Развитие речи, 7 класс, уроки русского языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока:
Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на основе анализа художественного произведения Ю.Яковлева “Мальчик с коньками”.
Цель урока:
Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. (Это может быть связано с особенностями глаз, походки, позы, фигуры описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии).
Задачи урока:
Обогатить речь учащихся “портретной лексикой”. Дать осознать, что через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему.
Воспитательная задача:
Через описание внешности человека развивать у обучающихся наблюдательность и внимание к окружающим людям. Приобщать к внимательному чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи, 7 класс, уроки русского языка | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку
- В солнечный мартовский день в городе начинают таять сосульки. Они отсчитывают целебные капли больной, простуженной зиме. По городу идёт мальчик с коньками.
- Он худой и вытянутый. всё ему не по росту, всё мало. лыжные брюки –по щиколоток. Пальто едва достаёт до колен. Руки он держит в карманах, а запястья голые, красные от ветра: рукава коротки. Шея у мальчика тоже длинная, худая. Шарф закрывает её только наполовину. Шарф зелёный, в полоску, с фиолетовыми чернильными пятнами, на самом видном месте.
- Кажется, что вчера ещё всё было мальчику впору и что за эту ночь он так подрос, вытянулся. А новую одежду не успели купить.
- Руки мальчик держит в карманах, а коньки у него под мышкой. Какой-то он нескладный и неустойчивый. То споткнётся на ровном месте, то налетит на прохожего. то бежит в припрыжку, то, заглядевшись на машину, останавливается посреди дороги. Глаза у него зелёные, задиристые.
- Дерзкий взгляд и независимая походка выдают в мальчике непоседу и драчуна, который среди ребят чувствует себя уверенно, а оставшись один, не знает куда себя деть.
- На пальто не хватает пуговицы. Она вырвана с мясом. Основательно потёртая шапка сидит на одном ухе, оставив второе на холоде. Развязавшийся шнурок волочится по тротуару: некогда с ним возится.
- И только коньки, удобно пристроившиеся под мышкой, в полном порядке. Они крепятся медными заклёпками к чёрным ботинкам. Ботинки аккуратно сложены “бутербродиком” и тянуты жёлтым кожаным ремешком. Это не какие-нибудь девчачьи “снегурочки”, а вполне серьёзные мужские коньки “английский спорт”. У них острые крепкие носы.
- Когда бежишь на этих носах, ледяные крошки отлетают в стороны, как искры из-под железных подков. Можно быстро бежать, а потом сразу встать на полозья и долго скользить по ледяной глади катка.
- Эти аккуратные, ухоженные конечки уж очень не подходят к короткому пальто с оторванной пуговицей и к потёртой шапке, сидящей на одном ухе.
- Холодная капля упала мальчику на щеку. Он вытер её свободной рукой и, бросив на сосульку недовольный взгляд, свернул в переулок.
Материал к уроку
- Прочитайте.
- Какие причастия , относящиеся к существительному ГЛАЗА, помогают передать особенности характера человека, его душевное состояние?
- Что обозначают выделенные слова?
- Какие прилагательные используются для описания формы лица?
- В гости(н,нн)ую вошла девушка лет восемнадцат..,(черно)волосая и смуглая, с несколько кругл..м, но пр..ятн..м лицом, с (не)большими тёмными глазами. Она д..ржала в руках к..рзину, наполненную цветами. ( И.С. Тургенев.)
продолговатый овальный круглый |
- Черты его заг..релого лица, окружен.. (тёмно)русой с проседью бородою и такими же густыми волосами, были красивы и выр..зительны. ( Л.Н. Толстой.)
- Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё (не)вид..вал отроду: (черно)глазую и белую, как снег, оз..рённый утренн..м румянц..м солнца. Она смеялась от всей души, и смех пр..давал сверкающую силу её ослепительной красоте. ( Н.В. Гоголь.)
- Юхванко был русый парень, худощавый, стройный, с молодой остренькой бородкой, довольно красивый, если б не бегающие карие глазки, неприятно выглядывавшие из-под сморщенных бровей. (Л.Н.Толстой.)
- Что обозначают слова “продолговатый”, “овальный”помещённые в рамке.
Русский язык (2 урока) . 7 класс. Развитие речи
Тема урока:
Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на основе анализа художественного произведения Ю.Яковлева “Мальчик с коньками”.
Цель урока:
Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. (Это может быть связано с особенностями глаз, походки, позы, фигуры описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии).
Задачи урока:
Обогатить речь учащихся “портретной лексикой”. Дать осознать, что через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему.
Воспитательная задача:
Через описание внешности человека развивать у обучающихся наблюдательность и внимание к окружающим людям. Приобщать к внимательному чтению художественной литературы.
Оборудование:
Плакат, карточки, фонограмма, выставка книг(произведения Ю.Яковлева), мультимедийная запись эпизодов рассказа Ю. Яковлева «Мальчик с коньками».
Подготовка к уроку:
Прочитать рассказы Ю.Яковлева «Рыцарь Вася», «Мальчик с коньками».
Подготовить сообщение по творчеству Ю.Яковлева (биография).
Пригласить на урок школьного библиотекаря.
- «Портретная лексика». 1. Устный опрос. а) Дать понятие словесного портрета. б) Определить основные виды словесного описания внешности человека: Фигура- положение, принимаемое кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении. Поза –положение тела. Мимика- движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Жест- движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. 2. Проверка домашнего задания (используются тексты упр. 61-64;92); а) называются слова и словосочетания, относящиеся к портретной лексике. б) даётся их толкование (фигура, поза, походка, одежда, лицо, глаза, нос, волосы) 3. Групповая работа по карточкам( 6групп, в каждой по 3 человека). Выполнение заданий. а) Прочитать. б) Какие причастия, относящиеся к существительному глаза, помогают передать особенности характера человека, его душевное состояние? в) Что обозначают выделенные слова? г) Какие ещё прилагательные используются для описания формы лица, цвета глаз? 4. Проверка ( Запись правильная на обратной стороне доски, записана учителем заранее).
Круглый- имеющий форму круга. Круглое лицо (полное, толстое).
Делать круглые глаза( удивлённо смотреть).
Карий. Тёмно-коричневый( о цвете глаз).
Продолговатый. Имеющий удлинённую форму.
Овальное. Овал. Очертание чего-нибудь, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе. Красивый овал лица.
- Работа с текстом и его анализ.
Прослушивание аудиозаписи. Отрывок из произведения Ю. Яковлева « Мальчик с коньками» (а также у каждого учащегося данный текст на парте). На доске лексическое значение слова «щиколотка». Щиколотка-то же , что лодыжка. Лодыжка- выступающее по бокам ноги сочленение костей голени с костями стопы. Вопросы сформулированы на экране. Беседа.
- Каково общее впечатление от внешнего облика мальчика?
- Почему мальчик мог произвести такое впечатление?
- Что говорит автор о походке мальчика?
- Что же ещё очень важное отмечает автор во внешности мальчика?
- Почему автор так подробно описывает походку и глаза этого мальчика?(Потому что в них проявляется характер мальчика). НЕПОСЕДА, ДРАЧУН
- О чём говорит описание одежды мальчика? ( Какая одежда?! И в то же время великолепные в полном порядке коньки). Делается вывод, записывается в тетради. Описание мальчика говорит о том, что он неряшлив, что внешностью своей он не интересуется. Но другое дело- КОНЬКИ « Аккуратно ухоженные конечки » показывают нам, что их хозяин любит этот вид спорта и серьёзно занимается. Наверное, это такой человек, что если уж он чем-нибудь заинтересуется, увлечётся, то всерьёз, по- настоящему.
III. Работа с художественным произведением Ю. Яковлева «Мальчик с коньками».
Беседа .
1. как вы думаете, ребята, с какой целью в художественном произведении даётся описание внешности литературного героя?
а) Через описание внешности можно передать особенности характера человека, его душевное состояние, т.е. внутренний мир героя.
б)Выразить своё отношение к нему.
2. Какие мы подберём определения, чтобы охарактеризовать действия и поступки мальчика? (Благородный, порядочный, самоотверженный). Эти прекрасные слова входят в понятие ЧЕ-ЛО-ВЕК.
3. Назовём лексическое значение данных слов.
Благородство- высокая нравственность, соединённая самоотверженностью и честью.
Порядочность—честность, неспособность к низким, аморальным , антиобщественным поступкам.
Самоотверженность- жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический, благородный.
4. Какой синоним(вспомним значение слова «синоним») мы подберём к данным словам?
Недавно мы читали ещё одно произведение Ю. Яковлева, вспомните, как оно называется?
« Никто не догадывался , что скрывается , под этой некрасивой, толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце…..!!? рыцаря.
Произведение называется « Рыцарь Вася».
Значит синонимом к трём словам -будет слово «рыцарь».
Рыцарь- самоотверженный, благородный человек.
5. Что удержало мальчика рядом с неизвестным человеком?
-Голос совести?
-Да.
-Душевная отзывчивость?
-Да.
-Способность к состраданию боли другого человека?
-Да.
6. Обокрал ли себя мальчик, не убежав навстречу своей радости на весёлый каток?
Нет. Обогатился. Повзрослел умом и сердцем.
Поняв, пережив, разделив чужую боль, чужую опасность, он почувствовал благотворную власть над собой человеческого долга, человеческой обязанности. И стал сильнее.
Зачитываются слова с плаката.
«Соучастия в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку».
IV. Биографическая справка о Ю.Яковлеве.(Подготовлена учениками).
V. О произведениях Ю. Яковлева(выставка книг)- библиотечный работник.
На дом.
Индивидуальные карточки.
1.Прочитать текст, найти ошибки.
2.Переработать.
3. Записать в исправленном виде.
4.Чтение рассказов Ю. Яковлева «Зимний дуб», «Комаров», дочитать «Мальчик с коньками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи на уроках русского языка
Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...
Развитие речи на уроках русского языка
Работа по развитию речи...
Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"
В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...
Развитие речи на уроках русского языка.
Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом...
Методика развития речи на уроках русского языка
формы и методы развития речи на уроках...
система работы по развитию речи на уроках русского языка
Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...
Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)
В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...