Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Сватовский аграрный колледж»
Методическая разработка открытого урока:
«Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
преподавателя русского языка и литературы
Пушишиной Т. Н.
Тема: Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению.
Цели урока:
1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения о сложном предложении, его основных видах.
б) формировать умение определять виды сложного предложения, совершенствовать умение ставить пунктуационные знаки в сложном предложении
2. Развивающие:
а) развивать критическое и творческое мышление, внимание, память;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.
б) воспитывать стремление к грамотной речи;
в) воспитывать понимание сущности и значимости своей будущей профессии.
Вид урока: урок повторения изученного материала с использованием ИКТ
Методы и формы: эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа, тест.
Оборудование: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, 2014 г. – 304 с., мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, лист самоконтроля, флеш-карты, кластер «Сложные предложения») оценочный лист преподавателя.
Сложные предложения дают богатейшие возможности для выражения сложных мыслей.
А. Н. Гвоздев
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Доброе утро, уважаемые гости. Рада всех вас видеть! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас сейчас настроение? Я бы хотела, чтобы хорошее настроение у вас было до конца урока. Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова ученого-лингвиста, доктора филологических наук, автора учебника по современному русскому языку Александра Николаевича Гвоздева: «Сложные предложения дают богатейшие возможности для выражения сложных мыслей».
- Сообщение темы и цели
Ваша профессия необычайно красива. И важно в ней всё: начиная со способов приготовления различных блюд, и заканчивая речью повара, умением ставить пунктуационные знаки. Сегодня на уроке мы повторим, расширим сведения о сложном предложении, научимся определять виды сложных предложений и самостоятельно строить сложные предложения, ставить пунктуационные знаки в сложном предложении, развивать критическое мышление, воспитывать стремление к грамотной речи. Каждый из вас получит лист самоконтроля (приложение 1)
- Актуализация знаний учащихся.
- Орфоэпическая разминка «Произношу правильно»
В кухонном пространстве много слов с проблемным ударением. Давайте вспомним и проверим себя на знания правил по произношению спроектированных на доску слов.
Задание: по очереди произносим слова, объясняя правильность ударения.
КУхонный, прОтивень, гарнИруем, грУшевый, слИвовый, щавЕлевый, откУпорить, посОлим, хлЕбец, творОжная, заплЕсневеть, перчИшь, тОрты, кулинарИя. кладовАя, кАмбалА, Окорок.
- Мозговой штурм (работа с флэш-картами)
Правило: перейдя по указанной ссылке https://wordwall.net/ru/resource/72358597 / ,
каждый может быстро, четко выразить свою мысль: за минимум времени-максимум идей. Ответы не комментируем, когда кто-то высказывается, другие придерживаются тишины. Правильность ответа на оборотной стороне карты.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся
- Составление кластера (работа с учебником)
Повторив материал учебника стр. 102-103 о сложном предложении, его видах, составить кластер «Сложные предложение»
- Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой
Задание: Текст спроектирован на мультимедийную доску. Учащиеся выписывают СП, определяют ГО предложения, указав вид СП, составляют схему предложения.
Бутерброд — поистине самое полезное изобретение человечества. В Средневековье люди не использовали, привычные нам тарелки, вместо них клали куски хлеба, которые сверху накрывали овощами, рыбой или мясом. После трапезы, оставшийся ломоть отдавали собакам, а если семья была бедной, то его съедали.
Каждая страна в мире хочет присвоить себе заслугу создания бутерброда. К примеру, евреи утверждают, что, принося жертву, еще в древности они намазывали традиционный хлеб - «мацу» маслом или медом, накладывая кусочки друг на друга. Англичане твердо верят, что изобретатель бутерброда — Джон Сендвич, который первым догадался класть мясо между хлебными слоями. Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
- Творческая работа
Задание: составить, если можно, сложные предложения, запиши их восстановив порядок приготовления котлет
- Пропустить через мясорубку мясо и лук. Получится фарш.
- Разделить массу на равные комочки. Повалять их в муке.
- К мясному фаршу добавить, размоченный в молоке, хлеб, соль, всё перемешать.
- Обжарить с двух сторон на сковороде с жиром.
- Отделить мясо от костей. Удалить все плёнки.
- Работа со схемами.
Задание: Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ], и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
2) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
5. Синтаксическая минутка
Разноуровневое задание.
«3» - списать текст, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО;
«4» - списать текст, расставить знаки препинания, указать вид сложного предложения;
«5» - списать текст, расставить знаки препинания, указать вид и составить схемы сложного предложения.
Канапе
Канапе малюсенькие бутербродики из посушенного или поджаренного хлеба их обычно подают на фуршетах и относят к группе банкетных закусок.
Приготавливают из различных продуктов которые соответствующим образом подготавливают.
Чтобы приготовить канапе нужно с пшеничного хлеба срезать корку нарезать полосками толщиной 0,5 см и шириной 5—6 см подсушить в жарочном шкафу или в тостере охладить и нарезать ромбиками треугольниками. Полоски хлеба можно обжарить на сливочном масле.
Фигурные крутоны можно выпекать из слоеного и других видов теста.
Закусочные бутерброды приготавливают с разнообразными продуктами мясными и рыбными оформляя их красиво овощами зеленью маслом сливочным яйцом скрепляя эти продукты с хлебом шпажкой.
Подают канапе на блюдах или мелких столовых и закусочных тарелках которые покрывают резной бумажной салфеткой.
Канапе — малюсенькие бутербродики из посушенного или поджаренного хлеба, их обычно подают на фуршетах и относят к группе банкетных закусок.
Приготавливают из различных продуктов, которые соответствующим образом подготавливают.
Чтобы приготовить канапе, нужно с пшеничного хлеба срезать корку, нарезать полосками толщиной 0,5 см и шириной 5—6 см, подсушить в жарочном шкафу или в тостере, охладить и нарезать ромбиками, треугольниками. Полоски хлеба можно обжарить на сливочном масле.
Фигурные крутоны можно выпекать из слоеного и других видов теста.
Закусочные бутерброды приготавливают с разнообразными продуктами — мясными и рыбными, оформляя их красиво овощами, зеленью, маслом сливочным, яйцом, скрепляя эти продукты с хлебом шпажкой.
Подают канапе на блюдах или мелких столовых и закусочных тарелках, которые покрывают резной бумажной салфеткой.
- Работа с карточками. Ситуативные задания
Ситуация № 1
Вам представилась возможность посетить семинар и мастер-класс с китайской кухни. Взяв за основу услышанное и увиденное, подготовь выступление об особенностях русской и китайской кухни для студентов СПО ЛНР по профессии «Повар, кондитер» используя виды сложных предложений.
Ситуация № 2
Вы получили задание приготовить десерт для дочери важного гостя. Расскажите, чтобы вы ей предложили, используя сложносочинённые предложения.
Ситуация № 3
Во время производственной практики вы работаете помощником повара на одном из предприятий. У вас возникли идеи насчет усовершенствования работы. Решили об этом поговорить со своим руководителем. Составьте диалог на 8-12 реплик используя сложноподчиненные предложения.
Ситуация № 4
Ви с подругой обсуждаете последний выпуск телепередачи «Просто кухня». Составьте диалог на 10- 12 реплик, используя сложные предложения.
Ситуация № 5
В ученика 9 класса проблемы с расстановкой знаков препинания не определения видов сложного предложения. Помогите ему справиться с заданием.
Отбивные получатся более мягкими если за 1-2 часа до жарки их смазать смесью уксуса и растительного масла. Чтобы приготовить вкусные котлеты добавьте в фарш поровну мелко порезанного сырого картофеля. Первую минуту обжаривания котлет огонь должен быть сильный чтобы корочка схватилась и не дала бы соку вытечь. Если вы вовремя не сняли с бульона пену она опустилась на дно влейте в кастрюлю стакан воды. Пена поднимется и её можно будет удалить. Изделия из пресного теста будут рассыпчатыми если в тесто добавить ложку коньяка. Бутерброды подают на блюде или подносе где их располагают в один ряд.
Ситуация № 6
Перепутались начало и конец пословиц, собери пословицы, укажи вид сложного предложения, подчеркни ГО.
1 | Ешь пироги, | А | так и хлеб на столе. |
2 | Если хлеба ни куска, | Б | того Бог убьёт |
3 | Пот на спине, | В | тому обглоданный мосол |
4 | Мельница сильна водой, | Г | а хлеб вперед береги. |
5 | Кто кофе пьет, | Д | так и в тереме тоска. |
6 | Кто поздно пришёл, | Е | а человек работой и едой. |
Ответы: 1-г, 2-д, 3-а, 4-е, 5-б, 6-в
- Готовимся к ЕГЭ
Выполнить тесты, перейдя по ссылке https://infourok.ru/testConstructor/link/663c9b1c865b1
V. Подведение итогов урока
Предлагаю вам по порядку ответить на несколько вопросов:
1. Сегодня я узнал (а) …
2. Сегодня я научился (ась) …
3. Сегодня мне понравилось…
4. Сегодня я познакомился (ась) …
5. Я буду использовать …
6. Сегодня я вспомнил (а) …
7. Сегодня мне не понравилось…
8. Сегодня мне не хватило…
9. Я предлагаю исправить…
10. Я хочу спросить…
11. Урок был …
12. Я хочу пожелать…
VI. Рефлексия
Задание: Составьте синквейн по теме урока
Тема: Сложное предложение.
Имя прилагательное: Трудное. Длинное.
Глагол: Рассказывает, описывает, доказывает.
Предложение: Служит для выражения сложных мыслей.
Синоним: Разум.
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля
VII. Домашнее задание
- Из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» выписать сервировку обеденного стола помещиков Собакевича и Коробочки, подчеркнуть ГО в предложениях, указать вид СП.
- Составить кроссворд на изученную тему.
- Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику
Приложение 1
Лист самоконтроля
Нормы самооценки:
выполнено все верно – 2 б;
допущена 1-2 ошибки – 1 б;
допущено более 2-х ошибок – 0 б.
№ п/п | Вид работы | Балл |
1 | Орфоэпическая разминка | |
2 | Мозговой штурм | |
3 | Кластер | |
4 | Графический диктант | |
5 | Творческая работа | |
6 | Работа со схемами | |
7 | Синтаксическая минута | |
8 | Ситуативные задания | |
9 | Готовимся к ЕГЭ | |
10 | Синквейн | |
11 |
Приложение 2
Оценочный лист преподавателя
по теме «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению.»
№ п/п | ФОИ учащихся | Орфоэпическая разминка | Мозговой штурм | Кластер | Графический диктант | Творческая работа | Работа со схемами | Синтаксическая минута | Ситуативные задания | Готовимся к ЕГЭ | Синквейн |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"
Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"...
Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений
Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме: « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...
Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...
Разработка открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте"
В ходе открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте" обучающиеся исследуют тексты и на практике выясняют, какие средства связи предложений сущес...
Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».
Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....