11 класс Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Ниязова Ирина Владимировна

Знаки препинания в сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум русского языка в 11 классе

Тема: Виды сложных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Цель:

- повторить ранее изученный материал по теме "Сложное предложение";

- закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в ССП;

- разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений;

- продолжить работу, связанную с нахождением и определением художественных средств;

- подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, таблицы.

Ход урока.

I. Организация урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Основная часть урока.

Наиболее затруднительным в вариантах ЕГЭ на сегодняшний день являются задания №7 и№ 24. Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств.

Фронтальный опрос:

- Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста.

- Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает.

- Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься.

  1. Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах на экране:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (Анафора синтаксическая)

И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)

Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)

Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!

Инверсия, анафора, синтаксический параллелизм

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)

Но с корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. (Метафора)

Юрий Бондарев "Горячий снег" (Оксюморон)

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы. (Парцелляция)

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

2. Наша сегодняшняя тема связана со сложным предложением.

Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?

(ССП, СПП и БСП)

- Прокомментируйте схемы:

[ ], ( ).

[ ], ( ), ( ).

[ ], ( ), ( ).

( ), [ ], ( ).

[ ], но [ ].

[ ] : [ ].

Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?

Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.

Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:

3.1 [ ] и [ ].

Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.

В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.

Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.

Задание №1.

Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:

-через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.

Задание №2.

- Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].

1.А у другого берега плещется рыба и …

2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и …

3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …

3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).

- О чем говорит вам эта схема?

Задание №3.

- Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.

Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.

Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

Задание №4.

- Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.

СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и ( ).

В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод):

Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.

Задание №5.

- Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.

Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.

Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.

(Учащиеся еще раз делают вывод).

Задание №6.

- Расставьте знаки препинания:

На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

4. Создание проблемной ситуации:

Задание №7.

- Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.

(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).

1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. (Вводное слово).

2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой.( Безличные предложения).

3.Где будет собрание и кто его председатель? (Вопросительные предложения).

4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! (Восклицательные предложения).

Тире в ССП.

- Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.

Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк.

Полчаса на отдых - и опять за работу!

Я спешу туда ж - а там уж весь город.

III. Сделайте выводы.

IV. Оценки.

V. Домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Урок русского языка - Предлоги и союзы. Обобщение по теме.

Цель  урока:  повторить  и  обобщить  теоретические  знания  и  закрепить  практические  умения  по  данной  теме,  продолжить...

5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....

Развитие речи, 7 класс, уроки русского языка

Тема урока:    Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на основе анализа художественного произведения Ю.Яковлева “Мальчик с коньками”.Цель урока: ...

6 класс. Урок русского языка - Личные местоимения

Урок русского языка по теме "Личные местоимения" (6 класс)...

10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....

Технологическая карта 10 класс урок русского языка углубленнгое изучение

В материале представлена технологическая карта урока русского языка по УМК С.И.Львовой для 10 и 11 классов (углубленный уровень). В карте указаны тема "Критерии оценивания письменных работ учащихся" ,...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...