Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий (выбор буквы Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ- в зависимости от значения приставки).
Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-_6_klass.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Наугольных Н.В., МБОУ «СОШ№42» г.Перми
Урок русского языка по теме
«Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс
(УМК под ред. М.М.Разумовской)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия(выбор буквы И-Е в приставках ПРИ-ПРЕ в зависимости от значения приставки)
Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов.
- Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.Мотивация.
Учитель:
-"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл". Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.
Учащиеся (дают лексическое значение слова «смысл», называют словари, которыми они пользовались):
-СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. п. - в отношении, относительно чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В том смысле что, союз - выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора отдохнуть. В полном смысле слова (разг.) - в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова одержимый. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.). (http://www.ozhegov.org/words/33289.shtml)
Учитель:
-Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке:
Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
С её помощью, ребята,
Образуются слова.
-О какой морфеме идёт речь?
Учащиеся:
-В этом стихотворении говорится о приставке.
Учитель:
-Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках.
Даны словосочетания : бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок.
Задание: прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Комментарий учителя
- Данное упражнение создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») , актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») и устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»);
- Дети без труда определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый».
- Этап целеполагания и планирования.
По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа): дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют, почему именно эту букву вставили. В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв И-Е. Выписываем оба слова на доску.
И И
ПРЕМОРСКИЙ ПРЕМИЛЫЙ
Учитель:
-Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься.
Дети:
-Научиться объяснять выбор гласных Е-И в приставках ПРЕ-ПРИ.
- Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
Учитель:
-Скажите, а у вас появились какие-то предположения, как этот выбор можно сделать?
На доске фиксируем и варианты объяснения выбора написания гласных И-Е в приставках данных слов (возможны варианты сценария)
Если варианты объяснения выбора Е-И у детей появятся | Если варианты объяснения выбора Е-И у детей не появятся |
Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки. Скорее всего, дети увидят, что у слов «приморский» и «премилый» разное значение приставок. Обсуждаем. Фиксируем это открытие в виде схем: ПРИ- = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ»; ПРЕ- = «ОЧЕНЬ» | «Раскручиваем» все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение. Определяем значение приставок в словах: «приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»; «премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный». Фиксируем это открытие в виде схем (см. 1 столбик таблицы). |
После фиксации «открытия» обращаемся к §31(I) и подтверждаем правильность своего «открытия».
- Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действий с ними.
Выполнение упр. 321
Задание к упр.321
Употребите, где надо, приставку при- со значением близости или приставку пре-со значением высшей степени качества или действия(=очень). Запишите получившиеся словосочетания.
Образец рассуждения: школьный двор пр..школьный двор, то есть двор около школы, приставка имеет значение близости; значит, надо писать при-: пришкольный двор.
Добрый человек пр..добрый человек, то есть очень, самый добрый, приставка имеет значение «очень» («самый»); значит, надо писать приставку пре-: предобрый человек.
Милый малыш, неприятное происшествие, волжские просторы, вокзальные постройки, (пре,при)восходить силы противника, больно удариться, (пре, при)брежные заросли, хорошенький щенок, гостиничные склады.
Комментарий учителя
При выполнении данного упражнения:
- Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение).
- Можно организовать работу в парах, обосновывая друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем.
- Вариативного применения знаний и способов действия с ними.
На слайде, спроецированном на экран, даны предложения с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор.
- Грустный клоун-
бегемот
Грустным голосом
Поет.
Песню грустную-
Пригрустную:
-Я люблю лягушку вкусную.
- Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прилестный?
- Здравствуй, князь ты мой прикрасный.
Что ты тих, как день ненастный?»
5.Этап рефлексии
- Какими словами вы закончили бы сегодняшний наш урок?
- Что на уроке было для вас открытием?
- Что вы сделали хорошо?
- Что могли бы сделать лучше?
6. Домашнее задание
Упр. 323 (учебник).
Комментарий учителя
Данный урок- первый в теме «Правописание приставок при- и пре ». На следующем уроке учащиеся получат возможность «открыть» для себя новые значения приставок при- и пре-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение по теме «Правописание приставок ПРЕ- ПРИ »
Завершающий урок-игра по теме "ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ – ПРИ" в 5 класе....
Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"
Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Т.А, Ладыженской...
Проект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения по теме :"Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ"( 7 класс).
Проект урока с использованием современных образовательных технологий....
урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе
Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....
План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»
План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»...
Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...