Мультимедийная презентация урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" , 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Усманова Лилия Хисатулловна

Представленный  материал предназначен для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-_6_klass.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Усмановой Лилии Хисатулловны МБОУ «СОШ №8» г. Нефтеюганск

Слайд 2

Образовательная. Учить владеть способом действия при выборе гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- . Развивающая. Развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе. Воспитательная. Воспитывать творческое самовыражение через разнообразные формы работы Тип урока: урок изучения нового материала. Задачи: Цель: познакомить обучающихся с условиями выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 3

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); проблемный; частично-поисковый; наглядно-иллюстративный. Формы обучения : фронтальная работа, коллективная (групповая, парная), индивидуальная, самостоятельная

Слайд 4

Оборудование и материалы - Компьютер. - Мультимедийный проектор. - Мультимедийная презентация к уроку «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-». Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .- М.: Просвещение, 2010. Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.:Просвещение,2009. Распечатки для составления кластера. Распечатки для заполнения таблицы «Фишбоун». Распечатки заданий для групп. -

Слайд 5

План урока I. Организационный момент (1 мин.). II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин): 1. Лингвистическая разминка. 2. Работа с кластером. 3. Формулирование проблемы урока. III . Изучение нового материала (10 мин). 1. Определение темы и целей урока. 2 . Исследовательская работа. IV . Первичное закрепление нового материала (10 мин) V . Контроль первичного понимания учебного материала ( 8 мин). VI. Подведение итогов. ( 4 мин). VII. Домашняя работа( 2 мин).

Слайд 6

I . Организационный момент Задача: создать положительную мотивацию, включить обучающихся в деятельность . Деятельность учителя Деятельность учащихся Создает комфортные условия для проведения урока (настраивает на рабочий лад): проверяет готовность учебных принадлежностей, приветствует учащихся. Настраиваются на работу. Здороваются с педагогом, садятся.

Слайд 7

Задача: активизировать умственную деятельность, закрепление знаний о приставке. II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся. 1. Лингвистическая разминка (загадка) Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Проводит инструктаж по выполнению работы. 2. Подводит итог лингвистической разминки (обобщает сказанное учащимися). 1. Разгадывают лингвистическую загадку (называют морфему) . 2. Дают определение этой морфеме. 3. Задают одноклассникам вопросы по теме «Приставка». Начинают так: «Верно ли утверждение, что…» (прием «Верные – неверные утверждения»)

Слайд 8

Лингвистическая загадка Приставляемся всегда Мы к началу слова И меняем без труда Смысл его на новый. В речи очень много нас! ЗА, У,ДО,НЕ,БЕС,ПО,РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья,- В языке без нас нельзя!!!

Слайд 9

Задача: закрепить знания о приставке 2. Работа с кластером «Приставки» (заготовки на каждой парте) Деятельность учителя Деятельность учащихся (работа в парах) 1 . Объясняет учащимся особенности выполнения работы. Проверяет, верно ли учащиеся определили виды орфограмм. 3. Следит за тем, как учащиеся заполняют кластер, консультирует (если возникают вопросы),подводит итог. Анализируют данные на слайде примеры (слова с различными приставками). Записывают виды орфограмм, которые встречаются при работе с данными примерами. Заполняют заготовки кластера «Приставки», проверяют правильность его заполнения . Выделяют слова, правописание которых нельзя объяснить, применив изученные правила .

Слайд 10

Разделить, безбрежный, наговорить, пробежать, пришкольный, отъехать, извинение, привязать, бесконечность, расписание, примчаться, премилый. ПРИМЕРЫ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ ДЛЯ АНАЛИЗА И ЗАПОЛНЕНИЯ КЛАСТЕРА.

Слайд 11

КЛАСТЕР приставка функция место в слове виды ? ? ? ? ??? ? ? ???

Слайд 12

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ КЛАСТЕРА. приставка ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД КОРНЕМ виды НОВЫХ СЛОВ ФОРМ СЛОВА (гл., прил.) ОДНОВАРИАНТНЫЕ ДВУХВАРИАНТНЫЕ ??? НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З и С ???

Слайд 13

Задача : создать проблемную ситуацию 3. Формулирование проблемы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся (индивидуальная работа) 1. Комментирует ответы. 2. Создает проблемную ситуацию, проверяет правильность формулирования проблемы, подводит итоги работы . 1. Называют и показывают те пункты кластера , которые не были заполнены до конца. 2. Называют еще раз те слова, правописание которых не смогли объяснить изученными правилами. Почему? 3. Исходя из всего сказанного формулируют проблему урока и записывают ее в таблицу «Фишбоун» (распечатки у каждого ученика). 4.Вспомнили (при необходимости) особенности заполнения таблицы «Фишбоун»

Слайд 14

НЕЗАПОЛНЕНЫЕ ПУНКТЫ КЛАСТЕРА. приставка ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД КОРНЕМ виды НОВЫХ СЛОВ ФОРМ СЛОВА (гл., прил.) ОДНОВАРИАНТНЫЕ ДВУХВАРИАНТНЫЕ ??? НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З и С ???

Слайд 15

Прием «Фишбоун » (рыбный скелет): - голова – вопрос темы, - верхние косточки - основные понятия темы, - нижние косточки — суть понятий, - хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Прием «Фишбоун»

Слайд 16

От чего зависит выбор написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-? Пример записи проблемы в таблицу «Фишбоун»

Слайд 17

Задача : создать мотивацию к действиям на уроке, атмосферу психологического комфорта III. Изучение нового материала 1. Определение темы и целей урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Обобщает сказанное учащимися. Исходя из проблемы, записанной в таблице «Фишбоун», устно формулируют тему и цели урока.

Слайд 18

Тема: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Цель: познакомиться с условиями выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 19

Задача : выяснить условия написания гласных Е, И в приставках ПРЕ- и ПРИ- 2. Исследовательская работа (разноуровневые задания) Деятельность учителя Деятельность учащихся (работа в группах) Проводит инструктаж по выполнению исследовательской работы. Комментирует ответы групп, проверяет правильность заполнения таблицы «Фишбоун» . Обобщает сказанное учащимися. Изучив предложенную таблицу , каждый выясняет условия, от которых зависит написание гласных в приставках пре- и при- Совместно обсуждают, от чего зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- и фиксируют выводы в этой же таблице.

Слайд 20

Деятельность учителя Деятельность учащихся (работа в группах) 3. Формулируют правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ-. 4. После выступления групп заполняют таблицу «Фишбоун» (прописывают условия, от которых зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, и отвечают на проблемный вопрос, записанный в «голове»..

Слайд 21

1. Изучив предложенную таблицу, выясните условия, от которых зависит написание гласных в приставках пре- и при- 2.Обсудите в группе, от чего зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- и зафиксируйте выводы в этой же таблице. 3. Сформулируйте правила написания приставок ПРЕ- и ПРИ-. 4. После выступления групп заполните таблицу «Фишбоун» (пропишите условия, от которых зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-). Инструктаж по выполнению работы.

Слайд 22

1. В своей группе дайте ответ на вопрос: «От каких условий зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?» 2.Для этого исследуйте примеры и выясните, почему в первой группе слов в приставке пишется гласная Е , а во второй – гласная И (выясните значения приставок)? 3. В случае затруднения воспользуйтесь учебником и прочитайте правило ( §32). Исследовательское задание (уровень А) ПРЕ- Значение ПРИ- Значение 1.Предобрый Премудрый 1.Приехать Прибежать 2.Прервать Преградить 2.Пришкольный Приморский 3.Присесть Приоткрыть 4.Привязать Приклеить

Слайд 23

1.В своей группе ответьте на вопрос: «От каких условий зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?» 2.Для этого исследуйте примеры и выясните, почему в первой группе слов в приставке пишется гласная Е , а во второй – гласная И ? 3. В помощь опора-напоминание. При обозначении данной орфограммы нужно выделить: приставку; - орфограмму - гласную в приставке; - указать значение приставки (придвинуть - приближение, прервать (=пере-) Исследовательское задание (уровень Б) ПРЕ- Значение ПРИ- Значение 1.Предобрый Премудрый 1.Приехать Прибежать 2.Прервать Преградить 2.Пришкольный Приморский 3.Присесть Приоткрыть 4.Привязать Приклеить

Слайд 24

1.В своей группе дайте ответ на вопрос: «От каких условий зависит написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?» 2.Для этого исследуйте примеры и выясните, почему в первой группе слов в приставке пишется гласная Е , а во второй – гласная И ? 3. Приведите свои примеры. Исследовательское задание (уровень В) ПРЕ- Значение ПРИ- Значение 1.Предобрый Премудрый 1.Приехать Прибежать 2.Прервать Преградить 2.Пришкольный Приморский 3.Присесть Приоткрыть 4.Привязать Приклеить

Слайд 25

Пример заполнения таблицы«Фишбоун» От чего зависит выбор гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-? Выбор гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ- зависит от значения приставки ПРИ- ПРИ ПРИ ПРИ- = очень

Слайд 26

Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.

Слайд 27

1). Работа со словами, правописание которых не было объяснено при заполнении кластера Задача : закрепить изученный материал, выработать навык различения значений приставок ПРЕ- и ПРИ- IV . Первичное закрепление изученного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся (индивидуальная работа) Обеспечивает консультирование обучающихся. Проверяет правильность выполнения работы. Анализируют слова, правописание которых не смогли объяснить при заполнении кластера.

Слайд 28

Деятельность учителя Деятельность учащихся (индивидуальная работа) 2. Объясняют написание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. 3. Записывают данные примеры, обозначив изученную орфограмму . (выделяют приставку и подчеркивают гласную в ней). Приводят 2-3 своих примера. Делают вывод о написании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 29

Разделить, безбрежный, наговорить, пробежать, пришкольный , отъехать, извинение, привязать , бесконечность, расписание, примчаться, премилый . Слова для анализа значений приставок

Слайд 30

2) . Лексический диктант. Задача : формировать умение применять изученный материал на практике . Деятельность учителя Деятельность учащихся (комментированное письмо) Обеспечивает консультирование обучающихся. Проверяет правильность выполнения работы. Заменяют словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ- и записывают это слово (пишут лексический диктант). Объясняют значение приставки в подобранном слове и обозначают орфограмму.

Слайд 31

Замените словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-. Объясните значение приставки в подобранном слове. - Лечь ненадолго - Слегка поднять - Лагерь у моря - Очень мудрый - Нарушитель закона - Площадь возле - Подойти вплотную к вокзала чему-нибудь - Присоединить детали при помощи клея Лексический диктант

Слайд 32

V . Контроль первичного усвоения изученного материала. 1. Тестовый контроль «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-». Задача: контроль усвоения изученного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся (самостоятельная работа) Проводит инструктаж по выполнению тестовой работы 1. Выполняют тестовые задания. 2. Обмениваются работами с соседом по парте и проверяют (взаимопроверка). 3.При проверке и оценивании работ пользуются «Ключом к тестовому контролю» и критериями оценивания.

Слайд 33

1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..рекаться, пр..одолеть б) пр..мирять, пр..красный в) пр..выкать, пр..вратить 2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..выкаю, пр..глашаю б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе) в) пр..творить (мечту), пр..выкаю 3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..сутствовать, пр..одолеть б) пр..рода, пр..града в) пр..гласить, пр..смотреться Тестовые задания «Правописание ПРЕ- и ПРИ-».

Слайд 34

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..одолеть, пр..града б) пр..ставка, пр..кратить в) пр..казать, пр..вратить 5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква: а) пр..учить, пр..рвать б) пр..интересный, пр..одолеть в) пр..годится, пр..зидент 6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква: а) пр..милый, пр..кратить б) пр..одолеть, пр..дворный в) пр..усадебный, пр..рвать

Слайд 35

7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..сутствовать, пр..зидент б) пр..дорожный, пр..нять в) пр..тащить, пр..пятствие 8. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..открыть, пр..расти б) пр..интересный, пр..винтить в) пр..одолеть, пр..ехать

Слайд 36

Ключи к тестовому контролю и критерии оценивания. А А В А Б А Б А «5» - 8б., «4»- 7б., «3»- 6-5б., «2» – 4б. и менее

Слайд 37

Задача: формировать познавательные интересы, повысить активность и самостоятельность учащихся 2. Творческая работа Деятельность учителя Деятельность учащихся (индивидуальная работа) Обеспечивает консультирование обучающихся. Выполняют предложенные задания (дифференцированные)

Слайд 38

Для учащихся с низким уровнем учебных возможностей. Выпиши слова, в которых есть приставки ПРЕ- и ПРИ-. Обозначь изученную орфограмму и определи значения приставок . Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.

Слайд 39

Для учащихся со средним уровнем учебных возможностей. Напишите сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Зимние забавы», включая слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей. Составьте синквейн по изученной теме . Особенности составления синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 40

Задача : проверить усвоение темы, коррекция знаний. Инструкция для учащихся : з адайте одноклассникам «толстые» и «тонкие» вопросы по изученной теме. VI . Подведение итогов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы 1. Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ 2. Возможное начало вопроса: - Кто… - Что… - Когда… 1. Вопросы, на которые ответить однозначно нельзя 2. Возможное начало вопроса: - Дайте объяснение, почему… - Почему вы думаете… - В чём разница…

Слайд 41

Задача : дать установку на отработку определенных умений VII . Домашнее задание (дифференцированное) Деятельность учителя Деятельность учащихся Подробно разъясняет домашнее задание каждой группе: Уровень А: Из художественной литературы выпишите 5 предложений , в которых есть приставки ПРЕ- и ПРИ-. Объясните правописание приставок. Уровень Б: Составьте словарный диктант по теме «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-». Уровень В: Выполните упражнение 156 (по заданию учебника) Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы (если что-то не поняли)

Слайд 42

Это первый урок по теме «Правописание приставок пре- и при» (всего их три). Цель: познакомить обучающихся с условиями выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Задачи: Образовательная. Учить владеть способом действия при выборе гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Развивающая. Развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе. Воспитательная. Воспитывать творческое самовыражение через разнообразные формы работы. Самоанализ урока

Слайд 43

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); проблемный; частично-поисковый; наглядно-иллюстративный. Формы обучения: фронтальная работа, коллективная (групповая, парная), индивидуальная, самостоятельная. Результаты урока. Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения. Уметь: определять лексическое значение приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 44

Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Обучающиеся работали с интересом. Знания добывались ими в ходе активной деятельности. При формулировании цели урока они получили навыки целеполагания. Для достижения поставленных целей и задач на уроке использовалась технология развития критического мышления. Основная задача педагога при использовании данной технологии - формирование коммуникативной, информационной компетентностей средствами предмета. Материал изложен научно, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Смена форм организации познавательной деятельности способствовала преодолению усталости. Все этапы урока работали на достижение главной цели. Самостоятельная работа мотивировала на активное применение изученного на уроке материала. Задачи урока, сформулированные обучающимися совместно с учителем, выполнены, цель достигнута. Домашнее задание носит творческий характер и рассчитано на разный уровень подготовки обучающихся. Проведена первичная проверка знаний, что подтверждает эффективность проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

На  данном  уроке была  поставлена следующая  цель: дать представление о причастии как части речи. Тип урока – урок изучения нового материала....

Мультимедийная презентация к уроку геометрии "Сфера" 11 класс

Презентация наглядно излагает материал к теме "Сфера", геометрия 11 класс. Включает в себя: определения сферы и шара, уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости, объёмы шара, шарового се...

Мультимедийная презентация к уроку литературы в 9 классе "Наш 18 век"

Презентация знакомит обучающихся с основными течениями и направлениями литературы 18 века....

Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...