5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 76.41 КБ |
Презентация к уроку | 53.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: «Правописание приставок».
Оборудование:
- учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М. Разумовской;
- медиапрезентация к уроку.
Форма урока: традиционная.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.
Задачи урока:
1. Предметные:
- повторить сведения об устаревших словах, омонимах и их разновидностях
- проверить умение различать омонимичные предлог и приставку
- повторить фонетику (транскрибирование, орфоэпический анализ)
- повторить правописание одновариантных приставок
- изучить правописание приставок на з- и с-
- узнать об особенностях правописания приставок пре- и при-
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
П1 - развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (малые жанры фольклора – пословицы, поговорки и загадки)
П2 - развитие умения формулировать проблему и решать её
П3 - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
П4 - развитие умения систематизировать знания
П5 - речевое развитие учащихся
б) коммуникативные УУД:
К1 - развитие умения работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника
К2 - развитие умения слушать и понимать речь других
К3 - развитие умения вступать в диалог
К4 - развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами
в) регулятивные УУД:
Р1 - развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике
Р2 - развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия
Р3 - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы
3. Личностные:
Л1 - развитие умения формировать учебную мотивацию
Л2 - развитие умения формировать рефлексию
Л3 - развитие умения формировать адекватную самооценку
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время (мин.) | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Формы органи-зации УД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форми-рование УУД |
1. Организаци-онный + проверка д/з | 5 | Создание положительного эмоционального настроя | Устаревшая лексика в малых жанрах фольклора | Коллективная работа с устаревшей лексикой, содержащейся в малых жанрах фольклора | И Ф | Организует беседу учащегося с классом | Знакомят одноклассников с примерами пословиц и поговорок, загадок, в которых имеются устаревшая лексика, работают над содержанием | П1 К2 |
Ф И | Знакомит учащихся с пословицей «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять» (эпиграф). Организует беседу. | Предлагают свои варианты толкования пословицы. Оформляют рабочие тетради (дата, вид работы), записывают эпиграф. | П3 К2 | |||||
2. Актуализация знаний | 5 | Уточнить знания об омонимах и их видах | Я. Козловский «Веснушки» | Чтение вслух, анализ текста, нахождение в тексте омонимов разных видов | Ф П И | Дает задание, организует беседу – обсуждение, работу в парах | Читают стихотворение. Находят омонимы, решают в парах, какие это виды омонимов | П3 К1 К4 Р1 |
3.1. Открытие темы урока | 5 | Формулирова-ние темы урока, мотивирование на работу на уроке | Я. Козловский «Веснушки» | Диалогическая проблемная беседа | Ф П И | Просит найти различия между приставкой и предлогом, задает проблемный вопрос | Анализируют слова с омонимичными приставками и предлогами, выясняют различия. Отвечают на проблемный вопрос «Все ли они знают о правописании приставок?». Записывают тему урока «Правописание приставок» в тетрадь | Л1 П2 К1 К2 К3 |
3.2. Анализ предложенного материала – выведение правила №1 | 5 | Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №1) | Анализ слов: обмерить обтесать отбить отпить встать | Диалогическая проблемная беседа в парах, орфоэпический анализ приставок, выведение правила | П И | Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос | Выполняют орфоэпический анализ в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания приставок, составляют опорный конспект по первому правилу – в тетради и на доске. | П3 К1 К2 К3 К4 Р1 |
3.3. Первичное усвоение нового материала | 5 | Проверка осознания обучающимися нового материала | Орфоэпический анализ слов: сжаться сбить списать | Самостоятельная работа (слова записываются под диктовку и транскрибируются) | И Ф | Организует самостоятельную работу в тетрадях и у доски, задает вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс» | Записывают слова под диктовку, формулируют правило правописания одновариантных приставок, выполняют транскрипцию слов и называют процессы (озвончение и ассимиляция) | П3 П4 П5 К4 |
3.4. Анализ предложенного материала – выведение правила №2 | 10 | Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №2) | Анализ слов: разбить безграничный возрождение изгиб низвергаться и расписание бесцветный воспитание источник нисходить | Диалогическая проблемная беседа в парах, анализ правописания приставок, выведение правила | П И | Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос Организует работу с учебником | Выполняют анализ правописания приставок в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания двувариантных приставок, составляют опорный конспект по второму правилу – в тетради и на доске. Проверяют правильность выводов по учебнику | П3 К1 К2 К3 Р2 Л2 |
4. Домашнее задание | 3 | Повторить и закрепить правописание одновариантных и двувариантных приставок | §44 + Памятка, Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т) | Регулятивный самоанализ | Ф | Предлагает домашнее задание по желанию учащихся (более простое и более трудное) | Учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам. | Р2 Р3 Л3 |
5. Подведение итога урока | 3 | Проверка осознания обучающими нового материала, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Анализ слов: … гущённое молоко … биться с пути … горбленный человек …бритая борода … жечь письмо и здесь, здешний здание, здоровье, здравствуй, здравие | Рефлексия, контроль, регулятивный самоанализ. | Ф И П | Организует регулятивные высказывания обучающихся. Учитель делает акцент на коммуникативные навыки и универсальные действия учащихся. | Ученики высказывают свои мнения, применяя ситуацию на себя. Ученики формулируют конечный результат своей работы на уроке. | К1 К2 К3 Р2 Л2 |
6. Рефлексия | 4 | Контроль и самоконтроль | Ф И | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Предлагает для анализа пословицу «Делу время – потехе час» | Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своего соседа по парте, сравнивают результаты. Объясняют смысл пословицы | Л3 |
Ход урока
Этап урока | Время (мин.) | ФОУД | Задание | Ответ |
1. Организаци-онный + проверка д/з | 5 | И Ф | - Назовите пословицы, поговорки, загадки, которых есть устаревшее слово, объясните смысл. - О чем нам могут рассказать устаревшие слова? - Объясните смысл пословицы «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять». - Кто такой В.И Даль? - Запишите эту пословицу в качестве эпиграфа к нашему уроку. Кто её автор? | - Всему своё время… - Оформление тетради и доски. Запись эпиграфа к уроку. |
2. Актуализация знаний | 5 | Ф П И | - Прочитайте стихотворение, иллюстрацией какого языкового явления является это стихотворение? - Вспомните виды омонимов (в парах). | - Омонимия На презентации |
3.1. Открытие темы урока | 5 | Ф П И | - Ещё что интересного можно увидеть в данном стихотворении? - Укажите, различия между предлогами и приставкой. - Что ещё надо знать, чтобы грамотно писать приставки? | На презентации - Запись темы урока «Правописание приставок» в тетради и на доске: Правописание приставок одновариантные – двувариантные - смысловые |
3.2. Анализ предложенного материала – выведение правила №1 | 5 | П И | - Сделайте орфоэпический анализ данных слов (на доске): Обмерить [˄бм'] Обтесать [˄пт'] Отбить [˄дб'] Отпить [˄тп'] Встать [фс] | - Орфоэпический анализ в парах. - Выведение правила написания приставок (одновариантных) - пишу всегда одинаково. - Запись опорного конспекта в тетрадь и на доске. |
3.3. Первичное усвоение нового материала | 5 | И Ф | - Запись под диктовку слов (1 у доски): сжаться [жацъ] сбить[зб'ит'] списать [сп'исат'] - Объяснить правописание слов. - Затранскрибировать. Ответить на вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс». | 1 ученик работает у доски, остальные в тетради. - Приставка С – одновариантная. - Озвончение и ассимиляция |
3.4. Анализ предложенного материала – выведение правила №2 | 10 | П И | - Проанализировать слова в парах (стоя, вместо динамической паузы, после принятия решения пара садиться): разбить - расписание безграничный - бесцветный возрождение - воспитание изгиб - источник низвергаться - нисходить - Попытаться объяснить их правописание. - Объяснить значение слов: низвергаться - нисходить - Дать понятие о третьей группе приставок – смысловые ПРЕ- и ПРИ- | - Правописание двувариантных приставок зависит от согласной: перед глухой – С, перед звонкой – З. - Работа с учебником – стр. 114. – чтение правила. - Запись опорного конспекта в тетрадь и на доску, с примерами. -низвергаться с высоты – нисходить с небес - записать в тетради и на доске |
4. Домашнее задание | 3 | Ф | §44 + Памятка, Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т) | - запись д/з в дневник (учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам) |
5. Подведение итога урока | 3 | Ф И П | - Что нового узнали на уроке? - Есть ли трудности? Ещё вопросы? Сможете справиться с более трудными заданиями? - Ответьте на мои вопросы. Анализ слов: … гущённое молоко … биться с пути … горбленный человек …бритая борода … жечь письмо и здесь, здешний здание здоровье, здравствуй, здравие | - Теперь вы знаете, на что вам нужно обратить внимание дома. |
6. Рефлексия | 4 | Ф И | - В тетради поставьте себе оценку «За работу на уроке». - На листочке поставьте оценку своему соседу (оцените его работу на уроке). - У кого оценка совпала? О чем это говорит? - Предлагаю вам ещё одну пословицу из словаря В.Даля - «Делу время – потехе час». - Что она означает? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Иванович Даль Опустя время учиться, что по ý шлому гонять ´
«Веснушки» Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла, Веснушки б я отмыла. Я. Козловский
«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . - омофоны Я, не жалея мыла , Нос терпеливо мыла , - омоформы Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . - омофоны Я. Козловский
«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . Я. Козловский
Предлог Приставка Служебная часть речи Пишется отдельно от других слов Морфема (часть слова) Пишется со словом слитно
Понаблюдай! ра з бить бе з граничный во з рождение и з гиб ни з вергаться ра с писание бе с цветный во с питание и с точник ни с ходить
Домашнее задание §44 + Памятка Упр. 341, 347 или 343,349
С или З? … гущённое молоко … биться с пути … горбленный человек …бритая борода … жечь письмо
Почему З? з десь , з дешний з дание з доровье, з дравствуй, з дравие, з дравствовать
Владимир Иванович Даль Делу время – потехе час ´
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"
ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....
урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"
Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....
Урок русского языка "Правописание приставок"
Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...
презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс
Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...
Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются следующие задания : создание самоинстр...
Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...
Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс
Урок русского языка«Правописание приставок пре- и при-»6 класс Тема урока: Правописание приставок пре- и при-Предмет: русский языкКласс: 6 (общеобразовательная программ...