Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия. (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ковалева Елена Леонидовна

Данный урок разработан на основе программы "Школа2100" в технологии проблемно-диалогического обучения. Материал, представленный в конспекте, может быть использован как полностью, так и частично. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_v_yazyke_i_rechi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия.

Цель: формирование умений анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным признакам – суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастия от однокоренных слов, использовать причастие в речи.

I Оргмомент

Проверка готовности к уроку. Оформление тетрадей.

II Актуализация изученного

Приветствую всех на нашем уроке! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, который сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы с вами узнаем много нового и интересного.

  1. Чтение текста

Слайд 1 Текст И.С. Соколова-Микитова, иллюстрированный зимним пейзажем

Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие тёплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Какие орфограммы встретились в тексте? (Один человек работает у доски. Взаимопроверка в парах)

Подводящий диалог:

- О чём этот текст?

- Какая основная мысль этого текста? (Автор хотел передать всю красоту зимнего леса)

- Как бы вы его озаглавили?

- Определите стиль текста. (Художественный)

- Какой тип речи текста? (Описание)

- Докажите, что это описание. (В тексте много прилагательных)

- По каким признакам вы определили прилагательные? (Отвечают на вопросы: какой? каков? Обозначат признак предмета)

  1. Создание проблемной ситуации

- Найдите прилагательные в тексте и выпишите их в строчку (два человека у доски)

- Проверка. Сравните свою работу с работой ребят, выполненной на доске.

(Одинаково ли у всех получилось? Если выполнили по-разному задания, то спрашиваем почему. Если все выписали прилагательные, интересуемся, есть ли слова, которые отвечают на вопрос какой?)

- Итак, задание было одно, а выполнили по-разному. Почему так получилось? (не знаем, какой частью речи являются слова «сверкающий, лежащие, засыпанные»)

- Давайте поработаем со словом «сверкающий». (Слайд 2,3)

- Какой вопрос зададим к нему? (Какой?)

- Выполним словообразовательный анализ слова «сверкающий». (Вопрос такой же, как у прилагательного, окончание – такое же)

- Как понимаете значение слова «сверкающий»? (Близко по значению к словосочетанию который сверкает)

- От какого слова образовано слово «сверкающий»? (сверкать)

- С помощью чего? (суффикса -ющ-)

- Как вопрос, похожий на вопрос глагола можем задать к этому слову? (что делающий?)

- Признаки каких частей речи объединило это слово? (прилагательного и глагола) (Слайд 4,5)

- Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (Слайд 6)

- Обратите внимание на выделенное слово и предположите, как может называться такая часть речи. (Причастие)

IV Запись темы урока  

V Определим задачи нашего урока (слайд 7):

- Узнать, что такое причастие.

- Научиться находить причастие среди других частей речи.

- Учиться использовать причастие в речи.

- Решить эти задачи вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.

Задание: распределите слова, которые характеризуют существительное снег по столбикам. (Слова на доске – слайд 8). (1чел. у доски).

- По какому признаку вы их распределили? Докажите. (В одном столбике прилагательные, в другом - причастия)

СНЕГ

                                                         белый                              сверкающий

                                                         глубокий                         сверкавший

                                                         пушистый                        лежащий

                                                         красивый                         переливающий

- Посмотрите на причастия сверкающий и сверкавший. Чем они отличаются? (суффиксами т временем)

- Чем ещё отличаются причастия от прилагательных? (причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени)

- Итак, что мы узнали о причастии? (образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?», обозначает признак предмета по действию, изменяется по временам)

VI Открытие нового знания, формулирования правила

- Давайте сравним наши выводы с определением учебника. (ШУ с.215). Прочитайте информационный текст в рамке изучающим чтением. Обратите внимание, какую новую информацию вы получили?

- Какое определение причастию дают авторы учебника?

- Что значит «особая форма глагола»? (т.е. образуется от глагола)

- Каково общее грамматическое значение причастия? (Что обозначает причастие?) (Обозначает признак по действию)

- Как изменяется этот признак? (во времени)

- Как выражаются формы времени у причастия? (при помощи суффиксов)

VII Развитие умений – применение нового знания

- Найдите среди данных однокоренных слов только причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и определите время причастия (слова на слайде 9)

1) Синий, синеет, синеющий, синева.

2) Кружиться, кружившийся, круг, круглый.

3) Свет, светлый, освещать, освещённый.

4) Белый, белить, белизна, побелевший.

- Проверка работы.

- Мини-итог. Итак, вспомните задачи нашего урока. Что мы уже сделали? (вернуться на слайд 7, где перечислены задачи урока). Узнали, что такое причастие, научились распознавать причастие среди других частей речи.

- Что предстоит ещё узнать? Какова роль причастий в речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к высказыванию М.В. Ломоносова о причастии (ШУ с. 214 упр.497)

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глаголы силу».

- Как вы понимаете слова Ломоносова? (Умелое использование причастий в художественных текстах делают речь более яркой, выразительной, придают тексту напряжённость, точность, ёмкость и особую энергию).

- Выполним задание к упр. 497: запишите данную цитату в виде предложения с прямой речью после слов автора. Составить схему полученного предложения.

- Работа с устаревшим словом СИИ (определить разряд местоимения)

- Выполните задание: сопоставьте предложения:

Мы остановились в центре поляны, на которой росла сосна, которую засыпал снег. (речевая ошибка)

Мы остановились в центре поляны, на которой росла сосна, засыпанная снегом.

Вывод: причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.

- Игра «Кто быстрее» (по рядам, в парах). Каждому ряду выдаётся карточка, на которой записаны 5 глаголов. Ваша задача, передавая карточку по ряду, образовать причастия от глаголов. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот и победит.

                                                                                       

   

- Проверка. Молодцы!

- Творческое задание:  Ребята, мы всё еще прогуливаемся по прекрасному зимнему лесу. Предлагаю составить небольшой текст на тему: «Зима в лесу», используя причастия. В тексте можно использовать слова, представленные на слайде 10 (репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», слова:

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная.

Лес: тихий, задумчивый, притихший, заколдованный, спящий, освещённый, завораживающий, принарядившийся.

Снег: глубокий, рыхлый, лежащий, блестящий, голубеющий, серебристый, слепящий, искристый, почерневший, ослепительный, покрывающий всё.

Сосны: высокие, стройные, чёрные, величественные, печальные, гордые, дремлющие, замёрзшие, покрытые, снегом.

Небо: розоватое, вечернее, безоблачное)

- Чтение+анализ+самооценка

- Мини-итог: причастия – средство художественной изобразительности. С их помощью автор описывает цвет, действие, выражает своё отношение к изображаемому предмету.

VIII Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие задачи мы определили в начале урока? Выполнили ли мы эти задачи?

- Кто остался доволен/ не доволен своей работой на уроке?

- Кому понравился/не понравился урок?

На это наш урок закончился, надеюсь, вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу!

IX Домашнее задание. Параграф 61, упр. 503 или написать сочинение-миниатюру «Волшебница зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....

Грамматическое значение причастия

Конспект урока по русскому языку по ОС "Школа 2100"...

Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”.

Конспект урока по английскому языку по совершенствованию грамматических навыков в 5 классе “Past Simple. Irregular verbs”. ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...