Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык . Великолепный наш язык" (7-8 классы)
методическая разработка (7 класс) по теме

Мазурова Светлана Федоровна

Мероприятие преследует цель пропаганды русского языка, его богатства, значения в международном общении, рассказывает  об истории становления русской письменности,. Сценарий внеклассного мероприятия можно использавать при проведении дня филологии в школе, Дня славянской письменности и культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  по русскому языку (7-8 классы)

«Язык. Великий наш язык»

1 слайд

Каждое слово языка, каждая его формула есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа

К. Ушинский

Сценка: (Современным мальчик, седой старец, в монашеской одежде сидит за столом, с которого свисает свиток, пишет старинным пером, горит свеча.)

Современник:

-Здравствуй старец-летописец

Чем занят в келии своей

Летописец:

- Я написать всегда хотел

Историю страны моей

Народ ведь не имел

Единой повести о ней.

Современник:

- А как же труд Ваш назывался?

Летописец:

-«Повесть временных лет»

Скажу я точно, не хвалясь,

То первая история Руси.

Старался, неудачи не страшась,

И не жалея сил,

А чем же я доволен был?

Так тем, что  «Повесть»

Славянской азбукой сложил,

И потрудился я на совесть.

 

Современник:

А как же вы могли писать?

Ведь вы же русский, славянин!

Летописец:

Да, ведь народ наш, исполин,

Не вечно буквы знал

И как Бог на душу положил,

Бумаге мысли излагал:

Кто знаком, а кто латынью,

Что с Запада до нас дошла.

Современник:

Так буквы русские, выходит,

Существовали не всегда!

И что же?

Их придумали в народе?

Летописец:

Да нет, есть авторы у них!

Два инока –Мефодий и Кирилл

Своих не пожалели сил,

Они ведь братья были

Славянской азбуки творцы.

Но неужели их забыли?

Современник:

Нет, их ныне помнят люди,

Да кто же подвиг их забудет?!

Но я хотела б твёрдо знать

Как удалось им азбуку создать?

2 Слайд памятник Кириллу и Мефодию

Ведущие:

Мефодий и Кирилл, братья, христианские миссионеры, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл (принял это имя при пострижении в монахи, до этого носил мирское имя -Константин), родился в 827 году.

Старший брат –Мефодий- родился в 815 году, мирское имя его неизвестно.  Родом были из многоязычного города Македонии- Солуни, где жило много славян. Родились в семье военачальника. Старший брат сначала пошёл по стопам отца, был назначен воеводой в область, населённую славянами, пробыл на военной службе девять лет, затем ушёл в монахи.

Кирилл получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие  представители интеллектуальной элиты. Он с юности чувствовал, что его путь-это путь учёного-книжника.

 После смерти отца он попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе. В Маграурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе  Святой Софии, стал личным секретарём патриарха.

Братья проповедовали христианство арабам, затем в Болгарии и в  Великой Моравии. Когда братья узнали, что им предстоит  проповедовать в Моравии (где в то время жили славяне), Константин сказал: «Хотя тело моё утомлено, хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка». Но услышав, что букв нет, он возразил: «Как можно на воде слова писать». Но патриарх ответил «Если ты захочешь, Бог тебе их даст». Братья, затворившись в монастыре, выполнили свою великую задачу.

Ведущие:

Так в конце 863 года в Моравии у славян  появился письменный язык.  

Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот брат оба мы были в одной упряжке, борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая»

После смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне это территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке.

По имени младшего брата  славянский алфавит называется кириллицей.

3 Слайд алфавит кириллица

Ведущие:

Русской православной церковью братья Кирилл и Мефодий причислены к лику святых, и сейчас их изображают на православных иконах

4 Слайд портрет Мефодия и Кирилла

Ведущие:

Письменный язык на Русь пришёл вместе с принятием христианства.

5Слайд  старинные книги

Ведущие:

Сначала это был язык церковных, священных книг и назывался он старославянским языком. И сейчас богослужения в христианских храмах проводятся именно на этом языке, языке который создали миссионеры, проповедники, учёные-книжники Кирилл и Мефодий.  

Со второй половины 11 века под влиянием живых славянских языков формируется литературный язык.

 Старославянский язык был слишком труден для употребления в повседневной жизни. Окончательное разделение языков на церковно-славянский и русский произошло при Петре 1. В основе культурной политики Петра лежало чёткое разграничение церковной и светской культуры.

Слайд Пётр 1

Сценка: (Пётр 1 сидит в кресле читает документы, стол завален бумагами, чертежами. В ходит  книжник Козьма Прутков в старинных одеждах 17 века. Царь говорит грозным, зычным голосом)

Царь:

Ну, что Козьма принёс?

Секретарь царя:

- Да вот, мой государь, как вы просили. Сея книжица про историю государства Россейского. Занятная.

 (  Царь сначала читает вслух отрывок из произведения, затем говорит своему секретарю)

-Азь зело естьм труден оный язык наш, изъясняться  надобно изящно. Надо  провести географию генеральную. Как же будут нас послы иноземные жаловать, ежели мы сами в затрудненьи.  Дай-ка мне Козьма алфавит. (секретарь подаёт Петру 1 алфавит, царь тычет пальцем в алфавит). Оную, (ищет пальцем по алфавиту буквы) оную, (опять ищет пальцем по алфавиту буквы)  оную литеры изъять, так разумныя буде.

Пиши Козьма.

Секретарь царя недоумевая:

-А чё писать-то,

Царь:

-Указ, дурья твоя башка. (диктует, пафосно, жестикулируя)

« Глаголом царским и волей нашей постоновляю: чтоб писали с сего дни не высоким словом, но простым русским глаголом. Дабы «прорубить окно в иноземные страны», дабы знали в Европах русских, дабы зреть всё новое, перенимать словеса и заводить у себя в государстве».

Секретарь царя:

Как поехали иноземные гости, и появилось много слов доселе неведомых.

Администратор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, канцлер, министр, президент, префект, а все эти персоны в своих архивах, губерниях, канцеляриях, комиссиях, конторах, ратушах адресуют, аккредитуют, апробируют, арестуют, баллотируют, конфликтуют, корреспондируют, штрафуют, трактуют, претендуют инкогнито в конвертах , пакетах разные амнистии, апелляции, аренды, векселя, ордера, проекты, рапорты, тарифы.

Ведущие:

Именно Петр1 впервые узаконил две разновидности букв: прописные и заглавные, в это же время утвердились  три склонения существительных и была оставлена только одна разновидность прошедшего времени

(задают вопрос)

Кстати, из какого произведения древнерусской литературы читал отрывок Петр 1?

7 Слайд Обложка «Слово о полку Игореве».

Ведущие:

Ещё писатель и публицист Леонид Григорьев, исследуя происхождение некоторых русских слов, удивлялся тому «настолько русский язык богат и гибок, что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему. Все съели, всё переварили, ко всему приставили свои суффиксы, прицепили приставки, сочленили падежными  окончаниями  и поставили в состав великого русского языка»

Ведущие:

Формирование русского алфавита проходило вплоть то до 30 годов 20 века.

Ученица:

Да, в русском языке есть очень молодые буквы. Например, буква Э появилась в азбуке только в 1735 году. Встретили её неприветливо. Писатель Сумароков называл эту букву «уродом». Михаил Васильевич Ломоносов считал, что вполне можно обойтись и без неё.

8 Слайд портрет Ломоносова

Она и сейчас в современном русском языке не очень-то и своя. Исконно русских слов, которые начинаются с буквы Э  очень мало, местоимение этот и производные от него и междометия- эва, эвон, эге, эге-ге, эй, эх, эхма, эхе-хе. Все остальные слова начинающиеся с Э слова-иностранцы: экзамен, эврика, элемент, эфир, эгоист, экономика и т.д.

    Буква Й официально была введена в азбуку в 1735 году, как и буквы Э, до того обычно писали И : доброи, прежнеи. Почему эта буква « и краткое»? Потому что составлена из буквы и, над которой писали значок, называемый кратка, то есть  «и с краткой», затем в речи название упростили и буква стала носить привычное нам имя «и краткое».

Самая молодая буква в русском алфавите Ё. В 1997 году ей исполнилось 200 лет, её создатель известный историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. В 1797 году он издал сборник стихов «Аонида», в котором впервые использовал букву Ё. Раньше в русской азбуке эта буква не употреблялась. Вместо мёд, слёзы, Петр произносили мед, слезы, Петр.

Вспоминаем  у Пушкина:

В пустыне чахлой и скупой

На почве зноем раскаленной

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной

Слайд китайские иероглифы

Обращение к зрителям.  Как вы думаете, если ли  общее у русского языка и древних иероглифов?

Действительно есть общее у русского языка и с древними иероглифами. Некоторые знаки пунктуации «-» (тире), «;» (точка с запятой), а также значок  «параграф» это и  есть не что иное, как иероглифы.

Ведущие: Но только в 18 столетии появляется собственно русский литературный язык, который развивается постоянно, по мере того как меняется общество.

Свой вклад в развитие и совершенствование русского языка внесли  А.С.Пушкин; А.С. Грибоедов;  Н.В. Гоголь

9 Слайд портрет  А.С. Пушкина

Ведущие:

Благодаря им язык стал проще, понятнее, легче. Считается, что именно Пушкин вдохнул жизнь в русский литературный язык. Всё серьёзно, трудно и несвободно было в нашей литературе до Пушкина.

Только исследуя черновики поэт, видно, где после десяти зачёркнутых слов стоит одно единственное нужное

Сценка (Герой в образе Пушкина расхаживает по комнате с листком бумаги и пером в руке, присаживает, пишет, вскакивает, читает.)

-То …(задумывается, отходит от стола), нет- нет не то (опять садится). А вот это, пожалуй, подойдёт.

(декламирует )

_ Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

-Хорошо получилось!

(смотрит, задумавшись )

 Няня прошла,  совсем старенькая стала, а ведь это именно она научила меня изъяснятся по- русски. Посвящу я ей стихотворение.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

А сколько чудных сказок она мне рассказала! Запишу я их.

(быстро пишет)

До чего ж прекрасен наш язык. Сколько в нём оттенков, чувств, красок.

А пусть будет Драма! (быстро пишет)

А пусть будет роман, да не просто роман, а роман в стихах.

(берёт в руки рукопись и читает)

Мой дядя самых честных правил

Когда не в шутку занемог

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать  не мог

(глядит в листок, любуется и восклицает )

-А да Пушкин! А да сукин сын.

(Уходя говорит)

-Глаголом жги сердца людей

10 Слайд портрет  Н.В. Гоголь

Ученица читает на фоне музыки и слайдов с изображением церквей, русской  природы)

«Как несметное множество церквей, монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным  словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его честь собственного характера.  Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза ; затейливо придумает своё, не всякому доступное , умно-худощавое слово  немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»

Ведущие: 

Действительно, как говорил К. Паустовский, «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценный камень излучает таинственный блеск

Обращение к зрителям. Из каких произведений  прозвучали отрывки?

Ведущие:

Историю языка можно представить себе как толстую книгу . Из отдельных повестей -глав складывается биография языка.

- А как наше поколение относится к русскому языку? Спросим об этом  ученицу 9 класса средней школы

Ученица:

Русский язык – это клёвая вещь. Прикольно, если ты знаешь все его фишки, и полный атас,  если что-то не догнал. А бывают такие заморочки, что не сразу врубишься в тему. Получишь «пару», предки дома так достану, что мало не покажется.

Ведущие:

Подожди, подожди, а ведь ещё Константин Иванович Ушинский говорил:

«Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством, если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать»

Ученица:

Да и это тоже русский язык. Конечно,  отношение к языку нашего поколения  не всегда бывает внимательным. В нашем классе есть украинцы, молдаване, башкиры, татары, но все  мы гордимся тем, что говорим и учимся на русском языке. Не случайно в письме к своему зарубежному ровеснику мы написали (достает большой конверт из него достаёт письмо и читает ):

«Дорогой друг! Если ты решил учить русский язык, то ты сделал правильный выбор. Наша страна очень огромна, богата своей историей и культурой, а самое главное людьми и языком.  Русский язык –это чудесная загадка и разгадывать её увлекательно и интересно, это мир полный тайн и удивительных открытий. Конечно, нельзя узнать о языке всё. Но важно открыть для себя мир языка.  И ты увидишь, как нам удаётся, издавая звуки, рисуя непонятные тебе закорючки, описывать весь бесконечно разнообразный мир. Если мы преодолеем языковой барьер, то мы станем  ближе друг к другу духовно»

Ведущие:

А что о русском языке говорят в нашей школе младшие школьники, родители, выпускники?

(вставка видеосюжета с высказыванием о значении языка обучающихся школы, родителей разных национальностей и возраста)

Ведущие:

Проведём телемост с другими странами. Первыми на связи представитель Организации Объединённых Наций.

Телемост

Представители разных стран на слайдах появляются флаги этих стран.

Представитель ООН

Приветствую Вас!

В мире насчитывается более двух с половиной языков. Русский язык самый распространенный среди них. Русский язык не только язык русской нации, на нём говорит примерно четверть миллиарда человек, это один из шести официальных языков международной  Организации Объединённых наций, а ,значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций.

С расширением Европейского союза русский язык стал четвёртым по распространённости языком среди граждан ЕС. Россия- великая страна, с великой культурой, литературой, искусством, наукой.

Ведущие:

Сегодня русский язык широко используется за пределами России. В странах  Содружества независимых государств интерес к русскому языку не ослаб, а наоборот усилился.

На связи с нами Армения.

Представитель Армении

В нашей стране армяне составляют 90% всего населения, но для деловой и дипломатической переписки внутри страны все учреждения используют не армянский, а русский язык. Для выступления за с пределами страны на международных аренах  наши руководители пользуются не английским, а русский языком.

Ведущие:

- А как относятся к  русскому языку в Азербайджане?

Представитель Азербайджана.

Мы  с уважением  относимся к русскому языку. Уже после распада СССР в нашей столице Баку начал работать институт славистики. Здесь много издаётся книг на русском языке.

Представитель Казахстана

По конституции Казахстана, русский язык закреплён как «официальный», т.е является вторым государственным языком.  Делопроизводство ведётся как на казахском, так и на русском языке. Русский язык является обязательным предметом в школах, 40%  детей обучается в школах, где преподавание ведётся на русском языке. Президент Казахстана во время одного из визитов в Москве заявил, что «Русский язык –ключ к мировым сокровищницам, он открывает нам глаза на мир».

Ведущие:

На связи далёкая Америка.

Представитель США

У вас не только великая литература, но и великая культура. Мы с чувством большого волнения слушаем проникновенные русские романсы и классическую музыку. Всё больше появляется преподавателей русского языка, в самых престижных институтах Америки открываются факультеты, где изучается русский язык.

Ученица

Сколько сил, ума труда вложено в русский язык! Мы наследники исторических ценностей, всего, что создано предками, и прежде всего русского языка. Он не в музее, не в бархате. Живой как жизнь, меняется каждый день , каждый миг. Из книг, устных легенд, из народной памяти вырисовывается то, что называется душой народа.

Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нём раздолье…

В нём воркованье голубя весной, взлёт к солнцу- выше, выше.

Берёзовая роща. Свет  сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Ведущие:

Давайте ещё раз перелистаем историю страны, историю языка.  

Слайд из энциклопедии Кирилла и Мефодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Великолепная семёрка"

Внеклассное мероприятие по математике для 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по математике "Великолепная семерка" (7 класс)

Внеклассное мероприятие по математике "Великолепная семерка" (7 класс)...

КВН для учащихся 5 - 6 классов "Язык, великолепный наш язык!.."

 Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку КВН по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов "Язык, великолепный наш язык!.."  Всем известно, что дети от природы любознательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие по информатике "Великолепная пятерка"

Внеклассное мероприятие по информатике для 7-8 классов...

Внеклассное мероприятие «Китайская медицина» по китайскому языку для 7 класса

laquo;Китайская медицина».7 класс, 13-14 лет.Урок-дискуссия.Цель:формирование межкультурной компетенции,Задачи:развитие эстетического взгляда на быт и окружающий мир,познакомить учащихся с куль...