Урок русского языка в 6 классе по теме "Лексика и фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему


Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе на тему "Лексика и фразеология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Чекмарёвская основная общеобразовательная школа

Обоянского района Курской области

 

        

Обобщающий урок по теме      «Лексика. Фразеология»

по русскому языку в 6 классе

 

                                                                                 

подготовила учитель

 русского языка и литературы  

Тутова Марина Васильевна

с. Чекмарёвка

2013г.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Лексика. Фразеология»

Ход урока:

I. Орг. момент

а)  Теоретическая разминка

1) Как называется раздел языкознания, изучающий  употребление  и происхождение слов?  

2) Как называется раздел русского  языка, изучающий  употребление и происхождение фразеологизмов?  

3) Какие слова называются диалектными?

4) Какие слова называются профессиональными?        

5) Какие слова называются общеупотребительными?

6) Какие слова называются заимствованными?

7)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются?

9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

10) Какие слова называются историзмами, архаизмами?

б) Устаревшие слова замените синонимами

стезя – дорога                                                       льзя - можно

чело – лоб                                                              уста - губы

ланиты – щеки                                                      очи - глаза

внимать – слушать                                               кика - кичиться

брадобрей – парикмахер                                      кокошник – женский  головной убор

сюртук – мужская одежда в талию                     брань - битва

с длинными полами                                              десница - правая рука

денница – утренняя заря

в) Замените заимствованные слова русскими:

брошюра – небольшая книжечка                                                финал – завершение, конец

инструкция – указание                                                                  антракт - перерыв                                                        

шоссе – дорога                                                                               контролировать - проверять

агрессивный – враждебный                                                          анонс – предварительное объявление

аккомпанемент – музыкальное сопровождение                         директор – руководитель учреждения

колоссальный – очень большой, огромный (успех)                   стабильный – прочный, постоянный

г) Дайте толкование диалектизмам

Принесите бураков  (свёклы);                                                     первая кутиха (снегопад);

узкая межинка (тропинка);                                                           упали в наз (узкая щель);

пирожки с петушками (с щавелем);                                             молодой певень (петух);

полоскать рушник (полотенце);                                                   козюли в оврагах водятся (змеи).

д) К данному прилагательному подберите два таких существительных, чтобы с первым оно имело прямое значение, а со вторым - переносное.

Тяжёлый (камень, характер);                                                       горячая (вода, голова);

свежие (цветы, газеты);                                                                острый (нож, язык);

твёрдый (камень, решение);                                                         тесная (квартира, дружба);

ж) Узнайте слово по толкованию лексического значения.

1) сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

3) красная строка, отступ в начале строки (абзац);

4) тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот);

з) Выделите «третье лишнее» в каждой из приведенных групп слов. Каким лексическим явлением они объединены?

1) огонь, осень, пламя                                                        буран, дождь, пурга

2) алфавит, чистописание, азбука                                     шалун, конница, кавалерия

и) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

мозолить глаза – надоедать                                               точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать                                                   бить баклуши – бездельничать

намять бока – бить                                                               держать язык за зубами – молчать

хоть глаз выколи – темно                                                    яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко                                                 с три короба – много

к) Замените данные слова фразеологизмами:

худой – кожа да кости                                                          близко – рукой подать

спешить – лететь сломя голову                                           быстро – на всех парусах

л) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

Видимо – невидимо – с три короба, как собак нерезанных, конца – краю нет.

м) На чём основан комический эффект?

1) Бабушка: Изюму – то в батоне кот наплакал.

     Внук: А почему он так мало его наплакал?

2) Мама не бросала слов на ветер и в безветренную погоду.

н) Передайте значение фразеологизмов (карточки) с помощью предметов, жестов.

сесть в калошу                                                                       водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                 лить крокодиловы слёзы

о) Что означает слово ключ в каждом примере. Как называются такие слова? (омонимы)

1) Внизу бьёт холодный ключ (родник)

2) Дима потерял ключ от квартиры (инструмент для открывания двери)

3) Музыкальная строка начинается со скрипичного ключа

Задача – смекалка

Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества, сохранился этот след и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими, математическими, астрономическими и прочими терминами, многие из нас, сами того не подозревая, носят греческие имена.

Андрей, например по гречески «мужественный», «храбрый», Алексей – «защитник»,                      Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны)

Подберите антонимы к словам:

недруг – приятель                                                                    вверх – вниз

близко – далеко                                                                        холодный – горячий

смелый – трусливый, робкий                                                  защита – нападение, обвинение

 IV. Итоги урока

Подводим итоги , выставляем оценки.

V. Домашнее задание

Написать небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.

Список литературы:

1. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.  

2. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, 1964.

3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-238с.:ил.

4. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс./ Сост. И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...