«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок проводился в 6-ом классе МБОУ Капыревщинской СШ по учебнику для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013)
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока по содержанию
- Воспитательные
- развитие внимания к лексическому значению слова,
- формирование сознательного отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку.
- Развивающие
- формирование речевой компетенции через устные монологические высказывания, навыка публичных выступлений через презентацию результатов своей работы.
- развитие умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы и оформлять полученную информацию;
- развитие любознательности, логического мышления, воображения, речи, умения рассуждать и обосновывать свои суждения;
- Образовательные
- познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме;
- научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-;
- сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-
- различать их написание по значению;
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии (по Селевко Г.К.):
- по уровню применения: общепедагогическая;
- по философской основе: диалектическая;
- по основному фактору развития: социогенная;
- по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;
- по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся + информационная + УУД + ЗУН;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая;
- по типу управления: современная традиционная;
- по организационным формам: классно-урочная, академическая;
- по подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая;
- по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная;
- по направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся;
- по категории обучающихся: все категории.
Форма организации УВП: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
- по характеру движения мысли: дедуктивный;
- по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;
- по характеру организации УВП – фронтальный, групповой.
Оборудование:
- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
- презентация Power Point «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»;
- раздаточный материал (индивидуальный лист обучающихся, карточки с заданиями).
Литература:
- Учебник под ред. М.М. Разумовской
Реализация цели и задач урока достигается через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, индивидуальной и групповой работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения.
Здоровьесберегающая среда создается на основе комфортных условий проведения урока, активных форм изучения материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований, создания ситуации успеха.
Результаты урока: развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого мышления, творческого, ролевого и имитационного моделирования.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты по формированию УУД | |
| ||||
| Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха. | «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» так говорил известный философ и писатель Ж.Ж. Руссо. Запомните это, пожалуйста и никогда не забывайте. | Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать | |
| ||||
| Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование темы и цели урока. | Повторение: Помогите мне закончить пословицу: «Повторение – мать… (слайд 1) Блиц-опрос: (слайд 2) - Какие морфемы вы знаете? - Что такое приставка? - Какие вы знаете орфограммы в приставках? (гиперссылка на слайд 3) - Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. (вывод на экран правильного текста) Постановка наводящих проблемных вопросов. Работа с текстом. Чтение текста. (слайд 4) Пр…шла великолепная зима. Землю пр…крыл, точно одеялом, пушистый снег. Поблёскивающий на ёлках снежок пр…давал им сказочный вид. Лес превратился в сказку! Он стал пр…красен и таинственен. На пушистые ветки ели пр…летела стайка красногрудых снегирей. Пр…бежала белочка, которая тоже поменяла свою рыжую шубку на серебристую. Перебежал тропинку робкий заяц, который оставил следы на пушистом белом ковре. Длинный - пр…длинный след оставили мимо проезжающие сани. Зима пр...образила всё вокруг. Все ждут пр...ближения Нового года! - В какой морфеме пропущена орфограмма? - Достаточными ли знаниями вы обладаете, чтобы вставить пропущенную орфограмму? - Какой будет тема урока? Цели? Сегодня на уроке речь пойдет о приставках пре- и при- и их правописании. (слайд 5) Учебные задачи оформляются на доске. (слайд 6)
| Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном уровне Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний | |
| ||||
| ||||
| Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование правила написания приставок пре-и при-. | Я хочу предложить вам провести небольшое исследование и самим вывести необходимое нам правило. Мы поделим класс на две группы (можно больше, но мы делили на 2), я раздала вам карточки с группой слов. Ваша задача попробовать догадаться, на какие группы можно разделить эти слова по их значению. 1 группа и самостоятельно определяет название этих групп. 2 группа систематизирует слова по уже названным на карточке тематическим группам. Потом 1 группа читают название, а 2-я читает слова из этой группы. (проверка слайд 7) Давайте попробуем сделать вывод, когда мы пишем приставку при-, а когда пре-. В детской радиопередаче «Радионяня» когда-то звучала песенка об этом правиле. Давайте и мы её послушаем. (слайд 8, 9) Мы увидели, что исследование наше прошло успешно и мы вывели правило правописания приставок пре- и при-. Давайте мы прочитаем материал в учебнике на страницах 128 и 130. Какие случаи мы не встретили в нашей работе? Значение близости, смежности (слайд 10) и пре- в значении пере- (слайд 11) | Личностные УУД: нравственная оценка и морально-этическая ориентация, проявление доверия к соучастнику деятельности Регулятивные УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи Познавательные УУД: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение экологических знаний Коммуникативные УУД: составление небольших устных монологических высказываний, восприятие речи одноклассников, непосредственно не обращенной к обучающемуся | |
| ||||
| Проводит беседу о выполнении упражнения. | Давайте сделаем общий вывод, от чего зависит написание приставок пре- и при-? Теперь выполним упражнение 323 с комментированием у доски | Личностные УУД: участие в работе, личная ответственность за результат Познавательные УУД: самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материалеРегулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | |
| ||||
- Выполняют упражнение Оценивают результаты своей работы
| - объясняет задание - демонстрирует эталон упражнения. - задает вопросы | Сейчас мы попробуем свои силы и самостоятельно выполним упражнение 329, потом проверим его. Проверка упражнения 329. (слайд 14, 15) Давайте вспомним, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения? | Личностные УУД: понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, отстаивать его. | |
| ||||
|
| Достаточно ли теперь у вас знаний, чтобы вставить пропущенные буквы в тексте, с которым мы не смогли разобраться в начале урока? Выполните задание. (самостоятельно вставляют орфограммы и объясняют свой выбор) (слайд 16-17) | Личностные УУД: понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных знаний Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, отстаивать его. | |
| ||||
| Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию. | Рефлексия Итак, давайте посмотрим, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Что у нас получилось? Достигли мы их? Достигли. (закончите предложения) Я узнал… Я могу рассказать… У меня получилось… Я похвалю… Я сделаю… Оценивание: На протяжении всего урока вы оценивали себя на индивидуальном листе, выведите себе итоговую оценку. | Личностные УУД: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества Регулятивные УУД: оценка (сравнение) результатов работы, итоговый контроль деятельности («что сделано»), оценка собственной учебной деятельности Познавательные УУД: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, аргументированность результатов работы Коммуникативные УУД: комментирование выступления других людей, построение речевых высказываний | |
| ||||
Записывают домашнее задание | Объясняет д/з | I уровень. Правило стр. 128-130 Упр. 332 II уровень. Сравните в предложении омонимы. На чём основана разница в правописании Ленивый достоин презрения, а немощный - призрения. Как вы понимаете это выражение? |
Приложение Карточка к уроку по теме:
“Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
1 ГРУППА
Определите тематические группы и систематизируйте слова по этим группам
Прибежать, приклеить, прескверный, приехать, приоткрыть, пришить, предобрый, присесть, прискакать, прилечь, премилый, привязать, привстать
Карточка к уроку по теме:
“Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
2 ГРУППА
Распределите по тематическим группам данные слова
Прибежать, приклеить, прескверный, приехать, приоткрыть, пришить, предобрый, присесть, прискакать, прилечь, премилый, привязать, привстать
Приближение | Присоединение | Неполное действие | «очень» |
Индивидуальный лист________________________________________________
Фамилия, имя
- Повторение ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка______
- Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст.
Пр…шла великолепная зима.
Землю пр…крыл, точно одеялом, пушистый снег. Поблёскивающий на ёлках снежок пр…давал им сказочный вид. Лес превратился в сказку! Он стал пр…красен и таинственен.
На пушистые ветки ели пр…летела стайка красногрудых снегирей. Пр…бежала белочка, которая тоже поменяла свою рыжую шубку на серебристую. Перебежал тропинку робкий заяц, который оставил следы на пушистом белом ковре. Длинный - пр…длинный след оставили мимо проезжающие сани.
Зима пр...образила всё вокруг. Все ждут пр...ближения Нового года!
- В какой морфеме пропущена орфограмма?
- Обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы вставить пропущенную орфограмму?
- Какой будет тема и цель нашего урока?
Тема урока _________________________________________________________
Цели урока__________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Групповая работа.
Оценка______
- Самостоятельная работа: упражнение 329
Оценка______
- Работа с текстом см. п. 2
Оценка______
- Сегодня на уроке:
Я узнал (а)___________________________________________________________________
Я могу рассказать_____________________________________________________________
У меня получилось____________________________________________________________
Я похвалю___________________________________________________________________
Я бы хотел___________________________________________________________________
Итоговая оценка_______________
Используемые ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс
Тезисы Урок по теме «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...
Урок русского языка по теме:" Правописание приставок пре- и при-".6 класс.
По программе Рузумовской....
Технологическая карта урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" (6 класс, по программе Разумовской)
Данный урок проводился в этом учебном году. Это урок объяснения нового материала с применением работы над опорным конспектом и деятельностью учащихся по маршрутным листам. Урок соответст...
Мультимедийная презентация урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" , 6 класс
Представленный материал предназначен для учащихся 6 классов...
Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...
урок русского языка по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс, УМК под ред. Е.А. Быстровой.
Урок открытия новых знаний....