Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
статья по теме
Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gridilevoy_4.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
Развивать речь обучающихся – значит совершенствовать её, применять такие методы, которые делали бы её более логичной, точной, выразительной и образной. Все уроки понемногу делают речь школьника правильной содержательной, но выразительность и образность, экспрессивность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы. Поэтому одной из важнейших задач учителя-словесника, на наш взгляд, является обучение детей навыкам устной письменной речи.
Анализ результатов ЕГЭ за последние годы по русскому языку позволяет сделать вывод о недостаточном уровне развития речи у выпускников общеобразовательных учреждений. С учетом того, что подобный навык необходим не только для экзамена по русскому языку и литературе, но и для тех экзаменов, где есть развернутые ответы на вопросы и эссе, решение проблемы становится особенно актуальной. На наш взгляд, система работы учителя словесника может быть более эффективной, если будут учтены следующие аспекты:
- Одним из главнейших условий организации любой письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель предлагаемой учащимся работы и те результаты, к которым она должна привести учащегося:
- Предлагаемое учащемуся задание для письменной работы должно быть подготовлено учителем, т.е. просмотрено и продуманно.
- Ученики, выполняющие письменную работу, должны отчетливо понимать задание и знать пути и приемы, при помощи которых выполняется задание. Иначе говоря, ученики должны быть подготовлены к выполнению письменной работы. Ей должна предшествовать аналогичная работа в устном исполнении, обеспечивающая конкретное понимание того, как и как нужно делать.
- Должны быть учтены результаты письменной работы, т.е. работы учащихся должны быть тщательно проверены, и учитель должен сделать выводы, определяющие дальнейшее направление его преподавания.
- Письменные работы, связанные с развитием речи учащихся, можно разделить на две основные группы: работы вспомогательного характера и работы, имеющие самостоятельное значение. К работам первой группы относятся планы работы по цитированию, письменные ответы на вопросы; ко второй группе относятся изложения, сочинения по картине, творческие сочинения различных видов, характеристики, описания.
- Формы работы по развитию речи на уроках литературы многообразны. Школьная программа основными видами называет сочинение, изложение и анализ.
Среди разнообразия видов сочинений и изложений особое внимание стоит уделить следующим - сочинения, где ученик рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер; сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох; это описания природы, различных ее уголков; творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы; это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу (например, «Бурлаки на Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова); сочинение публицистического характера; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей; это сочинения с грамматическими заданиями.
Обучающиеся часто испытывают затруднения при написании сочинений по проблематике прочитанных художественных произведений. А ведь большая часть сочинений по литературе уделена именно им. Не все обучающиеся понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Для выполнения комплекса таких заданий ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания.
Развитие речи сопряжено с развитием памяти, так как для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем почти не задумываясь в типичных ситуациях общения. Но главное здесь – это насыщение “творческой “ памяти, памяти культуры (по выражению Д.С. Лихачёва) художественными словесными образцами “высокой духовности”, которые часто цитируются и узнаются при общении. [1]
Различные недостатки в письменных работах школьников отражают особенности этой сложной мыслительной деятельности. Одной из причин недочетов ученических сочинений является и отсутствие самоконтроля, и неумение оценивать создаваемый ими текст с точки зрения восприятия его читателем. К сожалению, в школьной практике упускаются такие важные моменты, как совершенствование написанного и редактирование.
Повысить эффективность работы над изложением можно «обогатив её при помощи дополнительных лингвистических заданий» [2], представляющих собой разнообразные виды разбора, включая элементы анализа текста.
Если говорить об анализе текста, то, прежде всего, надо говорить о многообразии его видов: лингвистический, лексический, стилистический, литературный. В последний входят анализ лирического произведения и анализ прозаического произведения. Кроме целостного анализа, можно выделить и такие виды анализа как «анализ отдельного эпизода, характеристика героя, групповая характеристика героев, сравнительная характеристика двух героев, двух произведений, анализ художественной детали» [3](портретной, пейзажной и т.д.)
Для развития речи важно отрабатывать навык пересказывания, постепенно от урока к уроку усложняя виды пересказов, один урок целиком посвящать словарной работе, основанной на изученных текстах, другой — диалогической речи, третий — пересказам, четвертый — рассказам. А потом подвести к различным видам конкурсных работ: викторинам, выразительному чтению стихотворных и прозаических произведений. В словарную работу, как бы контролирующую или подводящую итог предыдущим занятиям, могут входить упражнения: дать объяснение или определение тому или иному слову, подобрать синонимы, вспомнить, в каких произведениях встречались эти слова, ввести их в собственные предложения.
Можно организовать и другие виды уроков, однако все они должны быть подчинены единой цели: проверить, насколько развивается у учащихся вкус к художественному слову, проследить, как формируется навык составления вопросов и ответов, навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов.
С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. «Нравственное просвещение невозможно без слова»[4]. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием речи, а именно с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка (умение неосознанно, но правильно пользоваться речью), языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к оттенкам поэтической речи, к тонким нюансам многозначности слова.
Кроме того, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Проблема воспитания толерантности сегодня также становится одной из важнейших в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.
Литература:
- Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 1996.
- Антонова Е.С. методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся. – М., 2007.
- Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту. – М., 2006.
- Павлова А.И. О технологии развития навыков критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык. – 2007. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков устной речи на уроках английского языка
Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...
Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».
Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить сво...
Развитие речи на уроках литературы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь дете...
Статья "Развитие речи на уроках литературы"
Статья о роли чтения в жизни ученика...
Презентация "Развитие речи на уроках литературы"
Методический материал как для педагогов, так и для учащихся по развитию речи на уроках литературы....
Развитие речи на уроках литературы
В презентации представлена система работы по развитию речи учащихся....