Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 100,101

Дата урока

Тема урока: Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. §67, 68

Тип урока: Урок развития речи

Цель  урока: Иметь общее представление об основных типах речи: описание, рассуждение, повествование. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения.

Планируемые результаты

Предметные

Иметь общее представление об основных типах речи: описание, рассуждение, повествование. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении прием «фотографирования»

метапредметные

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме

личностные

Уметь создавать собственное высказывание по эталону

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы приступаем к урокам по развитию речи.

Анализ предложений из диктанта.

Ноябрь - самое грустное время в деревне.

(произвести полный синтаксический разбор предложения)

Демонстрируют готовность к уроку. Анализируем контрольный диктант

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Ребята, нас окружает огромный мир, созданный природой, созданный человеком. Мы живем в этом мире, познаем его, говорим о нем.

Нас все интересует: разнообразные предметы живой и неживой природы, их свойства и признаки. Нам интересно знать, что с ними происходит и по какой причине. Все это составляет содержание наших высказываний.

Слушают учителя. вспоминают изученное в начальной школе

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Прочитайте название §67. С каким понятием нам предстоит познакомиться?

- Что предстоит узнать, чему научиться? (узнать, что типы речи, по каким признакам речь делится на разные типы. как строятся тексты разных типов речи)

Формулируют совместно с учителем учебную задачу.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

-стр.195, упр. 547.

- Сравните высказывания о пеликане.

- Представьте, что вам нужно рассказать о пеликане не словами, ас помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? (текст 1. признаки предмета, о которых говорится в первом тексте, можно увидеть все сразу, все вместе – это одновременные признаки)

- В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? (текст 2, действия предмета, о которых говорится во втором тексте, все вместе увидеть нельзя, нужно сделать несколько снимков - это сменяющие друг друга последовательные действия.)

- Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? (текст 3, причины свойств и явлений, о котором говорится в третьем тексте, увидеть вообще нельзя, их можно только понять).

- Ребята, в зависимости от того, что содержит  текст, выделяют три типа речи.

- Найдите название этих типов на стр. 196 последние три строчки, выпишите их в тетрадь друг под другом.

типы речи:              вопросы:

повествование       что произошло?

описание                какой?

рассуждение          почему?

Читают тексты упр.547.

Отвечают на вопросы учителя. Осознают, что им недостаточно знаний.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- упр.549 (устно)

- А теперь мы поговорим о каждом типе речи отдельно.

Прочитайте текст №1 (на карточках).

Определите тип речи. Докажите. Используйте для начала ответа слова: я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему (стр.199).

Примерные ответы:

  1. к тексту можно задать вопрос: что произошло?
  2. в тексте сообщается о последовательном действии (как все происходило, что было сначала, что- потом, чем закончилось)
  3. если по этому тексту снимать диафильм, то нужно сделать несколько кадров.

- В художественном произведении повествование позволяет нам как бы присутствовать при происходящих событиях.

- Слова какой части речи играют большую роль в повествовании? (третий столбик - глаголы)

- итак, запишем определение: Повествование – это последовательный рассказ о событиях, о том, что происходило сначала, что – потом.

- Знакомимся с текстом №2.

- Определите тип речи. Докажите правильность своего ответа.

Примерные ответы:

  1. к тексту можно задать вопрос: какой?
  2. в тексте изображен занавес, мы можем вообразить эти картины они встают перед глазами: видно, что нарисовано на занавесе.
  3. если снимать диафильм, до достаточно одного кадра, так как перечисляются одновременные признаки.

- Слова какой части речи используются в описании? (существительные и прилагательные)

Описание – это словесное изображение предметов путем перечисления признаков.

- Знакомимся с текстом №3. Определите тип речи, докажите правильность своего ответа.

Примерные ответы:

  1. к тексту можно задать вопрос: почему?
  2. в тексте говорится о причине и следствии явления.

Когда вы высказываете и доказываете какую-либо свою мысль, объясняете причины того или иного явления, то создаете форму словесного выражения – рассуждение.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.  В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа. Спишите текст, укажите тип речи. Письменно докажите свой ответ. (по образцу на стр.198 упр.553)

Работают над заданием, отвечают письменно на вопросы.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно действуют по плану.

  1. Информация о домашнем задании

§67, 68, упр.558 (устно; упр.563 (устно)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- С какой темой урока мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали, что было известно?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Текст №1.

Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.

Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.

Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.

Текст №2.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…

Текст №3

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.

Текст №1.

Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.

Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.

Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.

Текст №2.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…

Текст №3

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.

Текст №1.

Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.

Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.

Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.

Текст №2.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…

Текст №3

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.

Текст №1.

Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.

Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.

Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.

Текст №2.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…

Текст №3

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.

Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.

  1. Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
  2. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
  3. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.

Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.

  1. Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
  2. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
  3. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.

Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.

  1. Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
  2. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
  3. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.

Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.

  1. Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
  2. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
  3. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по теме «Цветок» 5 класс. (с элементами описания и рассуждения)

Интегрированный урок подготовки к сочинению по русскому языку в 5 классе по теме : «Цветок» проходит с применением слайдовой презентации. На этом уроке развивается умение логически мыслить , излагать ...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи: описание, повествование, рассуждение 5 класс...

конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"

Коснпект урока по родному (русскому) языку  "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...