Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий (выбор буквы Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ- в зависимости от значения приставки).

Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-_6_klass.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Наугольных Н.В., МБОУ «СОШ№42» г.Перми

Урок русского языка  по теме

«Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс

(УМК под ред. М.М.Разумовской)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия(выбор буквы И-Е в приставках ПРИ-ПРЕ в зависимости от значения приставки)

Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов.

  1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.Мотивация.

Учитель:

-"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл". Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.

Учащиеся (дают лексическое значение слова «смысл», называют словари, которыми они пользовались):

-СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. п. - в отношении, относительно чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В том смысле что, союз - выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора отдохнуть. В полном смысле слова (разг.) - в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова одержимый. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.). (http://www.ozhegov.org/words/33289.shtml)

Учитель:

-Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке:

Перед корнем есть часть слова,

Слитно пишется она.

С её помощью, ребята,

Образуются слова.

-О какой морфеме идёт речь?  

Учащиеся:

-В этом стихотворении говорится о приставке.

Учитель:

-Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках.

Даны  словосочетания : бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок.

Задание:  прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Комментарий учителя

  •  Данное упражнение  создает  условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») , актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») и  устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»);
  • Дети без труда определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый».

  1. Этап целеполагания и планирования.

По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа): дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют,  почему именно эту букву вставили. В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв  И-Е. Выписываем оба слова на доску.

      И                              И

ПРЕМОРСКИЙ       ПРЕМИЛЫЙ

Учитель:

-Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься.

Дети:

-Научиться объяснять выбор гласных Е-И в приставках ПРЕ-ПРИ.

  1. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

Учитель:

-Скажите, а у вас появились какие-то предположения, как этот выбор можно сделать?

На доске фиксируем и варианты объяснения выбора написания  гласных И-Е в приставках данных слов (возможны варианты сценария)

Если варианты объяснения выбора Е-И у детей появятся

Если варианты объяснения выбора Е-И у детей  не появятся

Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки. Скорее всего,  дети увидят, что у слов «приморский» и «премилый» разное значение приставок. Обсуждаем. Фиксируем это открытие в виде схем:

ПРИ-  = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ»;

ПРЕ-   = «ОЧЕНЬ»

«Раскручиваем» все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение.

Определяем значение приставок в словах:

«приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»;

«премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный».

Фиксируем это открытие в виде схем

(см. 1 столбик таблицы).

После фиксации «открытия» обращаемся к §31(I) и подтверждаем правильность своего «открытия».

  1. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действий с ними.

Выполнение упр. 321

Задание к упр.321

Употребите, где надо, приставку при- со значением близости или приставку пре-со значением высшей степени качества или действия(=очень). Запишите получившиеся словосочетания.

Образец рассуждения: школьный двор     пр..школьный двор, то есть двор около школы, приставка имеет значение близости; значит, надо писать при-: пришкольный двор.

Добрый человек     пр..добрый человек, то есть очень, самый добрый, приставка имеет значение «очень» («самый»); значит, надо писать приставку пре-: предобрый человек.

Милый малыш, неприятное происшествие, волжские просторы, вокзальные постройки, (пре,при)восходить силы противника, больно удариться, (пре, при)брежные заросли, хорошенький щенок, гостиничные склады.

Комментарий учителя

При выполнении данного упражнения:

  1. Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение).
  2. Можно организовать работу  в парах, обосновывая  друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем.
  1. Вариативного применения знаний и способов действия с ними.

На слайде, спроецированном на экран, даны предложения с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор.

  1. Грустный клоун-

бегемот

Грустным голосом

Поет.

Песню грустную-

Пригрустную:

-Я люблю лягушку вкусную.

  1. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прилестный?

  1. Здравствуй, князь ты мой прикрасный.
    Что ты тих, как день ненастный?»

5.Этап рефлексии

  • Какими словами вы закончили бы сегодняшний наш урок?
  • Что на уроке было для вас открытием?
  • Что вы сделали хорошо?
  • Что могли бы сделать лучше?

6. Домашнее задание

Упр. 323 (учебник).

Комментарий учителя

Данный урок-  первый в теме «Правописание приставок при- и пре ». На следующем уроке  учащиеся получат возможность «открыть» для себя новые значения приставок при- и пре-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме «Правописание приставок ПРЕ- ПРИ »

Завершающий урок-игра по теме "ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ – ПРИ" в 5 класе....

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...