Имя числительное. Разряды числительных
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Белова Екатерина Трофимовна

Конспект урока по русскому языку с учащимся, занимающимся в условиях надомного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx69.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку с учащимся, занимающимся в условиях надомного обучения

Дата 26 февраля 2016 г.

Тема: Имя числительное. Разряды числительных

Цель:  сформировать понятие об имени числительном; вырабатывать умение находить числительные в тексте, научить отличать числительные  от других частей речи с числовым значением;

Задачи:

1).Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

2). Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи

3). Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.

 

УУД: личностные: воспитывать интерес к предмету,  самостоятельность в работе; предметные: формировать умения находить в тексте числительные и правильно их писать; грамотно употреблять числительные в речи;

Метапредметные:  регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений,соотносить цели и результаты своей деятельности,

определять степень успешности работы; познавательные: выделять главное, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Оборудование:  музыка для физминутки; компьютер, презентация;  раздаточный материал;

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Настрой на занятие (мотивация к учебной деятельности)

Вступительное слово. Формулировка темы урока.

— Сегодня, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? На этот вопрос ты ответишь сам, а пока спиши предложения и скажи, что между ними общего.

— Это загадки. Задание: Спишите загадки, отгадай их. Назовите знакомые части речи, надпиши их.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).

Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).

Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

— Что называют слова два, четыре, сто?

Как часто мы задаёмся вопросом: сколько же дней осталось до каникул? А один из наиболее часто задаваемых вопросов: который сейчас час? Ответить на эти и многие другие важные вопросы мы можем с помощью имён числительных. На этом уроке ты познакомишься с   данной частью речи.

— Значит о чем пойдет речь на уроке? Запишем тему в тетрадь.

— А на каких уроках ты встречаешься с числительными? (математика, география, биология)

2.. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

1.Работа над новым материалом

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

-  числа (дважды два – четыре),

-  количество предметов (четыре стола) или

-  порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько?, который?

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60293/0e6414e0_0530_0131_65bf_22000a1c9e18.png

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/60292/0d2de3d0_0530_0131_65be_22000a1c9e18.pngК порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

 3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

- количественные числительные, обозначающие целые числа,

- количественные числительные, обозначающие дробные числа,

- собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, трид­цатьтри ко­раб­ля. От­ме­тим, что дан­ные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни.

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора, которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два. При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги.

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе.

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода.

4. Физкультминутка

1. И.п. — стойка: руки за голову, голову наклонить вниз; 1—2 — выпрямить голову, локти отвести назад, подняться на носки — вдох; 3—4 — и.п. — выдох (повторить 8—10 раз).

2.И.п. — основная стойка; 1—4 — руки вперед, сгибание и разгибание кистей на два счета; 5—8 — те же движения, подняв руки вверх; 9—12 — те же движения, разведя руки в стороны; 13—16 — те же движения в и.п. (повторить 2—3 раза).

5. Тренажер 1

Определи, к каким частям речи относятся выделенные слова в словосочетаниях: трёхэтажный дом, девятнадцатый год, получить двойку.

Для того чтобы правильно определить часть речи, следует определить общее значение слова и вопрос, на который оно отвечает.

Шаг 1,2,3 

Определить общее значение слова трёхэтажный, вопрос, на который оно отвечает, а затем часть речи, к которой оно принадлежит.

1). Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Это имя прилагательное

2). Обозначает порядок предметов при счете, отвечает на вопрос который? Это имя числительное

3). Обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное

Трёхэтажный – это прилагательное, девятнадцатый - имя числительное, двойку – это существительное

Тренажер 2

Какое из выделенных имен числительных в словосочетаниях является количественным?

А) десять учеников   Б) десятый ученик

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?, порядковые – на вопрос который?

Шаг 1.

В каком словосочетании имя числительное отвечает на вопрос сколько?

Десятый ученик

Ни одно из числительных не отвечает на такой вопрос

Десять учеников

Шаг 2.

Определить, какое из числительных является количественным.

Десятый ученик

Ни одно из числительных не является количественным

Десять учеников

6. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

7. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Определите синтаксическую функцию числительных

8. Тест

1.В каком словосочетании употреблено порядковое числительное?

Двадцать четыре месяца

Тридцать две недели

Восемнадцать дней

Сорок четвертый год

2.В состав какого словосочетания не входит имя числительное?

Шестнадцатый номер

Восемнадцатилетний юноша

Сорок второй размер

Двадцать восьмой поезд

3.На какие разряды делятся имена числительные?

Однократные и многократные

Прямые и производные

Счетные и бессчетные

Количественные и порядковые

4.Какое из слов не является именем числительным?

Семеро

Тринадцать

Восемь

Пятерка

5.Чего не обозначает имя числительное?

Порядок предметов при счете

Количество предметов

Номер предмета

Признак предмета

9. Итог урока. Рефлексия

Итак, наше занятие заканчивается. Повторим то, что знаем об имени числительном.

— Что такое имя числительное? (Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?».)

— На какие разряды делятся имена числительные? (На количественные и порядковые.)

— Какими членами предложения могут быть имена числительные? (Имена числительные могут быть любыми членами предложения.)

Как ты считаешь, ты активно потрудился на занятии. Что на твой взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

10. Выставление оценки.

 11.Домашнее задание 

Упражнение 1. (на карточке)

Выпиши из карточки те понятия и слова, которые относятся к имени числительному.

Обозначает признак предмета

Обозначает порядок предметов при счете

Бывают количественные

Бывают порядковые

Это часть речи

Обозначает количество предметов

Отвечает на вопрос сколько?

Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопрос как? когда? куда? откуда?

Бывают качественные

Бывают одушевленные и неодушевленные

- Прочитай определение числительного, которое ты записал.

Упражнение 2.

– Прочитай числительные. Попробуй разделить их на группы.
(…)

– Объясните, по какому признаку ты это сделал?
(...)

– Что обозначают эти числительные?
(…)

– Как можно назвать 1–ую группу числительных?
(Количественные).

– Что обозначают эти числительные?
(…)

Как назвать 2–ую группу числительных?
(Порядковые).

 

Упражнение 3.

Прочитай. Поставьте вопросы к числительным. Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разряды числительных

Сценарий урока по русскому языку, полностью соответствующий ФГОСам)))...

Интерактивный тренажер "Разряды числительных". 6 класс. ФГОС

Интерактивный тренажер помогает учащимся осмысленно применить и проверить свои знания по теме "Разряды числительных". Ориентирован на 6 класс. ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....