Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Каримова Зульфия Шакирьяновна

Тезисы

 

Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. В зависимости от объема теоретического материала модуль может включать в себя 1 урок, 2, 3 или 4 и т.д. Количество их зависит от конкретной темы, целей, подбора учебного материала. Модуль по теме "Правописание приставок пре- и при-» состоит из 4 уроков:

ИНМ

УО

ТПО

СР (К)

Изучение нового материала

Урок общения

Работа с тетрадью на печатной основе

Самостоятельная работа

 

Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). УЭ в модуле может быть от 3-7 и т.д.

Такую структуру модуля предлагает П.И.Третьяков (Технология модульного обучения в школе.- М.: Издательство «Новая школа», 2005), один из основоположников данной технологии.

При изучении нового материала (ИНМ) на первом уроке модуля по теме «Правописание приставок пре- и при- » на этапе УЭ- 1 предлагается учащимся вспомнить теоретический материал, изученный в 5 классе по правописанию приставок, растянутый в нынешней программе на 2 года.

Выясняется, что

  1. приставка — часть слова -пиши слитно.
  2. есть неизменяемые приставки. Это с -, о -, от -, об -, по-, про-, на-, над-, пред -+иноязычные приставки: а -(ан -), анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, интер-, контр-, ре-, прото-, пост-, ультра-, пан-;
  3. приставки раз-, без-, из-, воз-, через- пишутся перед гласными и звонкими согласными, а рас-, бес-, ис-, вос-, черес - перед глухими согласными;
  4. правописание приставок раз - роз ,рас –рос зависит от ударения.

После повторения  учащиеся переходят ко 2 – му УЭ.

Определяется значение приставок:

  1. .ПРЕ: 1) = очень,         2) = пере
  2. ПРИ: 1) приближение, присоединение 2)близость, 3)неполное действие.

Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.

В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Следовательно,в течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем, заносил их в листок контроля (он дается каждому ученику перед началом урока). По этому листу сам себе и выставляет оценку по количеству набранных баллов

Таким образом, при изучении новой орфограммы практика применения модульной технологии показывает, что она эффективна, дает положительные результаты, вызывает интерес у учащихся и прививает им навыки самостоятельной деятельности, которые сегодня так необходимы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pre-_pri-.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова Зульфия Шакирьяновна

208-053-035

Урок по теме

«Правописание приставок при- и пре-» , 6 класс.

(изучение нового материала, 1-й урок из 4-х модулей)

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

1

2

3

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы

должны получить знания о правописании приставок при- и пре-

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1

Подготовка к работе.

I. Обсудите с соседом по парте и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:

1.Что такое приставка? Как пишутся приставки со словом?

(Приставка — часть слова - пиши слитно).

2.Назовите неизменяемые приставки (с-, о-, от-, об-, по-, про-, на-, над-, пред-). Приведите примеры и запишите их.

3.Как проверить правописание приставок:

1.раз-, без, из-, воз-, через-?(Раз-, без-, из-, воз-, через- перед гласными и звонкими согласными);

2.рас-, бес-, ис-, вос-, черес?(рас-, бес-, ис-, вое-, черес-

перед глухими согласными).

Приведите примеры и запишите их.

4.Словарная работа. Запишите и определите приставки в иноязычных словах: антибиотик, антивоенный(анти - против),архиплут(очень), гиперактивный (превышение нормы), дезинфекция(дез - отрицание), ультрасовременный (ультра - сверх), постскриптум(пост - после).

5.Как называется способ образования слов при помощи приставки?

II. Обсудите эти вопросы в классе. Составьте схему "Правописание приставок". Оцените свои знания.

Работайте в парах

Оценивается:

1) 2 мя баллами;

2) 2 мя баллами;

3) 4мя баллами;

Проверка фронтальная

5) 1-балл;

Работайте с классом

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: уяснить, что употребление приставок при- и пре- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

Задание: сравнивая примеры, простройте схему.

Рифмованное правило:

Пре- или при-? –

На значенье смотри:

Близость, чуть-чуть -

Значит, пишем при -.

На пере- иль очень

Замена возможна,

Пре в этом слове

Пиши непременно.

Значение приставок

При-:

  • приближение;
  • присоединение;
  • неполное действие;
  • близость;
  • многократное повторение действия.

Пре-:

  • пре- = очень;
  • пре-= пере-.

Работа с упражнением учебника

Схема

Продолжите работу со схемой в справочнике

УЭ – 3 

Практи

ческое закрепле

ние нового материала  

Цель: самостоятельно изучить теоретический материал учебника.

I.        Прочитайте лингвистический текст (с.76), запишите примеры в тетрадь;

II.        Прочитайте лингвистический текст под рубрикой «Возьмите на заметку!» и сделайте орфографический анализ слов из приведенных текстов (с.78);(Различайте разные по значению слова: презирать-призирать, предать-придать, пребывать-прибывать, претворить-притворить ит.д.)

III. Подготовьте пересказ текста с опорой на схему

Задание 1:

1.        Выполните упр.:182(по образцу).

2.        Упр.:184 (синонимическая замена).

Задание 2:

Осложненное списывание (Текст проецируется на доске).

V. Проверьте правильность выполнения заданий (Текст контроля проецируется на доске).

Оцените работу.

Проанализируйте ошибки.

Работайте самостоятельно,

делая записи в справочник в рубрику

"Запомни!"

Работайте с классом

Работу выполняйте письменно в тетрадях

Оценивается 4-мя баллами

УЭ – 4

Закрепле

ние изученного материала

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Задание 1:

Перескажите правописание приставок при- и пре-с опорой на схему.

Приведите примеры.

Задание 2:

1. Заполните таблицу:

При-

Пре-

Распределите слова: пр_плыть, пр_мудрая, пр_бить, пр_крутить, пр_писать, пр_брежный, пр_ехать, пр_успевать, пр_интересный, пр_вращать.

Обсудите результаты работы.

Работайте с учителем

За пересказ – 3 б.

Примеры - 1 балл

Работайте самостоятельно в тетрадях.

 Оцените свою работу:

0 ош.-5 баллов;

1 ош.-4 балла;

2 ош.-3 балла;

3 ош.-2 балла;

4 ош.-1 балл;

Свыше 4 ош.-0.

УЭ – 5

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий.

Поставьте себе оценку.

Индивидуально

Вместе с классом

Внесите свои баллы (лист контроля сдается учителю)

Домашнее

задание

Подготовьте лексический диктант из 10 иноязычных слов с приставками пре- и при-

Листок контроля знаний

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

УЭ – 1

 Проверка изученного материала

УЭ – 3

 Закрепление нового материала  

УЭ – 4 

Практическое закрепление нового материала  

Максимальное кол-во баллов

9

4

9

Номера заданий

1

2

3

5

4

3+1

5

Практическое закрепление нового материала

Итого

Всего

Ваша оценка:

Если Вы набрали

21-22     «5»

20-18-  «4»

17-14-  «3»

13-…-   «2» 

Текст для списывания

1)Пр-зидент, пр_остановивший указ, пр_думал пр_забавный рассказ. 2) Солдат, пр_командированный к штабу, готовится пр_нять пр_сягу. 3) Школа, пр_образованная в лицей, убрана к пр_ёму гостей. 4) Пр_школьный двор,метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, пр_вращенная в пр_нцессу, пр_сутствовала на пр_мьере пьесы. 6) Пр_ехавший в пр_озерный край пр_мьер пр_дпринял целый список мер. 6) Пр-чал, окрашенный вчера, сегодня пр_кратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.

Текст контроля

1) Президент, приостановивший указ, придумал презабавный рассказ. 2) Солдат, прикомандированный к штабу, готовится принять присягу. 3) Школа, преобразованная в лицей, убрана к приёму гостей. 4) Пришкольный двор, метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, превращенная в принцессу, присутствовала на премьере пьесы. 6) Приехавший в приозерный край премьер предпринял целый список мер. 6) Причал, окрашенный вчера, сегодня прекратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса. Тема урока: «Баскетбол»

Закрепление технических приёмов игры в баскетбол. Основной метод - круговая тренировка....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...