КВН для учащихся 5 - 6 классов "Язык, великолепный наш язык!.."
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку КВН по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов "Язык, великолепный наш язык!.." Всем известно, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаемый материал поиогает школьникам в игровой форме реализовать эту потребность. КВН ставит целью формирование одной из важнейших компетенций современного образовательного процесса - коммуникативной компетенции. Кроме того, КВН способствует развитию познавательного интереса к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_velikolepnyy_nash_yazyk.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Язык, великолепный наш язык!..»
КВН по русскому языку для учащихся 5 – 6 классов
Л. В. Зенина, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24 г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова
Нужно любить и непрерывно
изучать русский язык. Человек,
равнодушный к своему языку,-
дикарь.
К.Паустовский
Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению сведений о русском языке, полученных на уроках и во внеурочной деятельности; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; способствовать развитию устной речи и познавательного интереса к родному языку.
Задачи:
образовательная:
повторить изученный ранее материал по основным разделам русского языка; совершенствовать навыки создания монологической речи, умение аргументировать свой ответ;
развивающая:
формировать умения обобщать, сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы;
развивать воображение;
обогащать и усложнять словарный запас;
воспитательная:
совершенствовать умения сотрудничать в группе, в паре, оценивать свою и чужую работу.
Ведущий: Дорогие друзья! В школе продолжается Неделя русского языка
Чтец 1
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русской язык!
Чтец 2
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт)
Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются самые любознательные, самые веселые и находчивые знатоки русского языка.
(Приветствие команд)
Ведущий: Наш 1-й конкурс - орфографическая эстафета
Каждый член команды должен правильно объяснить орфограмму в слове (слова спроецированы на экран)
Орфографическая эстафета
1 команда 2 команда
Исти(н,нн)ый Кури(н,нн)ый
Пр..пятсвие при..ключение
(с,з)дра..ствуй и(з,с)в..ните
ш..к..лад б..т..рея
и(с,сс)ку(с,сс)тво и(с,сс)ку(с,сс)..нный
еж..вый ореш..к
пол(часа) (пол)Москвы
(не)правда (не)настье
расч..ска крыж..вник
Ведущий: А теперь команды получают одинаковое задание: определить род имен существительных, составить с ними словосочетания по схемам
прилагательное +сущ. или местоимение +существительное.
Знаешь ли ты род этих существительных?
Тюль, шампунь, мозоль, фланель, шинель, фамилия, день рождения, такси, кофе, какао, кашне, депо, шоссе, иваси, маэстро, какаду, шимпанзе, Сочи, туфель или туфля (?),клавиш или клавиша (?),плацкарт или плацкарта(?)
Ведущий: Пока команды работают, набирая очки, болельщики могут им помочь. В качестве домашней подготовки к конкурсу болельщикам было предложено выучить высказывания писателей-классиков о русском языке. Итак, дерзайте, болельщики!
Ведущий: Слово командам. "Знаешь ли ты род этих существительных?"
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу.
Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Выделите окончания.
1 команда. Вызов, шелк, месяц, госпиталь, циркуль, маляр, шофер, офицер, тренер, диктор, кондуктор, учитель, конструктор.
2 команда.
Мастер, доктор, директор, герб, профессор торт, автор,
адрес, инженер, договор, выбор, тенор, приз.
Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончания.
1 команда.
Сани, килограмм, циркуль, серьга, теленок, блюдце,
трактор, место, дело, валенок, мандарин.
2 команда.
Апельсин, помидор, яблоко, солдат, носки, чулки, курица, свеча, дупло, полотенце, простыня, армянин, туфли, погон, татарин, челюсти, сапог.
Ведущий: Итак, команды работают, а болельщики помогают им набирать баллы. Предлагаем болельщикам фонетическую разминку. Кто быстрее прочитает звуки наоборот, чтобы получилось новое слово?
(Слова спроецированы на экран).
Фонетическая разминка
Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова лен - цифру
лей - дерево
лай - лодку
люк - большой мешок
ток - домашнее животное
шел - неправду
шей - просьбу есть что-нибудь
лед - материал для крыши
тол- прибор для измерения моря
парк - морского жителя
лог - забитый мяч.
Ведущий: Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Конкурс скороговорок. Представители команд по очереди произносят по одной скороговорке
Скороговорки
1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
2.Сшит колпак не по - колпаковски, надо его переколпаковать, да не перевыколпаковать.
3.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
4.Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.
5.Расскажите про покупку, про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку мою.
Ведущий: Лексика - один из самых интересных разделов языкознания. Вспомним библейскую фразу: " Вначале было слово..." И, пока команды будут искать потерявшиеся синонимы, мы проведем конкурс болельщиков. Предлагаем разгадать вам шарады и анаграммы.
Лексика
1.Найдите потерявшийся синоним
Автомост полагать
адвокат промежуток
анализ стремление
блеск машина
верный период
влечение разбор
время ландшафт
глушь дебри
дефис защитник
думать интеллект
ива сияние
лексика флора
пейзаж словарь
принуждение насилие
интервал ракита
растительность чёрточка
ум неизменный
2.Найдите потерявшийся антоним
Беда нет
бездарный мир
будущее соглашаться
вверх мудрец
внешний удача
война вниз
вражда урод
встреча дорого
глупец талантливый
нежность дружба
грязь прошлое
да оправдывать
дешево ложь
истина чистота
красавец внутренний
обвинять грубость
отвергать разлука
3.Разгадайте шараду
Нота - мой первый слог,
Поставь рядом с ней предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (Мина)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пирог)
4. Разгадайте анаграмму
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник. ( Карп - парк)
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена - Нева)
5.Разгадайте анаграмму
Воздух в шины я вдуваю,
жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос - сосна)
В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот -
Будет дергаться щека. (Кит - тик)
Ведущий: Слушаем отчет команд о поиске потерявшихся синонимов и антонимов.
Чтец:
Новое имя
Если только ты умен,
ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья звала её
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Ведущий: Это юмористическое стихотворение С.Я.Маршака подсказало очередной конкурс.
Придумайте 2 имени и «защитите» их. А мы снова начинаем конкурс болельщиков. Н.В. Гоголь утверждал: « В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно».
1. Объясните значение фразеологизмов: филькина грамота, очная ставка.
2. Посчитайте, сколько крылатых выражений и фразеологизмов в тексте:
Помня, что один в поле не воин, что ум хорошо, а два лучше, что сила солому ломит, решили отвечать вам коллективно. А вопросы трудные, даже голова кругом пошла. Но, засучив рукава, принялись за дело. Ищем, ищем - конца не видно. Десятки книг перечитали от корки до корки, с головой зарывались в журналы. Постарались не ударить в грязь лицом. В конце концов ответили. Гора с плеч свалилась. Сидим теперь, ждем передачи, как красна солнышка. Что день грядущий нам готовит? (13)
Ведущий: Как называются жители городов:
Пскова, Минска, Тулы, Курска, Ярославля, Харькова, Одессы, Томска?
(пскович, минчанин, туляк, курянин, ярославец, харьковчанин, одессит, томич).
Ведущий: И наш последний конкурс. Не приходится сомневаться в том, что знаки препинания играют очень важную роль в письменном общении. Изменив знаки препинания, найдите в бессмыслице смысл.
1.Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
3.Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
1.Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2.В нашем хозяйстве много рогатого скота: лошадей, свиней.
3. -Все ли здесь?
-Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.
Чтец:
Совершенство человечьей речи-
Вещий знак большой людской судьбы.
Умирают города и вещи-
Слово остается для борьбы.
Потому что человеку надо
Одолеть однажды немоту.
Потому что слово как награда
За любовь, работу, красоту.
Да оно ведь и само - работа,
И мечта, и молодость, и страсть.
Слово - наша вечная забота,
Без него - и всей Земле пропасть.
Подведение итогов. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык . Великолепный наш язык" (7-8 классы)
Мероприятие преследует цель пропаганды русского языка, его богатства, значения в международном общении, рассказывает об истории становления русской письменности,. Сценарий внеклассного меро...
Неделя русского языка как средство воспитания у учащихся любви к своему языку и чувства гордости за него.
Из опыта организации внеклассной работы по русскому языку....
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...