Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
Тема:
Средства выразительности речи.
Цель урока:
- Закрепить знания учащихся о средствах выразительности речи:
- Метафора;
- Эпитет;
- Олицетворение.
- Развивать умение находить в поэтических текстах средства выразительности речи;
- Развивать чувство любви к родине, к русскому языку.
Решаемые проблемы:
- Что такое метафора, эпитет, олицетворение?
- Для чего используют авторы в своих произведениях средства выразительности речи?
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Научиться различать средства выразительности речи;
- Научиться находить их в поэтических текстах.
- УУД:
- Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
- Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения;
- Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание; устанавливать рабочие отношения. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- Личностные:
Формирование мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, рисунки учеников.
План урока.
- Оргмомент.
- Формулируем цель урока.
На экране стихотворение Расула Гамзатова:
Шар земной, для одних ты арбуз. На куски
Разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое.
Я слезинки твои утираю, - не плачь, -
Кровь смываю твою и пою над тобою.
Обратите внимание на выделенные слова. Поэт заметил неожиданное сходство предметов. Нарисовал яркую картину, в которой вот так по-разному изобразил земной шар: это и арбуз – для тех, кто стремится получить больше выгоды ,это и мяч – для тех политических деятелей, которые не берегут мир на планете. Поэту земной шар напоминает лицо дорогого человека, и говорит он о нём с любовью.
Значит, каждый предмет можно сравнить со многими другими.
Как же называются такие слова, помогающие автору нарисовать яркую, образную картину?
- Средства выразительности речи.
- Вспомнить средства выразительности речи.
3. Актуализация опорных знаний.
Какие средства выразительности речи вы знаете?
- Метафора, эпитет, олицетворение.
4. Распределение учащихся на группы.
Каждому из вас дано определение средства выразительности речи. Подумайте, как оно называется, и сядьте за тот стол, на котором стоит ваша табличка.
1 группа – метафора, 2 группа – эпитет, з группа - олицетворение.
5. Групповое составление плана сообщения о средстве выразительности речи.
Задание каждой группе. У вас есть определение средства выразительности речи. Используйте его на практике. На столах лежат тексты (отрывки из стихотворений разных авторов). Найдите в них соответствующие средства выразительности речи. Подчеркните их.
1 группа (метафора):
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согрет.
(С. Есенин).
Заслушиваем результаты работы 1 группы.
- Горит костер рябины красной – метафора.
- Как вы объясните эту метафору?
- Какие слова семантически связаны друг с другом?
- Горит и красной. Красный – это цвет огня. Рябина пылает красным цветом, как огонь костра. Есенин сравнивает красный цвет рябины с красным огнем костра. Метафора – это скрытое сравнение, перенос наименования с одного явления на другое по общим признакам.
- Зачем С. Есенин использует метафору?
-С помощью метафоры автор создает яркий, неповторимый образ.
2 группа (Эпитет):
Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
А там лазури тающая нежность …
Как будто из действительности чудной
Уносишься в волшебную безбрежность.
(А. Фет)
Слушаем выступление 2 группы.
Ясень изумрудный, тающая нежность, волшебная безбрежность – эпитеты.
Эпитет – это художественное, образное определение.
- С какой целью А. Фет использует эпитеты?
-Эпитеты делают речь яркой, выразительной.
- Какие цвета вы увидели в нарисованном пейзаже?
-Изумрудный, нежно-голубой.
- Эпитет волшебная безбрежность о чем вам говорит?
-Поэт увидел в обычной картине природы чудо, волшебство. Он точно ощущает красоту мира.
- Эпитеты позволяют чётче представить, ощутить художественные образы.
3 группа (олицетворение):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Лермонтов)
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
- С какой целью использует поэт олицетворение?
-Чтобы нарисовать яркую образную картину.
6. Самостоятельная работа (раздаточный материал) – найти средства выразительности речи в стихоторении С.Есенина «Пороша».
7. Проводим игру «Разгадай метафору, эпитет, олицетворение!»
На доске – рисунки учеников, на которых они изображали средства выразительности речи («Задремали звезды золотые…», «… Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона», «…хрустят у рельс суставы», «Закат. Как змеи, волны гнутся…», «Вот охватывает ветер стаи волн…»).
- Назовите средства выразительности речи, изображенные на рисунках? Почему эти рисунки вызвали улыбку?
-Потому что наши художники изобразили прямое значение слов.
- А надо было какое значение рисовать?
-Переносное.
- Как называются средства выразительности речи, употребленные в переносном значении?
-Это тропы.
8. Рефлексия.
«Продолжите предложение»
- Метафора – это…
- Эпитет – это …
- Олицетворение – это …
- Тропы используют для …
9. Домашнее задание: найти средства выразительности речи в стихотворении С. Есенина «О красном вечере задумалась крапива».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.
Освоив способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...
Урок по теме Метафора как средство выразительности речи
Урок по теме Метафора как изобразительное средство...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Система работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка
Данное пособие представляет собой методические рекомендации, помогающие учителю организовать работу по изучению изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка....