимание на выделенные слова. Поэт заметил неожиданное сходство предметов. Нарисовал яркую картину, в которой вот так по-разному изобразил земной шар: это и арбуз – для тех, кто стремится получить больше выгоды ,это и мяч – для тех политических деятелей, которые не берегут мир на планете. Поэту земной шар напоминает лицо дорогого человека, и говорит он о нём с любовью.

Значит, каждый предмет можно сравнить со многими другими.

Как же называются такие слова, помогающие автору нарисовать яркую, образную картину?

- Средства выразительности речи.

- Вспомнить средства выразительности речи.

            3. Актуализация опорных знаний.

Какие средства выразительности речи вы знаете?

- Метафора, эпитет, олицетворение.

4. Распределение учащихся на группы.

Каждому из вас дано определение средства выразительности речи. Подумайте, как оно называется, и сядьте за тот стол, на котором стоит ваша табличка.

1 группа – метафора, 2 группа – эпитет, з группа -  олицетворение.

5.  Групповое составление плана сообщения о средстве выразительности речи.

Задание каждой группе. У вас есть определение средства выразительности речи. Используйте его на практике. На столах  лежат тексты (отрывки из стихотворений разных авторов). Найдите в них  соответствующие средства выразительности речи. Подчеркните их.

1 группа (метафора):

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согрет.

(С. Есенин).

Заслушиваем результаты работы 1 группы.

- Горит костер рябины красной – метафора.

  • Как вы объясните эту метафору?
  • Какие слова семантически связаны друг с другом?

- Горит и красной. Красный – это цвет огня. Рябина пылает красным цветом, как огонь костра. Есенин сравнивает красный цвет рябины с красным огнем костра. Метафора – это скрытое сравнение, перенос наименования с одного явления на другое по общим признакам.

  • Зачем С. Есенин  использует метафору?

-С помощью метафоры автор создает яркий, неповторимый образ.

2 группа (Эпитет):

Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,

А там лазури тающая нежность …

Как будто из действительности чудной

Уносишься в волшебную безбрежность.

(А. Фет)

Слушаем выступление 2 группы.

Ясень изумрудный, тающая нежность, волшебная безбрежность – эпитеты.

Эпитет – это художественное, образное определение.

  • С какой целью А. Фет использует эпитеты?

-Эпитеты делают речь яркой, выразительной.

  • Какие цвета вы увидели в нарисованном пейзаже?

-Изумрудный, нежно-голубой.

  • Эпитет волшебная безбрежность о чем вам говорит?

-Поэт увидел в обычной картине природы чудо, волшебство. Он точно ощущает красоту мира.

  • Эпитеты позволяют чётче представить, ощутить художественные образы.

3 группа (олицетворение):

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М. Лермонтов)

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.

  • С какой целью использует поэт олицетворение?

-Чтобы нарисовать яркую образную картину.

6. Самостоятельная работа (раздаточный материал) – найти средства выразительности речи в стихоторении С.Есенина «Пороша».

7. Проводим игру «Разгадай метафору, эпитет, олицетворение!»

На доске – рисунки учеников, на которых они изображали средства выразительности речи («Задремали звезды золотые…», «… Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона», «…хрустят у рельс суставы», «Закат. Как змеи, волны гнутся…», «Вот охватывает ветер стаи волн…»).

  • Назовите средства выразительности речи, изображенные на рисунках? Почему эти рисунки вызвали улыбку?

-Потому что наши художники изобразили прямое значение слов.

  • А надо было какое значение рисовать?

-Переносное.

  • Как называются средства выразительности речи, употребленные в переносном значении?

-Это тропы.

8. Рефлексия.

«Продолжите предложение»

  1. Метафора – это…
  2. Эпитет – это …
  3. Олицетворение – это …
  4. Тропы используют для …

9. Домашнее задание: найти средства выразительности речи в стихотворении С. Есенина «О красном вечере задумалась крапива».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Урок по теме Метафора как средство выразительности речи

Урок по теме Метафора как изобразительное средство...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Система работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка

Данное пособие представляет собой методические рекомендации, помогающие учителю организовать работу по изучению изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка....