Развитие речи, 7 класс, уроки русского языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Егорова Валентина Михайловна

 

Тема урока:

   Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на основе анализа художественного произведения Ю.Яковлева “Мальчик с коньками”.

Цель урока:

     Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.  (Это может быть связано с особенностями глаз, походки, позы, фигуры описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии).

Задачи урока:

     Обогатить речь учащихся “портретной лексикой”. Дать осознать, что через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему.

Воспитательная задача:

      Через описание внешности человека развивать у обучающихся наблюдательность и внимание к окружающим людям. Приобщать к внимательному чтению художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Материал к уроку

  1. В солнечный мартовский день в городе начинают таять сосульки. Они отсчитывают целебные капли больной, простуженной зиме. По городу идёт мальчик с коньками.
  2. Он худой и вытянутый. всё ему не по росту, всё мало. лыжные брюки –по щиколоток. Пальто едва достаёт до колен. Руки он держит в карманах, а запястья голые, красные от ветра: рукава коротки.  Шея у мальчика тоже длинная, худая. Шарф закрывает её только наполовину. Шарф зелёный, в полоску, с фиолетовыми чернильными пятнами, на самом видном месте.
  3. Кажется, что вчера ещё всё было мальчику впору  и что за эту ночь он так подрос, вытянулся. А новую одежду не успели купить.  
  4. Руки мальчик держит в карманах, а коньки у него под мышкой. Какой-то он нескладный  и неустойчивый. То споткнётся на ровном месте, то налетит на прохожего. то бежит в припрыжку, то, заглядевшись на машину, останавливается посреди дороги. Глаза у него зелёные, задиристые.
  5. Дерзкий взгляд и независимая походка выдают в мальчике непоседу и драчуна, который среди ребят чувствует себя уверенно, а оставшись один, не знает куда себя деть.  
  6. На пальто не хватает пуговицы. Она вырвана с мясом. Основательно потёртая шапка сидит на одном ухе, оставив второе на холоде. Развязавшийся шнурок волочится по тротуару: некогда с ним возится.
  7. И только коньки, удобно пристроившиеся под мышкой, в полном порядке. Они крепятся медными заклёпками к чёрным ботинкам. Ботинки аккуратно сложены “бутербродиком” и тянуты жёлтым кожаным ремешком. Это не какие-нибудь девчачьи “снегурочки”, а вполне серьёзные мужские коньки “английский спорт”. У них острые крепкие носы.
  8. Когда бежишь на этих носах, ледяные крошки отлетают в стороны, как искры из-под железных подков. Можно быстро бежать, а потом сразу встать на полозья и долго скользить по ледяной глади катка.
  9. Эти аккуратные, ухоженные конечки уж очень не подходят к короткому пальто с оторванной пуговицей и к потёртой шапке, сидящей на одном ухе.
  10. Холодная капля упала мальчику на щеку. Он вытер её свободной рукой и,  бросив на сосульку недовольный взгляд, свернул в переулок.

                                             Материал к уроку

  1. Прочитайте.
  2. Какие причастия , относящиеся к существительному ГЛАЗА, помогают передать особенности характера человека, его душевное состояние?
  3. Что обозначают выделенные слова?
  4. Какие прилагательные используются для описания формы лица?

  1. В гости(н,нн)ую вошла девушка лет восемнадцат..,(черно)волосая и смуглая, с несколько кругл..м, но пр..ятн..м лицом, с (не)большими тёмными глазами. Она д..ржала в руках к..рзину, наполненную цветами. ( И.С. Тургенев.)

продолговатый

овальный

круглый

  1. Черты его заг..релого лица, окружен..  (тёмно)русой с проседью бородою и такими же густыми волосами, были красивы и выр..зительны.  ( Л.Н. Толстой.)                                                                                    
  2. Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё (не)вид..вал отроду: (черно)глазую и белую, как снег, оз..рённый утренн..м румянц..м солнца. Она смеялась от всей души, и смех пр..давал сверкающую силу её ослепительной красоте. ( Н.В. Гоголь.)
  3. Юхванко был русый парень, худощавый, стройный, с молодой остренькой бородкой, довольно красивый, если б не бегающие карие глазки, неприятно выглядывавшие из-под сморщенных бровей. (Л.Н.Толстой.)
  4. Что обозначают слова “продолговатый”,  “овальный”помещённые в рамке.

                              Русский язык (2 урока) .  7 класс. Развитие речи

Тема урока:

   Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на основе анализа художественного произведения Ю.Яковлева “Мальчик с коньками”.

Цель урока:  

     Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.  (Это может быть связано с особенностями глаз, походки, позы, фигуры описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии).

Задачи урока:

     Обогатить речь учащихся “портретной лексикой”. Дать осознать, что через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему.

Воспитательная задача: 

      Через описание внешности человека развивать у обучающихся наблюдательность и внимание к окружающим людям. Приобщать к внимательному чтению художественной литературы.

Оборудование:

      Плакат, карточки, фонограмма, выставка книг(произведения Ю.Яковлева), мультимедийная запись эпизодов рассказа Ю. Яковлева «Мальчик с коньками».

Подготовка к уроку:

      Прочитать рассказы Ю.Яковлева «Рыцарь Вася», «Мальчик с коньками».

      Подготовить сообщение по творчеству Ю.Яковлева (биография).

      Пригласить на урок школьного библиотекаря.      

  1. «Портретная лексика».                                                                      1. Устный опрос.                                                                             а) Дать понятие словесного портрета.                                       б) Определить основные виды словесного описания внешности человека:                                                         Фигура- положение, принимаемое кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении.                                     Поза –положение тела.                                                    Мимика- движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.                                                              Жест- движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.                                      2. Проверка домашнего задания (используются тексты упр. 61-64;92);                                                                                      а) называются слова и словосочетания, относящиеся к портретной лексике.                                                                   б) даётся их толкование (фигура, поза, походка, одежда, лицо, глаза, нос, волосы)                                                              3. Групповая работа по карточкам( 6групп, в каждой по 3 человека). Выполнение заданий.                                               а) Прочитать.                                                                                 б) Какие причастия, относящиеся к существительному глаза, помогают передать особенности характера человека, его душевное состояние?                                                                  в) Что обозначают выделенные слова?                                      г) Какие ещё прилагательные используются для описания формы лица, цвета глаз?                                                             4.  Проверка ( Запись правильная на обратной стороне доски, записана учителем заранее).                                                                                                                  

Круглый- имеющий форму круга. Круглое лицо (полное, толстое).  

Делать круглые глаза( удивлённо смотреть).

Карий. Тёмно-коричневый( о цвете глаз).

Продолговатый. Имеющий удлинённую форму.

Овальное. Овал. Очертание чего-нибудь, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе. Красивый овал лица.

  1. Работа с текстом и его анализ.    

Прослушивание аудиозаписи. Отрывок из произведения  Ю. Яковлева « Мальчик с коньками» (а также у каждого учащегося данный текст на парте).                                                                       На доске лексическое значение слова «щиколотка».              Щиколотка-то же , что лодыжка.                                            Лодыжка- выступающее по бокам ноги сочленение костей голени с костями стопы.                                                                               Вопросы сформулированы на экране.                                                 Беседа.

  1. Каково общее впечатление от внешнего облика мальчика?
  2. Почему мальчик мог произвести такое впечатление?
  3. Что говорит автор о походке мальчика?
  4. Что же ещё очень важное отмечает автор во внешности мальчика?
  5. Почему автор так подробно описывает походку и глаза этого мальчика?(Потому что в них проявляется характер мальчика). НЕПОСЕДА, ДРАЧУН
  6. О чём говорит описание одежды мальчика? ( Какая одежда?! И в то же время  великолепные в полном порядке коньки).                                                                                                    Делается вывод, записывается в тетради.                                      Описание мальчика говорит о том, что он неряшлив, что внешностью своей он не интересуется. Но другое дело- КОНЬКИ « Аккуратно ухоженные конечки » показывают нам, что их хозяин любит этот вид спорта и серьёзно занимается. Наверное, это такой человек, что если уж он чем-нибудь заинтересуется, увлечётся, то всерьёз, по- настоящему.          

III.   Работа с художественным произведением Ю. Яковлева «Мальчик с коньками».

Беседа .

1. как вы думаете, ребята, с какой целью в художественном произведении даётся описание внешности литературного героя?

а) Через описание внешности можно передать особенности характера человека, его душевное состояние, т.е. внутренний мир героя.

б)Выразить своё отношение к нему.

2. Какие мы подберём определения, чтобы охарактеризовать действия и поступки мальчика?    (Благородный, порядочный, самоотверженный).  Эти прекрасные слова входят в понятие ЧЕ-ЛО-ВЕК.

3. Назовём лексическое значение данных слов.

Благородство- высокая нравственность, соединённая самоотверженностью и честью.

Порядочность—честность, неспособность к низким, аморальным , антиобщественным поступкам.

Самоотверженность- жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический, благородный.

4. Какой синоним(вспомним значение слова «синоним») мы подберём к данным словам?

Недавно мы читали ещё одно произведение Ю. Яковлева, вспомните, как оно называется?

« Никто не догадывался , что скрывается , под этой некрасивой, толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце…..!!? рыцаря.

Произведение называется « Рыцарь Вася».

Значит синонимом к трём словам -будет слово «рыцарь».

Рыцарь- самоотверженный, благородный человек.

5. Что удержало мальчика рядом с неизвестным человеком?

-Голос совести?

-Да.

-Душевная отзывчивость?

-Да.

-Способность к состраданию боли другого человека?

-Да.

6. Обокрал ли себя мальчик, не убежав навстречу своей радости на весёлый каток?

Нет. Обогатился. Повзрослел умом и сердцем.

Поняв, пережив, разделив чужую боль, чужую опасность, он почувствовал благотворную власть над собой человеческого долга, человеческой обязанности. И стал сильнее.

Зачитываются слова с плаката.

«Соучастия в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку».

IV.  Биографическая справка о Ю.Яковлеве.(Подготовлена учениками).

V.  О произведениях Ю. Яковлева(выставка книг)- библиотечный работник.

На дом.

Индивидуальные карточки.

1.Прочитать текст, найти ошибки.

2.Переработать.

3. Записать в исправленном виде.

4.Чтение рассказов Ю. Яковлева «Зимний дуб», «Комаров», дочитать «Мальчик с коньками».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка

Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Развитие речи на уроках русского языка.

Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом...

Методика развития речи на уроках русского языка

формы и методы развития речи на уроках...

система работы по развитию речи на уроках русского языка

Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...

Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)

В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...