Презентация "Развитие речи на уроках литературы"
презентация к уроку по литературе на тему
Методический материал как для педагогов, так и для учащихся по развитию речи на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание. 1) Цитаты о речи и языке. 2) Развитие грамотной речи на уроках литературы. 3) Виды речевой деятельности на уроке. 4) Речевые ошибки на уроках литературы. 5) Чем мы «засоряем» свою речь? 6) Уроки, которые нам запомнились.
Цитаты о речи и языке . Научиться говорить можно только говоря. (Скилеф «Книга Афоризмов»)
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. (Вольтер)
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как, приблизительно, неточно, неверно. (А.Н.Толстой )
Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал. (Саади)
Говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь. ( Сервантес)
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать. (А. П. Чехов)
Развитие грамотной речи на уроках литературы . На всех уроках в школе ученики говорят, пишут, читают, но только на уроках литературы задача развития речи решается последовательно, в определённом порядке. Уроки литературы помогают научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Задачи развития речи. Лингвистические. Овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие грамотной речи на уроках литературы. Коммуникативные. Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Формирование речевых навыков, использование языка в различных сферах. Культуроведческие. Овладение нормами речевого этикета. Совершенствование различных видов речевой деятельности.
Виды речевой деятельности на уроке. Чтение художественных текстов. Пересказы (краткий, подробный, выборочный.) Заучивание наизусть литературных текстов. Составление планов и отзывов по литературным произведениям. Словарная работа. Умение формулировать вопросы и отвечать на них.
Написание сочинений по произведениям, по картинам. Написание изложений, изложений с элементами сочинений. Языковой анализ текста. Изучение элементов стихосложения. Литературная гостиная.
Примеры творческих упражнений по учебнику русской речи Е.И.Никитина. Типы речи. 1)Прочитайте, определите тип речи. 2)Найдите тезис и доказательство. 3)Запишите текст. Про обложку говорят: лицо книги. Обложка- первое, что видит читатель, когда берёт книгу в руки. И от «выражения этого лица» очень часто зависит, захочет ли человек раскрыть книгу и прочитать её.(Юному книголюбу. Словарь-справочник.) Тип речи- Рассуждение. Тезис- синим. Доказательство- зелёным.
Типы речи. Определите тип речи. И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня – Солдат Советской Армии. ( Л.Кассиль) Тип речи- повествовательный.
Стили речи. По этому отрывку определите стиль речи. Мел, известняки и доломиты широко распространены на территории Подмосковья. Таким образом, выше перечисленные горные породы относят к типу осадочных. Стиль речи- научный
Стили речи. Составьте справку в официально- деловом стиле. Справка. Дана Иванову Сергею Дмитриевичу в том, что он действительно является учеником 6-го класса средней школы № 1 Г. Москвы. Справка дана для представления в городскую библиотеку. Директор школы Сафронов И.И. Стиль речи: официально - деловой.
Эпиграф. Какие слова В. Пескова можно взять в качестве эпиграфа к заметке «О родниках»? Рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды… Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту уталить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной, чистой воды.(В.Песков) Эпиграф- розовым.
Антонимы. Прочитайте словарную статью, укажите в ней антоним. Белый, -ая, -ое; бел , бела, бело и бело. Цвета снега, молока,мела; противоп. Черный . Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. ( И. Суриков.) Антоним – черный
Правильн ое написание. Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. Обед сегодня был менее вкусн ее , чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладн ее , чем в этом. Обед сегодня был менее вкусн ым , чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладн ой , чем в этом. Не правильные окончания- красным. Правильные окончания- зелёным.
Описательный оборот. Запишите текст. Найдите в нём описательный оборот. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. Описательный оборот- голубым.
Многозначность слов … Подберите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность слова язык . Злой язык, иностранный язык, Эзопов язык, распустить язык, прикусить язык, тянуть за язык, острый язык, проглотить язык…
Многозначность слов… Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно было разными членами предложения. Я владею русским языком. Русский- мой родной язык. Язык - орган вкуса. Дополнение- красным Глагол- синим Существительное- зелёным
Однокоренные слова. Какие из этих слов можно считать однокоренными : широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, подлый, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник. Полярный- полюс. Полевой- полёвка. Полный- заполнение. Подпольный- половик.
Речевые ошибки на уроках литературы. Примеры ошибок на уроках литературы: Муму- это фамилия Герасима. Герасим мало разговаривал, потому- что был глухонемым. Герасим привязал кирпич на шею и поплыл. Дубровский убил медведя, оказавшись французом. Дубровский был честным разбойником, потому- что грабил только наполовину.
Дубровский был бедный дровянин. На памятнике Пушкин одет в халат и стоит, задумавшись одной ногой вперёд. В Пушкина на дуэли стрелял француз- дантист. Пушкин стоит на постаменте , откинув ногу на зад. Мересьев танцевал с медсестрой на дискотеке.
Чем мы «засоряем» свою речь? Слова- паразиты пробираются в нашу речь и засоряют её. На переменах, дома, в общении на сайтах мы часто общаемся языком героев мультфильмов, фильмов и всякими новомодными словечками. Без слов «супер», «потрясно» и др. многие уже не мыслят свою жизнь. Редко кто теперь употребляет слово «великолепно».
Слова- паразиты «это самое» , «типа» , «как бы» происходят от привычки медленно думать, заполняя паузы этими бессмысленными словечками. Примеры словесного мусора можно услышать на каждом шагу: лоханулся, зашибись, офигеть, по- любому, прикинь, отпад. Выход один: читать больше хорошей литературы, обогащать свой словарный запас. В СМС, в телефонных разговорах соблюдать нормы литературного языка.
Уроки, которые нам запомнились. Внеклассное мероприятие по басням И. А. Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура речи на уроках литературы
Научная статья содержит материал по развитию культуры речи на уроках литературы. Отражает особенности проведения орфоэпических комментариев художественных произведений, их орфоэпическую разметку, рече...
Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....
Развитие речи на уроках литературы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь дете...
Статья "Развитие речи на уроках литературы"
Статья о роли чтения в жизни ученика...
Работа по развитию устной и письменной речи на уроках литературы в 6 классе
Разработка уроков развития устной и письменной речи на уроках литературы в 6 классе...
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....
Развитие речи на уроках литературы
В презентации представлена система работы по развитию речи учащихся....