Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tip_rechi._opisanie_povestvovanie_rassuzhdenie.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № 100,101 | Дата урока | ||
Тема урока: Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. §67, 68 | Тип урока: Урок развития речи | ||
Цель урока: Иметь общее представление об основных типах речи: описание, рассуждение, повествование. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Иметь общее представление об основных типах речи: описание, рассуждение, повествование. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении прием «фотографирования» | метапредметные Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме | личностные Уметь создавать собственное высказывание по эталону | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к урокам по развитию речи. Анализ предложений из диктанта. Ноябрь - самое грустное время в деревне. (произвести полный синтаксический разбор предложения) | Демонстрируют готовность к уроку. Анализируем контрольный диктант | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
- Ребята, нас окружает огромный мир, созданный природой, созданный человеком. Мы живем в этом мире, познаем его, говорим о нем. Нас все интересует: разнообразные предметы живой и неживой природы, их свойства и признаки. Нам интересно знать, что с ними происходит и по какой причине. Все это составляет содержание наших высказываний. | Слушают учителя. вспоминают изученное в начальной школе | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Прочитайте название §67. С каким понятием нам предстоит познакомиться? - Что предстоит узнать, чему научиться? (узнать, что типы речи, по каким признакам речь делится на разные типы. как строятся тексты разных типов речи) | Формулируют совместно с учителем учебную задачу. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
-стр.195, упр. 547. - Сравните высказывания о пеликане. - Представьте, что вам нужно рассказать о пеликане не словами, ас помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? (текст 1. признаки предмета, о которых говорится в первом тексте, можно увидеть все сразу, все вместе – это одновременные признаки) - В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? (текст 2, действия предмета, о которых говорится во втором тексте, все вместе увидеть нельзя, нужно сделать несколько снимков - это сменяющие друг друга последовательные действия.) - Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? (текст 3, причины свойств и явлений, о котором говорится в третьем тексте, увидеть вообще нельзя, их можно только понять). - Ребята, в зависимости от того, что содержит текст, выделяют три типа речи. - Найдите название этих типов на стр. 196 последние три строчки, выпишите их в тетрадь друг под другом. типы речи: вопросы: повествование что произошло? описание какой? рассуждение почему? | Читают тексты упр.547. Отвечают на вопросы учителя. Осознают, что им недостаточно знаний. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- упр.549 (устно) - А теперь мы поговорим о каждом типе речи отдельно. Прочитайте текст №1 (на карточках). Определите тип речи. Докажите. Используйте для начала ответа слова: я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему (стр.199). Примерные ответы:
- В художественном произведении повествование позволяет нам как бы присутствовать при происходящих событиях. - Слова какой части речи играют большую роль в повествовании? (третий столбик - глаголы) - итак, запишем определение: Повествование – это последовательный рассказ о событиях, о том, что происходило сначала, что – потом. - Знакомимся с текстом №2. - Определите тип речи. Докажите правильность своего ответа. Примерные ответы:
- Слова какой части речи используются в описании? (существительные и прилагательные) Описание – это словесное изображение предметов путем перечисления признаков. - Знакомимся с текстом №3. Определите тип речи, докажите правильность своего ответа. Примерные ответы:
Когда вы высказываете и доказываете какую-либо свою мысль, объясняете причины того или иного явления, то создаете форму словесного выражения – рассуждение. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
Самостоятельная работа. Спишите текст, укажите тип речи. Письменно докажите свой ответ. (по образцу на стр.198 упр.553) | Работают над заданием, отвечают письменно на вопросы. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно действуют по плану. | |
| |||
§67, 68, упр.558 (устно; упр.563 (устно) | |||
| |||
- С какой темой урока мы сегодня познакомились? - Что нового вы узнали, что было известно? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Текст №1.
Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.
Текст №2.
На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…
Текст №3
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
Текст №1.
Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.
Текст №2.
На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…
Текст №3
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
Текст №1.
Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.
Текст №2.
На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…
Текст №3
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
Текст №1.
Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню, - получился парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.
Текст №2.
На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки…
Текст №3
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
- Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
- Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
- Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
- Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
- Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
- Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
- Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
- Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
- Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
Самостоятельная работа: спишите тексты, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
- Пёрышки у свиристелей были коричневато- розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
- Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
- Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны мякоть из яблока. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Подготовка к сочинению по теме «Цветок» 5 класс. (с элементами описания и рассуждения)
Интегрированный урок подготовки к сочинению по русскому языку в 5 классе по теме : «Цветок» проходит с применением слайдовой презентации. На этом уроке развивается умение логически мыслить , излагать ...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться: ...
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Типы речи: описание, повествование, рассуждение 5 класс...
«Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения»
Русский родной язык 5 класс...
конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"
Коснпект урока по родному (русскому) языку "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...