Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
статья
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень знаний обучающихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
- развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;
- вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;
- научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе.
В настоящее время большой проблемой для учителя является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Путь решения этой проблемы – проектно - исследовательская деятельность. Использую я этот метод в любом классе и хочу отметить, что проектно - исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого мы называем "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что является очень хорошим воспитательным моментом.
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Проект можно рассматривать как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность развития творческих способностей, оценивания роли знаний, а также увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает в учащихся самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к проектно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. Например, в основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Например, изучается в 5 классе на уроке литературы сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
- работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого и др.
- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе».
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.
Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности (использую олимпиадные задания по русскому языку и литературе). Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающихся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Своеобразие некоторых методических форм, применяемых нами для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Урок-исследование: | |
Коллективное | Групповое |
-ведущая роль учителя в управлении работой учащихся; -развитие коммуникативной культуры учащихся; -формирование деятельностно-коммуникативной компетентности; -ведущая роль педагогического (внешнего) оценивания результатов работы | -большая степень самостоятельности учащихся (руководит работой группы не столько учитель, сколько ученик с достаточно высоким уровнем креативности, он и определяет, в каком направлении будет осуществляться поиск); -развитие коммуникативной культуры учащихся; -становление деятельностно-коммуникативной компетентности; -сочетание педагогического оценивания результатов работы учителем с самооценкой учащихся, их саморефлексия |
Уроки – творческие лаборатории: | |
Коллективное исследование | Групповое исследование |
-тема предлагается на уроке; - совместная разработка алгоритма действий учащихся; -ведущая роль учителя; -объект исследования – все литературное произведение или его фрагменты; -развитие коммуникативной культуры учащихся; -формирование деятельностно-коммуникативной компетентности; -коллективное оценивание результатов работы; -продолжительность исследования ограничена уроком. | -тема предлагается заранее; -велика доля самостоятельной предварительной работы учащихся (выбор темы, составление плана исследования, подбор необходимого литературного материала, выдвижение гипотез); -возможность предварительного обсуждения плана исследования с одноклассниками или с учителем; -становление деятельностно-коммуникативной компетенции; -сочетание педагогического оценивания результатов работы учителем с самооценкой учащихся, их саморефлексия; -формы работы – классная, домашняя. |
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.
Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектно - исследовательской деятельности.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. В кабинете оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.
В старших классах учащиеся работают над учебными проектами, проводят глубокие исследования, оформляют их, представляя на школьных научно-практических конференциях, уроках-мастерских Например, с учащимися 8 класса создали информационно-исследовательские проекты «Роль обращения в речи», в 11 классе «Блок А.А. Жизнь и творчество». При изучении темы «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов» даю ребятам задание на изучение происхождения конкретного фразеологизма. Для решения проблемы обучающимися необходимо найти в «Словаре фразеологизмов» значение идиомы, затем, пользуясь разными источниками, выяснить происхождение данного фразеологизма. На научно-практической конференции был представлен исследовательский проект «Фразеологизмы с формообразующим компонентом хоть».
Часто на уроках русского языка ученики становятся сотрудниками научно-исследовательской лаборатории. Например, при изучении темы «Способы образования слов» ребята исследуют, как образуются новые слова в русском языке, а при изучении темы «Морфемика» выясняют родственные связи между словами. Игра «Редактор» позволяет работать над исправлением речевых ошибок, «Переводчик» - преобразуют тексты художественного стиля в научный стиль, учатся составлять научные монологи.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Уже с пятиклассниками из урока в урок в работу включаю небольшие задания, позволяющие целенаправленно формировать у школьников навыки проектно-исследовательской деятельности. Разумеется, виды работ при этом разнообразны, что позволяет снять утомляемость, внести в каждый урок элемент новизны и подключает у учащихся механизм «ожидания» следующего урока, следующего необычного, интересного задания.
Работа по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности – длительный процесс, требующий от педагога значительных усилий, времени и, несомненно, постоянного педагогического поиска. Система работы, используемая нами в настоящее время, может быть представлена следующим образом:
Система работы по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности у учащихся
5-6 классы | |||
Уровень | Виды работы | Формы работы | Методические формы |
Пропедевтический (пред-исследование) |
| Преимущественно коллективная в сочетании с групповой и индивидуальной | Урок-беседа Урок-творческая лаборатория Урок-коллективное исследование Малый семинар |
7-8 классы | |||
Уровень | Виды работы | Формы работы | Методические формы |
Малое исследование |
| Преимущественно групповые в сочетании с индивидуальными | Урок-беседа Урок-творческая лаборатория Урок-групповое исследование Урок-семинар |
9-11 классы | |||
Собственно проектно-исследовательская деятельность |
| Преимущественно индивидуальные в сочетании с групповыми | Урок-беседа Урок-лекция с элементами беседы Урок-конференция Урок-семинар Урок-диспут |
Проектно-исследовательский метод помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они учатся передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Участие в педагогических конкурсах, конференциях, круглых столах | ежегодно | Публикация | В конце года на заседании ШМО |
Участие в работе педагогических советов | ежегодно | Статья на сайт школы | На педагогическом совете |
Выступление на заседаниях ШМО учителей русского языка и литературы (обобщение опыта работы) | Согласно графику проведения | Статья, отчет | ШМО учителей русского языка и литературы |
Участие в школьной инновационной площадке «Проектная деятельность в условиях открытой информационно-образовательной среды» | ежегодно | Публикация | На итоговом заседании инновационной площадки |
Заключение
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Используемая литература.
1. Киреева Е.А., Воистинова Г.Х. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в реализации ФГОС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnostuchaschihsya-v-realizatsii-fgos
2. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 60 с.
3. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015. —128 с.
4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.
5. Стефаненко Татьяна Владимировна Технологии сотрудничества при организации исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении // Исследователь/Researcher. 2020. №2 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotrudnichestva-pri-organizatsiiissledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...
Доклад: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС». В связи с перехо...
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информац...
Доклад на МО по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей обучающихся в рамках ФГОС».
Доклад на МО по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей обучающихся в рамках ФГОС»....
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Вовлечение обучающихся в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения....
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.Знани...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»...