5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зверева Ирина Геннадиевна

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока76.41 КБ
Файл Презентация к уроку53.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: «Правописание приставок».

Оборудование: 

- учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М. Разумовской;

- медиапрезентация к уроку.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.

Задачи урока:

1. Предметные:

- повторить сведения об устаревших словах, омонимах и их разновидностях

- проверить умение различать омонимичные предлог и приставку

- повторить фонетику (транскрибирование, орфоэпический анализ)

- повторить правописание одновариантных приставок

- изучить правописание приставок на з- и с-

- узнать об особенностях правописания приставок пре- и при-

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

П1 - развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (малые жанры фольклора – пословицы, поговорки и загадки)

П2 - развитие умения формулировать проблему и решать её

П3 - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

П4 - развитие умения систематизировать знания

П5 - речевое развитие учащихся

б) коммуникативные УУД:

К1 - развитие  умения  работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

К2 - развитие умения слушать и понимать речь других

К3 - развитие умения вступать в диалог

К4 - развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами

в) регулятивные УУД:

Р1 - развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

Р2 - развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия

Р3 - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

Л1 - развитие умения формировать  учебную мотивацию

Л2 - развитие умения формировать рефлексию

Л3 - развитие умения формировать адекватную самооценку


Характеристика этапов урока

Этап урока

Время

(мин.)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы органи-зации

УД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форми-рование УУД

1.

Организаци-онный + проверка д/з

5

Создание положительного эмоционального настроя

Устаревшая лексика в малых жанрах фольклора

Коллективная работа с устаревшей лексикой, содержащейся в малых жанрах фольклора

И

Ф

Организует беседу учащегося с классом

Знакомят одноклассников с примерами пословиц и поговорок, загадок, в которых имеются устаревшая лексика, работают над содержанием

П1

К2

Ф

И

Знакомит учащихся с пословицей «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять» (эпиграф). Организует беседу.

Предлагают свои варианты толкования пословицы. Оформляют рабочие тетради (дата, вид работы), записывают эпиграф.

П3

К2

2. Актуализация знаний

5

Уточнить знания об омонимах и их видах

Я. Козловский «Веснушки»

Чтение вслух, анализ текста, нахождение в тексте омонимов разных видов

Ф

П

И

Дает задание, организует беседу – обсуждение, работу в парах

Читают стихотворение. Находят омонимы, решают в парах, какие это виды омонимов

П3

К1

К4

Р1

3.1.

Открытие темы урока

5

Формулирова-ние темы урока, мотивирование на работу на уроке

Я. Козловский «Веснушки»

Диалогическая проблемная беседа

Ф

П

И

Просит найти различия между приставкой и предлогом, задает проблемный вопрос

Анализируют слова с омонимичными приставками и предлогами, выясняют различия. Отвечают на проблемный вопрос «Все ли они знают о правописании приставок?». Записывают тему урока «Правописание приставок» в тетрадь

Л1

П2

К1

К2

К3

3.2.

Анализ предложенного материала – выведение правила №1

5

Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №1)

Анализ слов:

обмерить

обтесать

отбить

отпить

встать

Диалогическая проблемная беседа

в парах, орфоэпический анализ приставок, выведение правила

П

И

Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос

Выполняют орфоэпический анализ в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания приставок, составляют опорный конспект по первому правилу – в тетради и на доске.

П3

К1

К2

К3

К4

Р1

3.3.

Первичное усвоение нового материала

5

Проверка осознания обучающимися нового материала

Орфоэпический анализ слов:

сжаться

сбить

списать

Самостоятельная работа (слова записываются под диктовку и транскрибируются)

И

Ф

Организует самостоятельную работу в тетрадях и у доски, задает вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс»

Записывают слова под диктовку, формулируют правило правописания одновариантных приставок, выполняют транскрипцию слов и называют процессы (озвончение и ассимиляция)

П3

П4

П5

К4

3.4.

Анализ предложенного материала – выведение правила №2

10

Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №2)

Анализ слов:

разбить

безграничный

возрождение

изгиб

низвергаться

и

расписание

бесцветный

воспитание

источник

нисходить

Диалогическая проблемная беседа

в парах, анализ правописания приставок, выведение правила

П

И

Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос

Организует работу с учебником

Выполняют анализ правописания приставок в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания двувариантных приставок, составляют опорный конспект по второму правилу – в тетради и на доске. Проверяют правильность выводов по учебнику

П3

К1

К2

К3

Р2

Л2

4.

Домашнее задание

3

Повторить и закрепить правописание одновариантных и двувариантных приставок

§44 + Памятка,

Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т)

Регулятивный самоанализ

Ф

Предлагает домашнее задание по желанию учащихся (более простое и более трудное)

Учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам.

Р2

Р3

Л3

5.

Подведение итога урока

3

Проверка осознания обучающими нового материала, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Анализ слов:

… гущённое молоко

… биться с пути

… горбленный человек

…бритая борода

… жечь письмо и

здесь, здешний

здание, здоровье, здравствуй, здравие

Рефлексия, контроль,

регулятивный самоанализ.

Ф

И

П

Организует регулятивные высказывания обучающихся.

Учитель делает акцент на коммуникативные навыки и универсальные действия учащихся.

Ученики высказывают свои мнения, применяя ситуацию на себя.

Ученики формулируют конечный результат своей работы на уроке.

К1

К2

К3

Р2

Л2

6.

Рефлексия

4

Контроль и самоконтроль

Ф

И

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Предлагает для анализа пословицу «Делу время – потехе час»

Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своего соседа по парте, сравнивают результаты. Объясняют смысл пословицы

Л3


Ход урока

Этап урока

Время

(мин.)

ФОУД

Задание

Ответ

1. Организаци-онный + проверка д/з

5

И

Ф

- Назовите пословицы, поговорки, загадки, которых есть устаревшее слово, объясните смысл.

- О чем нам могут рассказать устаревшие слова?

- Объясните смысл пословицы «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять».

- Кто такой В.И Даль?

- Запишите эту пословицу в качестве эпиграфа к нашему уроку. Кто её автор?

- Всему своё время…

- Оформление тетради и доски. Запись эпиграфа к уроку.

2. Актуализация знаний

5

Ф

П

И

- Прочитайте стихотворение, иллюстрацией какого языкового явления является это стихотворение?

- Вспомните виды омонимов (в парах).

- Омонимия

На презентации

3.1. Открытие темы урока

5

Ф

П

И

- Ещё что интересного можно увидеть в данном стихотворении?

- Укажите, различия между предлогами и приставкой.

- Что ещё надо знать, чтобы грамотно писать приставки?

На презентации

- Запись темы урока «Правописание приставок» в тетради и на доске:

Правописание приставок

одновариантные – двувариантные - смысловые

3.2. Анализ предложенного материала – выведение правила №1

5

П

И

- Сделайте орфоэпический анализ данных слов (на доске):

Обмерить [˄бм']

Обтесать [˄пт']

Отбить [˄дб']

Отпить [˄тп']

Встать [фс]

- Орфоэпический анализ в парах.

- Выведение правила написания приставок (одновариантных) - пишу всегда одинаково.

- Запись опорного конспекта в тетрадь и на доске.

3.3. Первичное усвоение нового материала

5

И

Ф

- Запись под диктовку слов (1 у доски):

сжаться [жацъ]

сбить[зб'ит']

списать [сп'исат']

- Объяснить правописание слов.

- Затранскрибировать. Ответить на вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс».

1 ученик работает у доски, остальные в тетради.

- Приставка С – одновариантная.

- Озвончение и ассимиляция

3.4. Анализ предложенного материала – выведение правила №2

10

П

И

- Проанализировать слова в парах (стоя, вместо динамической паузы, после принятия решения пара садиться):

разбить - расписание

безграничный - бесцветный

возрождение - воспитание

изгиб - источник

низвергаться - нисходить

- Попытаться объяснить их правописание.

- Объяснить значение слов: низвергаться - нисходить

- Дать понятие о третьей группе приставок – смысловые ПРЕ- и ПРИ-

- Правописание двувариантных приставок зависит от согласной: перед глухой – С, перед звонкой – З.

- Работа с учебником – стр. 114. – чтение правила.

- Запись опорного конспекта в тетрадь и на доску, с примерами.

-низвергаться с высоты – нисходить с небес

- записать в тетради и на доске

4. Домашнее задание

3

Ф

§44 + Памятка,

Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т)

- запись д/з в дневник (учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам)

5. Подведение итога урока

3

Ф

И

П

- Что нового узнали на уроке?

- Есть ли трудности? Ещё вопросы?

Сможете справиться с более трудными заданиями?

- Ответьте на мои вопросы.

Анализ слов:

… гущённое молоко

… биться с пути

… горбленный человек

…бритая борода

… жечь письмо

и

здесь, здешний

здание

здоровье, здравствуй, здравие

- Теперь вы знаете, на что вам нужно обратить внимание дома.

6. Рефлексия

4

Ф

И

- В тетради поставьте себе оценку «За работу на уроке».

- На листочке поставьте оценку своему соседу (оцените его работу на уроке).

- У кого оценка совпала? О чем это говорит?

- Предлагаю вам ещё одну пословицу из словаря В.Даля - «Делу время – потехе час».

- Что она означает?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс УМК под ред. М. Разумовской Учитель – Зверева И.Г.

Слайд 2

Владимир Иванович Даль Опустя время учиться, что по ý шлому гонять ´

Слайд 3

«Веснушки» Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла, Веснушки б я отмыла. Я. Козловский

Слайд 4

«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . - омофоны Я, не жалея мыла , Нос терпеливо мыла , - омоформы Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . - омофоны Я. Козловский

Слайд 5

«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . Я. Козловский

Слайд 6

Предлог Приставка Служебная часть речи Пишется отдельно от других слов Морфема (часть слова) Пишется со словом слитно

Слайд 7

Понаблюдай! ра з бить бе з граничный во з рождение и з гиб ни з вергаться ра с писание бе с цветный во с питание и с точник ни с ходить

Слайд 8

Домашнее задание §44 + Памятка Упр. 341, 347 или 343,349

Слайд 9

С или З? … гущённое молоко … биться с пути … горбленный человек …бритая борода … жечь письмо

Слайд 10

Почему З? з десь , з дешний з дание з доровье, з дравствуй, з дравие, з дравствовать

Слайд 11

Владимир Иванович Даль Делу время – потехе час ´


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....

урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"

Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....

Урок русского языка "Правописание приставок"

Обобщающий урок русского языка в 10 классе  «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...

презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс

Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...

Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс

Урок русского языка«Правописание приставок пре- и при-»6 класс Тема урока: Правописание приставок пре- и при-Предмет: русский языкКласс: 6 (общеобразовательная программ...