Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на данную тему. Структура презентации соответствует ходу урока, выстроена так, что обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskiy_uroven_i_slovo_kak_edinitsa_yazyka.pptx | 245.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ 1. Предложения. 2. Слово. 3. Обозначают отдельные понятия. 4. Лексикология. 5. Да. 6. Число, падеж, лицо, время. 7. Слова, имеющие несколько лексических значений (2 и более), называются многозначными.
Тема: Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Цели и задачи урока: - обобщение и систематизация знаний о лексическом уровне языка, слове как единице языка; - систематизация знаний о многозначности слов, прямом и переносном значении слов; - повторение и углубление знаний об изобразительно-выразительных средствах; - обогащение словарного запаса учащихся.
Слово – это… единица языка, представляющая собой звуковое выражение отдельного понятия о каком-либо явлении действительности. только такая единица, которая написана, опубликована. только выступление на собрании, совещании и т.п. (т.е. устная речь). художественный текст. единица языка, называющая только предметы.
Значения Слова Лексическое - это содержание слова, т.е. соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Грамматическое - это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова, характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. (У сущ. – это одушевленность – неодушевленность, склонение, род, число, падеж)
Соотнесите слова с их лексическим значением Севооборот Комбайн Трактор Косилка А) Самоходная машина на колёсном или гусеничном ходу, предназначенная для тяги или приведения в действие машин, орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных и др.). Б) Сельскохозяйственная машина, выполняющая одновременно ряд операций по уборке зерновых и технических культур. В) Сельскохозяйственная машина для скашивания травы, хлебных злаков и т.п Г) Последовательная смена сельскохозяйственных культур на определённых земельных участках.
Определите и запишите лексическое и грамматическое значение слов «Пахать», «тракторист». ЛЗ: Взрыхлять, переворачивая пласт земли, сохой, плугом и другими специальными орудиями для посева. ГЗ: несов.вид, переходн ., изъявит.наклонен ., н.ф. ЛЗ: Водитель трактора. ГЗ: нарицат ., одушевл ., м.р., 2 скл ., ед.ч., Им.п.
В зависимости от количества значений Слова делятся на Однозначные 1 значение Многозначные 2 и более значений
Многозначные слова Слова в прямом значении Слова в переносном значении Золотой характер Золотое кольцо Ветер воет Воет собака Звезда эстрады Яркая звезда
Прочитайте внимательно предложение «В саду горит костер рябины красной , Но никого не может он согреть». Какое значение имеет подчеркнутая фраза? Этот прием основан на переносе названия с одного предмета на другой на основе их сходства, т.е. метафора.
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности. Примеры метонимии: Я три тарелки съел. (связь между содержимым и содержащим). Его перо любовью дышит. (связь между действием и орудием). Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал. (связь между автором и произведением). Город шумел. (связь между местом и людьми).
Найдите примеры метафоры и метонимии Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. С. Есенин « Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут» Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
рефлексия Закончите предложения. На уроке я узнал… Сегодня меня приятно удивило… Сегодня на занятии мне было… Ещё хотелось бы узнать… Мне понравилось, что… Меня огорчило, что… Я понял, что… Теперь я могу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).
Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....