Род имён существительных с мягким знаком на конце.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Мягкий знак может творить чудеса!
А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку.
Тема урока: Род имен существительных с Ь знаком на конце.
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация изученного по теме: « Имя существительное»;Дать понятие о роде имён существительных с мягким знаком на конце.
2.Развитие устной и письменной речи у учащихся;
3. Воспитание эстетического чувства;
Оснащение: Учебный комплекс, карточки, презентация
« Имя существительное», Картина В. Серова « Девочка с персиками»; ОСК " Домик "Имя существительное".
Оргмомент: Я приветствую всех гостей и вас дорогие ребята! Очень надеюсь на взаимную поддержку!
Актуализация знаний: Работа с карточками.
Блиц- опрос: Имя существительное- это...
Работа с презентацией « Домик под названием « Имя существительное»;
Ход урока: Ребята, помогите мне , как правильно написать окончания.
Тепл.?.. хлеб; красив..?. речь
Северн.?.. олень; детск...? нежность;
На доске: ел- ель ; мел-мель; посмотрите, какие чудеса может творить Мягкий знак! А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце.
Работа по схеме: Имена существительные с Ь знаком на конце могут быть:
И.сущ
М.р Ж.р
олень речь
день нежность
Но как же определить род???? Есть помощник!
----------- и.сущ.м.р Я конь- коня;
----------и.сущ. ж.р и мышь- мыши;
Таким образом, мягкий знак –волшебный знак!
Чтение правила по учебнику,осмысление.
Выполнение тренировочного упражнения № 342;
Работа над презентацией. Выполнение творческого задания. № 348;
Поиграем! Игра « Телефон».2 команды. Работа над фразами « Я учусь хорошо»; « Какой сегодня теплый день!»;
Словарная работа:
меценат-покровитель искусства;
колорит- соотношение красок в картине;
деталь- мелочь, подробность, на какую падает смысловая нагрузка;
Рассказ заранее подготовленного ученика о художнике.
Работа с картиной. В усадьбе Абрамцево, которая принадлежит меценату Савве Мамонтову, зрители впервые увидели эту картину. И сразу оценили ее самой красивой картиной.- А вы согласны с этой точкой зрения, что по вашему делает картину красивой?
--- Нежный, солнечный, розовый колорит. Вглядитесь в прекрасную картину. И мы прочитаем язык великого художника. Что же он хотел сказать? Попытаемся « прочитать портрет Верочки Мамонтовой совсем другим путем.
----- В центре картины? Человек!
Попробуем войти в картину через художественную деталь.
Она поможет понять смысл картины. Давайте найдем не совсем главные детали картины—тарелка, спинки стульев, открытая комната, цвет волос девочки.
----- Самая главная деталь- персики на столе.
Задание: Опишите персики. Золотисто -розовые, с шелковистой кожицей. Лежат они два поодаль один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке.
Два персика с зелеными бочками( как будто они одели кафтаны) Почему она держит этот персик? Самый спелый, оранжевый в руках у девочки. От персиков падает на стол тень, от этого они кажутся ---- Какими?
Все и неглавные и главные детали помогли нам увидеть очарование отрочества и юности.
Свежесть?
Естественность? Какого рода?
Творческое задание по теме.
Чтение примеров. И.сущ-ые с м.р и и.сущ- ые с ж.р. с Ь знаком на конце.
- Обобщение темы урока.Определите род имен существительных:
- Пыль-пыли
- Тень-тени
- Печь-печи
- Пень- пня
- Корень- корня
- Степь -степи
- Мышь-мыши
Запомни!!!!
- Названия всех месяцев, оканчивающихся на ь знак – мужского рода
- Названия животных ,птиц и рыб с ь на конце относятся к мужскому роду
- Приведите пример. ????????????
- Выводы по уроку:
- Надо запомнить, что существительные оканчивающиеся на я- м. р, а на и- ж.р
Д.З= Написать сочинение- описание по картине « Девочка с персиками».
Упр№№350,353;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...
Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.
Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих. Буквы о, а на конце наречий. Правописание гласных на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Мягкий знак на конце имён существительных.
Разоаботка урока русского языка (5 класс) с использованием самопроверки и взаимопроверки...
Урок в 5 классе. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 2020 г.
Урок закрепления правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих....