урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. Мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии».
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Цели:
образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.
развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.
воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.
Оборудование: карточки - тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
- При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.
1-й слайд (Солнышко)
- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое правильно выполненное задание - полоска радуги.
2.Повторение:
- Послушайте стихотворение. - О какой части речи рассказывает автор ?
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков.
- Правильно.
- Ребята, давайте повторим некоторые правила. Игра «Скажи да или нет».
- наша речь состоит из предложений? ( да)
- предложения состоят из слов? (да)
- слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
- это числительные? (да)
- порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
- на вопрос, который? (да)
- количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
- составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
- простые числительные состоят из одного слова? (да)
- Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!
2- ой слайд (красная)
- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему.
Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.
1вариант 2вариант
простые составные
Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.
У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.
( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)
- О чем этот текст? ( О строении глаз насекомых)
- Определите тип речи ( Описание )
- Определите стиль ( Научный )
Проверка.
- Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета?
3 – ий слайд ( оранжевая) Гимнастика для глаз. 1мин.
4.Объяснение нового материала:
- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.
Ь на конце слова Ь в середине
Рожь письмо
Ночь тоньше
Степь дальше
Кость альбом
Семь просьба
ПЯТЬСОТ
СЕМЬСОТ
- Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)
- Отлично! А вот и еще одна дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?
4 – ый слайд (желтая)
- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.
- Где пишется ь знак?
- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
3.Сообщение темы:
- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.
Ь знак на конце | Ь знак в середине |
От 5 до 20 и 30 | От 50 до 80 От 500 до 900 |
- Прочитаем правило в учебнике.
4.Физкультминутка.
– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.
Считалка.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц
Кто до месяца дойдет
Тот скоро в лес попадет.
- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?
Заочная экскурсия в лес.
- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!
- Где мы могли бы сейчас очутиться?
( Звучит запись с голосами птиц)
- Где мы? ( В лесу).
- Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)
- А сейчас их можно услышать? ( Нет)
- Почему? (Они улетели на юг)
- Как называют таких птиц? (Перелетными)
- А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)
- Как они называются? ( Зимующие)
- Как им живется зимой? (Тяжело)
- Мы можем им помочь? ( Да. Кормушки сделать)
- Настоящие друзья природы. - Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит … дуга
5 – ый слайд (зеленая)
5.Закрепление:
- Ребята, я предлагаю вам прямо после урока помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.
На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.
а) карточка №2. Коллективная работа.
Соотнесите числа из первого столбика со словами из второго столбика, запишите словосочетания. Для выполнения задания пользуйтесь таблицей.
20 неделя
60 минута
80 секунда
16 месяц
30 сутки
- Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас.
6 – ый слайд (голубая) Гимнастика для глаз.1 мин.
- Ой, а кто это в гости пришел? Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать. Поможем ему?
б) Карточка №3.
- Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.
Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б»
классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.
Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат. штук. Это на три окна меньше, чем в «Б» классе…В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек меньше, чем в «Б» классе.
И,наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат. один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.
- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.
7 – ый слайд (синяя)
6.Тесты.
Уровень 1.
а) Дополнить данные определения.
Числительные, состоящие из ________________ называются составными.
Числительные, состоящие из ________________ называются простыми.
б) Написать примеры:
1) простого числительного: _____________________
2) составного числительного: ____________________
Уровень2.
Соотнеси формы числительных с примерами.
Простые Составные
43,20,13,236,4,90.
Уровень3.
Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.
5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.
7. Рефлексия.
- Ребята!
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- с какой частью речи мы работали весь урок?
- что нового узнали на уроке?
- сколько цветов у радуги?
- Ну вот и последняя дуга радуги.
7 – слайд ( фиолетовый)
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко ,улыбнитесь и выберите соответствующий цвет квадратика. Если вы не уверены, покажите задумчивое лицо и соответствующий цвет.
8. Итоги урока, оценки, д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...
урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Данныйпо урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....
Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
На уроке использованы современные образовательные технологии...
Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 6 класс для дистанционного обучения...
Разработка урока "Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных".
Урок содержит много интересных заданий устного и письменного характера....
Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий....
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"...