I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды. |
|
II. Языковая разминка.
| 1. Слуховой диктант. – Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. (Слайд 1) Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря. -Действительно, необходимо выписать словосочетания с числительными. -Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных. -Что Вы можете рассказать об этих числительных? 2. Блицопрос с взаимопроверкой. (работа в парах). (Слайд 2) – Закончите предложения: 1) Имена числительные отвечают на вопрос … 2) Имена числительные обозначают … 3) У имён числительных нет формы … 4) Имена числительные изменяются … 5) По составу числительные бывают простыми, сложными и …. 6)Числительное тринадцать -является ….
| Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| Конкурс «знатоков» (работа в группах). (Слайд 3) – Вспомните, что такое фразеологизмы (приведите 1–2 примера), и запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные (задание выполняется в течение трёх минут на листочках). Возможные примеры: как две капли воды, за семь вёрст киселя хлебать, семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один отрежь, в два счёта, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, все как один, палка о двух концах, больше двух говорят вслух и др.
Затем учитель вызывает лидеров группы. Проверка и объяснение фразеологизмов. Выявляется победитель среди групп. – Какие имена числительные встречаются чаще всего во фразеологизмах? – Какими по составу являются эти числительные? | Познавательные УУД 1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
|
IV. Введение в тему урока.
| Интеллектуальная разминка. (Слайд 4) -Устно замените эти слова другими: декада, дюжина, чертова дюжина, народу тьма,полутора, полтораста. Какие у вас получились слова? Десять, двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят, десять тысяч – целые Одна целая и пять десятых – дробное числительное
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать задачи урока. |
V. Открытие новых знаний.
| 1. – Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы. (Слайд 5) - Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
- Сколько ножниц в руках у учителя? (Трое)
(Учитель показывает ножницы, считая их отдельно и держа вместе, т.к. варианты ответов детей разные: три, трое.) - А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)
2.Выпишите из данных предложений только числительные 3.Теперь посмотрите на таблицу и восстановите недостающие элементы (Количественные числительные)
|
|
| двенадцать | трое | одну вторую | целое | (Собирательное) | дробное |
Что в них общего? Чем отличаются?Сравните числительные двенадцать и одна вторая. Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное) 4.Работаем с учебным материалом (упр.92) –Сравните текст правила с полученной информацией. Какой аспект не был нами затронут? Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединённые чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро. Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать) Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе). Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст), преобразовывать её и передавать в других формах (схема). |
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
| 1.Языковая разминка. (Учитель называет числительное, дети выполняют определённые действия. Дробное-«выбивают дробь ногами» топают, целое-хлопаем в ладошки, собирательное-молчат) Семь, три шестых, тридцать пять, три, трое, одна вторая, пятеро, девять, полтора, пятьдесят, двадцать два, две седьмых, одиннадцать,семеро. 2 Дифференцированный текст. - Продолжаем работать с таблицей. (Слайд 6) С целью объективности проверки знаний по теме выполним задание. Кто хорошо ориентируется в материале, берёт текст с зелёным кружком. Вы спокойны, как и тогда, когда именно на этот свет переходите дорогу, у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения выбирает тест с красным кружком. Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
Красный кружок Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды. В нашей гимнази_ номер оди_надцать прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.
Зелёный кружок В нашей гимнази_ номер 11 прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. 6 из них занимались спортом уже 2 года. Ост…льные 2\3 учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из 10 этапов соревнования юные спортсмены выиграли 8, то есть 4\5. 3 учас…ников получили м…дали, 5 - поощрительные призы. 3. Творческое задание с проверкой «До первой ошибки» -Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных. Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
| Познавательные УУД 1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения |
VII. Итог урока. Рефлексия.
| 1.Найди ошибку – Представьте изученные разряды количественных числительных в виде схемы, исправив ошибки. (Слайд 7) 2.Продолжи предложение – Оцените свою работу на уроке. Дети по кругу говорят по одному предложению, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. (Слайд 8) Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |