Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.
Учащиеся по окончании урока должны научиться:
§ Отличать типы речи друг от друга;
§ Уметь применять полученные знания при работе с текстом;
§ Уметь различать и составлять тексты разных типов речи;
§ При групповой работе учиться проводить рефлексию,
§ Достичь делового взаимодействия и слаженной защиты продукта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 6 класс | ||||||||||||||||||||||||||
Тема: | Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета. | |||||||||||||||||||||||||
Ссылка | Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс, 1 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Общие цели: |
| |||||||||||||||||||||||||
Результат обучения | Учащиеся по окончании урока должны научиться:
| |||||||||||||||||||||||||
Основные идеи | В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика. Повествование - описание событий в определённой последовательности: цепь сменяющих друг друга картинок. На первое место выходит сюжет. Описание - изображение явления действительности путём перечисления основных признаков данного предмета. Рассуждение - тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт. У каждого типа речи имеются свои отличительные признаки, знания которых позволит учащимся грамотно определить тип речи у любого текста. | |||||||||||||||||||||||||
Ресурсы | Раздаточный материал с таблицей «Типы речи» Тренировочные упражнения. Слайд-шоу «Осень» http://inna.moy.su/news/slajdshou_osen/2012-09-02-23 Лист взаимооценки, который заполняет оценщик. Листочки-стикеры для рефлексии. | |||||||||||||||||||||||||
Действия учеников 1. Рассаживаются в группы. 2. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения). 3. Систематизируют информацию после ее изучения, обсуждают работу, выступают с проектом, оценивают свою деятельность. 4. Читают текст, доказывают тип речи, выступают, оценивают. 5. Выполняют физминутку. 6. Слушают, обсуждают, думают, отвечают на вопрос, дописывают отрывок, оценивают. 7. Смотрят слайд-шоу «Золотая осень», отвечают на вопрос, определяются с ролью и т.д., думают, мыслят, творят в индивидуальном режиме, читают работу в паре, дорабатывают, читают всему классу, слушают, оценивают работы. 8. Оценивают, каким было общение на уроке. | Действие учителя 1. Раздает при входе картинки для деления на группы. 2. Проверяет уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы. 3. Наблюдает, слушает выступления, отвечает на вопросы, следит за выставлением оценок. 4. Наблюдает, слушает выступления, следит за оцениванием. 5. Выполняет физминутку вместе с учащимися. 6. Читает текст, наблюдает, слушает ответы, следит за выставлением оценок. 7. Организует просмотр слайд-шоу, нацеливает на дальнейшую работу, дает творческое задание, наблюдает за выполнением, выслушивает работы, следит за оцениванием. 8.Наблюдает, выслушивает по 1 рефлексии с каждой группы. | |||||||||||||||||||||||||
Задания | Технологическая карта урока
Деление учащихся на группы. Учитель раздает при входе картинки для деления на группы «Приметы осени»: дубовые листья, ягоды рябины, грибы, желуди, орехи.
- Прочитайте слова, написанные на доске. Что между ними общего? ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ (Типы речи) (1 мин.) А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:
II. Стадия осмысления (реализация). Задание 1. Составление кластера «Типы речи». У вас на партах находится материал «Типы речи». Ознакомитесь с ним сначала в индивидуальном режиме (2 мин.) Затем в группе составьте кластер. (5 мин.) Защита кластеров. Задание 2. (работа в группах)
Выступление представителей каждой группы. Физминутка Типы речи изучали И немного мы устали. Встанем, ручки разведём, Ножки тоже потрясём. Корпус дружно повернём, Сядем, рассуждать начнём! Задание 3. Стратегия «Чтение с остановками». (работа в группах) Учащиеся строят ответ на основе образца (по таблице) Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ. Текст № 1. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами … ( В данном тексте говорится о последовательных действиях, содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях, к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?», значит, это тип речи повествование) Как вы думаете, какое продолжение будет у текста? (дописать в индивидуальном режиме). 1 учащийся из каждой группы читает свой вариант. А как же у Ю. Алешковского: Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла. На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке. Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (Золотая рыбка) III. Стадия рефлексии. Стратегия «РАФТ». Презентация «Золотая осень» (индивидуальная, парная) Р – роль (от чьего лица) А – аудитория (для кого) Ф - форма (в каком жанре) Т – тема (выбрать тему) Написание сочинения эссе (5 мин.) Проверка работ сначала в паре, затем работа доделывается. При проверке работ использовался прием «Авторское кресло» и «Театр одного актера». Работы поддерживаются тремя хлопками. | |||||||||||||||||||||||||
Последующее задание | Общее задание: Подготовить устный ответ «Типы речи» по собственному плану. Задание: 1 группа: Ознакомиться с отрывком из рассказа И.С.Тургенева «Однодворец Овсяников». Выявить те особенности описания, которые присущи человеку. 2 группа: Описать маму. 3 группа: Выявить особенности описания пейзажа отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Страшная месть». 4 группа: Написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”. 5 группа: Подобрать 3 текста (по 5 предложений), списать, определить их тип речи. | |||||||||||||||||||||||||
Последующее чтение | Подготовиться к написанию сочинения на тему «Моя комната» | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия урока | Ответить на вопрос: "Каким было общение на уроке? Вот варианты ответов.
| |||||||||||||||||||||||||
Анализ занятия | Что удалось, что не удалось |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"
Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...
Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"
Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 4-х классов с использованием ЭОР по разделу "Основы знаний".
В методической разработке конспекта урока по теме "Опорный прыжок способом "вскок в упор стоя на коленях на гимнастического козла и соскок взмахом рук"" подробно описан ход урока: с частными задачами...
Методическая разработка конспекта урока в 6 классе
Предлагаемая разработка, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентирована, прежде всего, на учителей, работающих с УМК «Новый курс английского языка для российских школ: 2-й год обучен...
Методическая разработка, конспект урока в 6 классе «Шотландия»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока английского языка по теме «Шотландия» (6 класс). Урок входит в цикл уроков, посвященных Шотландии, и является заключительным при изучении темы. ...
Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 5 класса по теме "Семья"
Конспект урока для учащихся 6 класса по теме " Семья" +тех карта...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........