Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Татьяна Николаевна Пушишина

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Сватовский аграрный колледж»

Методическая разработка открытого урока:

«Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

преподавателя русского языка и литературы

   Пушишиной Т. Н.

Тема: Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению.

Цели урока:
1. Учебные: 
а) повторить, расширить и обобщить сведения о сложном предложении, его основных видах.
б) формировать умение определять виды сложного предложения, совершенствовать умение ставить пунктуационные знаки в сложном предложении

2. Развивающие:

а) развивать критическое и творческое мышление, внимание, память;

б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.

3. Воспитательные:

а) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.  
б) воспитывать стремление к грамотной речи;

в) воспитывать понимание сущности и значимости своей будущей профессии.
Вид урока: урок повторения изученного материала с использованием ИКТ

Методы и формы: эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа, тест.

Оборудование: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, 2014 г. – 304 с., мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, лист самоконтроля, флеш-карты, кластер «Сложные предложения») оценочный лист преподавателя.

Сложные предложения дают богатейшие возможности для выражения сложных мыслей.

А. Н. Гвоздев

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Доброе утро, уважаемые гости. Рада всех вас видеть! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас сейчас настроение? Я бы хотела, чтобы хорошее настроение у вас было до конца урока. Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова ученого-лингвиста, доктора филологических наук, автора учебника по современному русскому языку Александра Николаевича Гвоздева: «Сложные предложения дают богатейшие возможности для выражения сложных мыслей».

  1. Сообщение темы и цели

Ваша профессия необычайно красива. И важно в ней всё: начиная со способов приготовления различных блюд, и заканчивая речью повара, умением ставить пунктуационные знаки. Сегодня на уроке мы повторим, расширим сведения о сложном предложении, научимся определять виды сложных предложений и самостоятельно строить сложные предложения, ставить пунктуационные знаки в сложном предложении, развивать критическое мышление, воспитывать стремление к грамотной речи. Каждый из вас получит лист самоконтроля (приложение 1)

  1.  Актуализация знаний учащихся.
  1. Орфоэпическая разминка «Произношу правильно»

В кухонном пространстве много слов с проблемным ударением. Давайте вспомним и проверим себя на знания правил по произношению спроектированных на доску слов.

Задание: по очереди произносим слова, объясняя правильность ударения.

КУхонный, прОтивень, гарнИруем, грУшевый, слИвовый, щавЕлевый, откУпорить, посОлим, хлЕбец, творОжная, заплЕсневеть, перчИшь, тОрты, кулинарИя. кладовАя, кАмбалА, Окорок.

  1. Мозговой штурм (работа с флэш-картами)

Правило: перейдя по указанной ссылке https://wordwall.net/ru/resource/72358597 / ,

каждый может быстро, четко выразить свою мысль: за минимум времени-максимум идей. Ответы не комментируем, когда кто-то высказывается, другие придерживаются тишины. Правильность ответа на оборотной стороне карты.

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся
  1. Составление кластера (работа с учебником)

Повторив материал учебника стр. 102-103 о сложном предложении, его видах, составить кластер «Сложные предложение»

F:\открытый урок\сложное предложение\SR19ti_1cdM.jpg

  1. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой 

Задание: Текст спроектирован на мультимедийную доску. Учащиеся выписывают СП, определяют ГО предложения, указав вид СП, составляют схему предложения.

Бутерброд — поистине самое полезное изобретение человечества. В Средневековье люди не использовали, привычные нам тарелки, вместо них клали куски хлеба, которые сверху накрывали овощами, рыбой или мясом. После трапезы, оставшийся ломоть отдавали собакам, а если семья была бедной, то его съедали.

Каждая страна в мире хочет присвоить себе заслугу создания бутерброда.  К примеру, евреи утверждают, что, принося жертву, еще в древности они намазывали традиционный хлеб - «мацу» маслом или медом, накладывая кусочки друг на друга. Англичане твердо верят, что изобретатель бутерброда — Джон Сендвич, который первым догадался класть мясо между хлебными слоями. Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.

  1. Творческая работа

Задание: составить, если можно, сложные предложения, запиши их восстановив порядок приготовления котлет

  1. Пропустить через мясорубку мясо и лук. Получится фарш.
  2. Разделить массу на равные комочки. Повалять их в муке.
  3. К мясному фаршу добавить, размоченный в молоке, хлеб, соль, всё перемешать.
  4. Обжарить с двух сторон на сковороде с жиром.
  5. Отделить мясо от костей. Удалить все плёнки.
  1. Работа со схемами.

Задание: Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [    ], и [    ].

    б) [    ], (чтобы.. .).

    в) [    ], ( когда.. ..).

    г) [    ], [    ].

2)  а) [     ], ( что. . . ).

   б) [     ], но [     ].

   в) [     ], а [     ].

   г) [     ], и [     ].

3) а) [     ] - [     ].

    б) [     ]: [     ].

    в) [     ], и [     ].

    г) [     ]; [     ].

5. Синтаксическая минутка

Разноуровневое задание.

«3» - списать текст, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО;

«4» - списать текст, расставить знаки препинания, указать вид сложного предложения;

«5» - списать текст, расставить знаки препинания, указать вид и составить схемы сложного предложения.

Канапе

Канапе малюсенькие бутербродики из посушенного или поджаренного хлеба их обычно подают на фуршетах и относят к группе банкетных закусок.

Приготавливают из различных продуктов которые соответствующим образом подготавливают.

Чтобы приготовить канапе нужно с пшеничного хлеба срезать корку нарезать полосками толщиной 0,5 см и шириной 5—6 см подсушить в жарочном шкафу или в тостере охладить и нарезать ромбиками треугольниками. Полоски хлеба можно обжарить на сливочном масле.

Фигурные крутоны можно выпекать из слоеного и других видов теста.

Закусочные бутерброды приготавливают с разнообразными продуктами мясными и рыбными оформляя их красиво овощами зеленью маслом сливочным яйцом скрепляя эти продукты с хлебом шпажкой.

Подают канапе на блюдах или мелких столовых и закусочных тарелках которые покрывают резной бумажной салфеткой.

Канапе — малюсенькие бутербродики из посушенного или поджаренного хлеба, их обычно подают на фуршетах и относят к группе банкетных закусок.

Приготавливают из различных продуктов, которые соответствующим образом подготавливают.

Чтобы приготовить канапе, нужно с пшеничного хлеба срезать корку, нарезать полосками толщиной 0,5 см и шириной 5—6 см, подсушить в жарочном шкафу или в тостере, охладить и нарезать ромбиками, треугольниками. Полоски хлеба можно обжарить на сливочном масле.

Фигурные крутоны можно выпекать из слоеного и других видов теста.

Закусочные бутерброды приготавливают с разнообразными продуктами — мясными и рыбными, оформляя их красиво овощами, зеленью, маслом сливочным, яйцом, скрепляя эти продукты с хлебом шпажкой.

 Подают канапе на блюдах или мелких столовых и закусочных тарелках, которые покрывают резной бумажной салфеткой.

  1. Работа с карточками. Ситуативные задания

Ситуация № 1

Вам представилась возможность посетить семинар и мастер-класс с китайской кухни. Взяв за основу услышанное и увиденное, подготовь выступление об особенностях русской и китайской кухни для студентов СПО ЛНР по профессии «Повар, кондитер» используя виды сложных предложений.

Ситуация № 2

Вы получили задание приготовить десерт для дочери важного гостя. Расскажите, чтобы вы ей предложили, используя сложносочинённые предложения.

Ситуация № 3

Во время производственной практики вы работаете помощником повара на одном из предприятий. У вас возникли идеи насчет усовершенствования работы. Решили об этом поговорить со своим руководителем. Составьте диалог на 8-12 реплик используя сложноподчиненные предложения.

Ситуация № 4

Ви с подругой обсуждаете последний выпуск телепередачи «Просто кухня». Составьте диалог на 10- 12 реплик, используя сложные предложения.

Ситуация № 5

В ученика 9 класса проблемы с расстановкой знаков препинания не определения видов сложного предложения. Помогите ему справиться с заданием.

        Отбивные получатся более мягкими если за 1-2 часа до жарки их смазать смесью уксуса и растительного масла. Чтобы приготовить вкусные котлеты добавьте в фарш поровну мелко порезанного сырого картофеля. Первую минуту обжаривания котлет огонь должен быть сильный чтобы корочка схватилась и не дала бы соку вытечь. Если вы вовремя не сняли с бульона пену она опустилась на дно влейте в кастрюлю стакан воды. Пена поднимется и её можно будет удалить. Изделия из пресного теста будут рассыпчатыми если в тесто добавить ложку коньяка. Бутерброды подают на блюде или подносе где их располагают в один ряд.

Ситуация № 6

Перепутались начало и конец пословиц, собери пословицы, укажи вид сложного предложения, подчеркни ГО.

1

Ешь пироги,

А

так и хлеб на столе.

2

Если хлеба ни куска,

Б

того Бог убьёт

3

Пот на спине,

В

тому обглоданный мосол

4

Мельница сильна водой,

Г

а хлеб вперед береги.

5

Кто кофе пьет,

Д

так и в тереме тоска.

6

Кто поздно пришёл,

Е

а человек работой и едой.

Ответы: 1-г, 2-д, 3-а, 4-е, 5-б, 6-в

  1. Готовимся к ЕГЭ

Выполнить тесты, перейдя по ссылке https://infourok.ru/testConstructor/link/663c9b1c865b1 

V. Подведение итогов урока

Предлагаю вам по порядку ответить на несколько вопросов:

1. Сегодня я узнал (а) …

2. Сегодня я научился (ась) …

3. Сегодня мне понравилось…

4. Сегодня я познакомился (ась) …

5. Я буду использовать …

6. Сегодня я вспомнил (а) …

7. Сегодня мне не понравилось…

8. Сегодня мне не хватило…

9. Я предлагаю исправить…

10. Я хочу спросить… 

11.  Урок был …

12. Я хочу пожелать…

VI.  Рефлексия

Задание: Составьте синквейн по теме урока

Тема:                         Сложное предложение.

Имя прилагательное:        Трудное. Длинное.

Глагол:                        Рассказывает, описывает, доказывает.

Предложение:                Служит для выражения сложных мыслей.

Синоним:                        Разум.

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля

VII. Домашнее задание

  1. Из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» выписать сервировку обеденного стола помещиков Собакевича и Коробочки, подчеркнуть ГО в предложениях, указать вид СП.
  2. Составить кроссворд на изученную тему.
  3. Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику

Приложение 1

Лист самоконтроля

Нормы самооценки:

выполнено все верно – 2 б;

допущена 1-2 ошибки – 1 б;

допущено более 2-х ошибок – 0 б.

№ п/п

Вид работы

Балл

1

Орфоэпическая разминка

2

Мозговой штурм

3

Кластер

4

Графический диктант

5

Творческая работа

6

Работа со схемами

7

Синтаксическая минута

8

Ситуативные задания

9

Готовимся к ЕГЭ

10

Синквейн

11


Приложение 2


Оценочный лист преподавателя


по теме «
Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению.»


№ п/п

ФОИ учащихся

Орфоэпическая разминка

Мозговой штурм

Кластер

Графический диктант

Творческая работа

Работа со схемами

Синтаксическая минута

Ситуативные задания

Готовимся к ЕГЭ

Синквейн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"...

Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме:  « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...

Разработка открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте"

В ходе открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте" обучающиеся исследуют тексты и на практике выясняют, какие средства связи предложений сущес...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....