Мягкий знак на конце имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разоаботка урока русского языка (5 класс) с использованием самопроверки и взаимопроверки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_klass_myagkiy_znak_na_kontse_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки
Тема. Мягкий знак на конце имён существительных. | ||||||||||
Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой | ||||||||||
Цели: - формировать умение: писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода. | ||||||||||
Задачи: - учить писать имёна существительные с шипящим звуком на конце; - учить распознавать случаи написания ь; | ||||||||||
Образовательные: | Развивающие | Воспитательные | ||||||||
– формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского; – закрепить правило написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; – выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих; – формировать умения различать слова мужского и женского рода. | – развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание, память; – развивать фонематический слух, орфографическую зоркость учащихся.
| – создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; – способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; – прививать учащимся терпимость, умение слушать и высказывать свою точку зрения; – соблюдать здоровьесберегающие технологии. | ||||||||
Планируемые результаты: | ||||||||||
Предметные УУД: | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | ||||||
– Записывать имена существительные с шипящим звуком на конце; – обогащать речь детей. | – Проявлять интерес к русскому языку; – проявлять терпение и доброжелательность. | – Учиться высказывать свое предположение; – оценивать ход и результат выполнения задания; – сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; – корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом. | Развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы и самостоятельно искать способ решения. | Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||
Метапредметные: – Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; – планировать действия для решения поставленной задачи; – делить слова на группы по общему признаку; – осуществлять самоконтроль и самооценку. | Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир. | |||||||||
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический. | ||||||||||
Ход урока | ||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Обоснование обозначенной оценки | ||||||||
1. Мобилизующий этап | ||||||||||
- Добрый день, ребята! Пожмите друг другу руки и улыбнитесь, вам предстоит работать в парах. - Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Учащиеся жмут друг другу руки и демонстрируют своё настроение. | Самооценка Она необходима для формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к уроку; развитию толерантного отношения; коммуникативных навыков. | ||||||||
2. Актуализация знаний (постановка целей и задач урока) | ||||||||||
1). Словарная работа (по карточкам) - Какое слово встретилось в том и другом вариантах? (ТЕПЛОХОД) - Как вы думаете почему? - Мы отправимся в необычное путешествие на теплоходе к морским обитателям. 2). Разминка. Рабочая тетрадь стр.25, упр.51 - Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить готовность – разминка. - Откройте рабочие тетради на стр. 25 и выполните упр. 51 - Найдите общий признак добавленных имён существительных. - Как вы думаете, тема нашего урока, чем мы будем заниматься? | Учащиеся работают самостоятельно, взаимопроверка. (Ответы детей) | Оценка Она необходима для поиска и установления личностного смысла (т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва. Взаимооценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Формирование навыков взаимооценки способствуют развитию готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты. | ||||||||
3. Организация познавательной деятельности. | ||||||||||
1). Работа над предложением. Комментированное письмо. - Отправляемся в путь. Первый наш морской обитатель… Расшифруйте. АРКБ - краб (слайд 3) - Составьте из слов предложение (на отдельных карточках) - Объясните написание пропущенных букв. - Дайте характеристику этому предложению. - Разберите предложение по членам и частям речи. М_РСКИМ , ПР_СК_ЛЬЗНУЛ, ГЛУБИНАМ, ПО, В_КОВЫХ, У_КИЙ, ЛУЧ, СОЛНЕ_НЫЙ По морским вековым глубинам проскользнул узкий солнечный луч. - Сделайте морфологический разбор слова ЛУЧ. (Луч – сущ., луч, неодуш., нариц., м.р., ед. ч.) 2). Повторение изученного. - Продолжаем путешествие. Отгадайте. Угадайте, что за кони Мчатся в море от погони? В водорослях скрыться смог Маленький морской... (конёк) – слайд 4 - Он нам предлагает поиграть в «Лото» - по правилам 3). Работа по теме урока. Работа по учебнику. - Продолжаем путешествие. В гости отправляемся … Расшифруйте. НОГ МИ ОСЬ - ОСЬМИНОГ (слайд 5) Упр. 57, стр. 33 - Прочитайте слова. - Как узнать, нужно ли на конце имён существительных после шипящих писать мягкий знак? - Определите род имён существительных. - 1 вариант выписывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые. - Взаимопроверка. Упр. 58, стр. 33 - Прочитайте стихотворение. - Какую картину вы представили, прочитав эти строки? - С чем сравнивает автор синий небосвод? Какое слово произносится необычно? - Найдите незнакомые слова. Прочитайте их значение в толковом словаре. (Полог – занавеска, закрывающая кровать – уч. стр. 153 Свод – строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения.) - Объясните правописание выделенных слов. - Запишите по памяти первые две строчки. Проверьте себя. 4). Физкультминутка. - Мы продолжаем наше путешествие. Следующий обитатель… Отгадайте. Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне: Я всегда пятиконечна И живу на самом дне. (Морская звезда) – (слайд 6) - Если надо писать Ь – руки поднимаем вверх, Не надо писать – приседаете. - брошь, обруч, малыш, вещь, ландыш, лещ, ёрш, мышь, дочь, камыш, речь, товарищ, печь, меч, рожь. | Читают на слайдах о морском обитателе. Составляют и разбирают предложение, делают морфологический разбор слова луч Вспоминают правила. Выполняют упражнение из учебника Выполняют упражнение из учебника. | Оценка Способствует развитию УУД. Коммуникативные УУД: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Личностные УДД: смыслообразование Регулятивные УДД: готовность к преодолению трудностей. Самооценка Она необходима для формирования мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем. Оценка Способствует формированию познавательных УУД. Отметка Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат. Самооценка Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний Оценка и взаимооценка Они необходимы для формирования коммуникативных УУД. Отметка Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат. Самооценка Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний | ||||||||
4. Закрепление изученного материала. | ||||||||||
-Мы продолжаем. Следующая остановка угадайте у кого? ТКАС – СКАТ (слайд 7) 1). Работа по учебнику. Упр. 59, стр. 34 - Прочитайте слова. - Объясните правописание слов с орфограммами. - Разделите слова на 4 группы. - По какому признаку вы распределили слова? (Ь – показатель мягкости, разделительный Ь, разделительный Ъ, имена существительные женского рода с шипящим на конце) - Прочитайте слова по группам. (1- альбом, рельс, медведь. 2 – обезьяна, платье, вьюга 3 – объявление, подъезд, объём, объяснение. 4 – помощь, мелочь, ложь, глушь.) | Читают на слайдах о морском обитателе. Выполняют упражнение 59 из учебника | Самооценка Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний Отметка Она необходима для демонстрации умения по применению знаний. | ||||||||
5. Рефлексия. | ||||||||||
- Продолжаем путешествие. Отгадайте кто это? Настоящий он циркач — Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть... (дельфин) - (слайд 8) - Прочитайте рифму. - Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Объясните ваш выбор. Вставьте пропущенные буквы. (слайд 9) Гореч…, фальш…, монтаж…, картеч…, Ноч…, камыш…, и дич…, и печ…, Роскош…, мощ…, грач…, молодёж…. Слово «лишнее» найдёшь! (монтаж, камыш, грач – без ь, это мужской род, все остальные женского рода, нужно вставить ь). | Читают на слайдах о морском обитателе. Выполняют самостоятельно с объяснением | Самооценка Она необходима для формирования регулятивных и личностных УУД. Оценка Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка. | ||||||||
6. Проверочная работа. | ||||||||||
- Наше путешествие подходит к концу. К кому мы попали в гости? Отгадайте. Может рыба-великан Над водой пускать фонтан. Кто же этим знаменит? Житель океана — ... (кит) – (слайд 10) - Проверим свои знания по карточкам. - Вставить пропущенные буквы (по вариантам) | Читают на слайдах о морском обитателе. Самостоятельно выполняют. Взаимопроверка. | Самооценка Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний Отметка Она необходима для фиксации результата ЗУН по данной теме. Взаимооценка Учащиеся контролируют и оценивают действия друг друга, вносят коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | ||||||||
7. Подведение итогов. | ||||||||||
- Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце? | Ответы детей. | Самооценка Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний Отметка Она необходима для демонстрации умения по применению знаний. | ||||||||
8. Домашнее задание. | ||||||||||
- Упр. 60 стр. 34. | Дети слушают комментирование учителя задания в домашней работе. Задают уточняющие вопросы. | Отметка Она необходима для фиксации результата ЗУН по данной теме. | ||||||||
9. Рефлексия. | ||||||||||
На доске три уровня – три смайлика. Поставьте свой магнитик к тому смайлику, который отразит ваше настроение от этого урока. | Самооценка Она необходима для формирования регулятивных и личностных УУД. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов
Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов"....
Род имён существительных с мягким знаком на конце.
Мягкий знак может творить чудеса!А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце....
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих. Буквы о, а на конце наречий. Правописание гласных на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
технологическая карта открытого урока русского языка в 5 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»...
Урок в 5 классе. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 2020 г.
Урок закрепления правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих....