Результаты апробации учебного модуля по русскому языку "Состав слова. Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Апробация учебного модуля "Состав слова. Словообразование" . 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_rezultatam_aprobatsii_uchebnogo_modulya_po_russkomu_yazyku.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по результатам апробации учебного модуля по русскому языку "Состав слова". (Гимназия г. Лабытнанги).
Учитель - Михайлова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы.
На основании решения Коллегии Департамента образования от 16 февраля 2016 г. № 1/1, в рамках Года методической работы в окружной системе образования с 15.12.2016 г. по 25.12. 2016 г. в Гимназии г. Лабытнанги проходила апробация учебного вариативного модуля по русскому языку "Состав слова". (Сроки были продлены из-за объявленного карантина).
Цели проведения данной работы:
- систематизация и углубление знаний по теме "Состав слова. Словообразование";
- развитие коммуникативной культуры обучающихся;
- расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- приобрести опыт проведения первых языковых исследований;
- выполнять морфемный разбор слов разных частей речи;
- выстраивать словообразовательную цепочку;
- приобрести опыт анализа и оценки собственных результатов.
Апробация проводилась на коллективе обучающихся 6-а класса с 15.12. 2016 г. по 13.01. 2017г. В данном классе обучается 25 человек. Коллектив с высокими учебными способностями и стабильной устойчивой мотивацией к обучению. Качественная успеваемость по русскому языку составляет 76%, общая успеваемость - 100 %. Дети, в основном своем большинстве, умеющие самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, думающие, рефлексирующие. К выполнению заданий модуля отнеслись с пониманием и интересом.
Учебно-методический комплекс (ресурс) был представлен:
Рабочей тетрадью "Значение и состав слова"(для каждого ученика),
Стартовой диагностической работой к учебному модулю,
Итоговой работой к учебному модулю.
Технология организации апробации: задания модуля включались в тему урока и внесения изменений в рабочие программы (из-за загруженности детей занятиями внеурочной деятельности невозможно было заниматься во внеурочное время). Сокращение по часам рабочей программы не производилось..
Работа над модулем была организована следующим образом:
Погружение - 1 час;
Стартовая диагностическая работа - 1 час;
Выполнение заданий учебного модуля - 6 час.
Итоговая работа - 1 час.
Рефлективная деятельность - 1 час.
Оценка содержания учебного модуля "Состав слова"
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Обоснованность отбора содержания учебного материала, его научность, доступность, соответствие учебным целям | Представленный материал соответствует учебным целям предмета, стандартам основного общего образования, доступен для понимания обучающимися |
Логика, последовательность в изложении учебного материала | Присутствуют во всех заданиях учебного модуля. |
Количество материала для отработки изучаемой темы (достаточность/недостаточность, перегруженность понятийными терминами) | Достаточность (в большинстве заданий). Однако большинство задания из Рабочей тетради учащиеся выполняли выборочно (из-за отсутствия достаточного количества времени). |
Формирование УУД | Реализуется в процессе работы над выполнением заданий учебного модуля. Материалы Рабочей тетради предполагают формирование у учащихся навыков поиска, нахождения, выделения необходимой информации, ее анализ. |
Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения учебного материала возрастным особенностям детей) | Соответствует возрастным особенностям детей. |
Сложность понятийного материала (соответствуют ли предлагаемые понятия запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам. | Учащиеся испытали трудности при определении значений слов (географических названий) Замошье и Заборье, не смогли определить значение слова "моряна" |
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания и т.д. | Грубые ошибки и опечатки отсутствуют. Однако в итоговой работе было задание на соответствие слова предложенной схеме. (слово было дано, схемы не было). (Задание 22, вариант 1). |
Особенно хочется отметить такие положительные стороны учебного материала, вошедшие в состав модуля:
- наличие у каждого ребенка Рабочей тетради для самостоятельной работы;
- разноуровневые , разнообразные, интересные творческие задания и упражнения в рабочих тетрадях (построенные на анализе отрывков из произведений классической мировой детской литературы, известных детских стихов, занимательные задания, задания на восстановления текста и т. д.);
- наличие справочного теоретического материала для повторения перед определенной практической работой;
- материалы для самопроверки (материалы состоят из разделов: "Знаю ли я", "Могу ли я", "Умею ли я", "Слова, в которых мной были допущены ошибки"
Стартовую диагностическую работу писали 25 человек. Работа выполнялась в двух вариантах и состояла из 24 заданий (равнозначных для каждого варианта).
Результаты стартовой диагностической работы.
Номер задания | Содержание задания | Количество выполнивших | Процент выполнения |
1 - 8 | Корень слова (найти однокоренные слова, подобрать общее однокоренное слово). | 23 чел. | 92 % |
9, 22, 23, 24 | Разбор слова по составу | 21 чел. | 84 % |
10 - 12 | Приставка (приставки-антонимы, заменить приставки в словах для изменения значения слова) | 23 чел. | 92 % |
13 - 15, 19 | Суффикс (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы-синонимы и.т.д.) | 19 чел. | 76 % |
16 - 18 | Окончания (вставить пропущенные окончания, влияние предлога на изменение окончания). | 24 чел. | 96 % |
20, 21 | Способ образования слов | 18 чел. | 72 % |
Анализ результатов стартовой диагностической работы позволяет сделать вывод: учащиеся выполнили работу на высоком уровне. Особенно понравились детям задания на разбор слов подушка / подушка, слезу / слезу по составу, определение однокоренных слов в скороговорке, в художественном тексте и многие другие.
Неожиданно некоторое затруднение вызвали задания:
на определение общего однокоренного слова без приставки для ряда слов: прозрачный, обзор, озирающийся;
определение однокоренных слов сбор, перебираем, берем;
определение значение слова "ягодники".
Трудными для понимания оказались задания на определение слов, от которых образованы названия деревень Замошье и Заборье. Так, для Заборья 90 % учащихся определили это слово как "забор", 10 % - правильно указали слово "бор". С географическим названием Замошье произошло почти то же самое: учащиеся не смогли правильно определить слово, от которого оно произошло. Дети определили это слово как "мошки". (Это объясняется тем, что в школьной программе ( в данном случае имеется ввиду программа по русскому языку для 6 класса) мало внимания уделяется этимологии слов, особенно слов диалектных, устаревших).
В большинстве своем учащиеся неправильно определили значение слова "моряна", (может быть, оттого, что неправильно прочитали задание).
Итоговую работу выполняло 25 человек.
Результаты итоговой работы.
Номер задания | Содержание задания | Количество выполнивших | Процент выполнения |
1 - 8 | Корень слова (найти однокоренные слова, подобрать общее однокоренное слово). | 23 чел. | 92 % |
9, 22, 23, 24 | Разбор слова по составу | 22 чел. | 88 % |
10 - 12 | Приставка (приставки-антонимы, заменить приставки в словах для изменения значения слова) | 22 чел. | 88 % |
13 - 15, 19 | Суффикс (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы-синонимы и.т.д.) | 20 чел. | 80 % |
16 - 18 | Окончания (вставить пропущенные окончания, влияние предлога на изменение окончания). | 23 чел. | 92 % |
20, 21 | Способ образования слов | 19 чел. | 76 % |
Анализ результатов стартовой и итоговой работы позволяют сделать выводы, что последняя работа выполнена успешней, чем стартовая.
Рабочая тетрадь включала в себя 13 занятий.. За отсутствием времени учащиеся выполнили только 6 занятий по выбору. Задания выполнялись с удовольствием, детям интересно было искать правильные ответы, анализировать, мыслить самостоятельно, обходиться без подсказок.
Рефлексивная деятельность проводилась после выполнения заданий в тетрадях. Учащимся предложено было дома выявить самые интересные, самые сложные, самые легкие задания и прокомментировать их.
На последнем занятии учащиеся "защищали" содержание своих рабочих тетрадей. Называли задания, особенно понравившиеся, говорили о тех, которые вызвали затруднения. Учащиеся активно пользовались справочным материалом, содержащимся в тетрадях, занимались самопроверкой. Многие дети называли задания, которые хотели бы видеть в учебниках по русскому языку и в рабочих тетрадях в будущем.
Выводы:
- учащиеся 6-а класса обладают достаточно устойчивыми сформированными навыками в морфемном анализе слов разных частей речи;
- правильно истолковывают лексическое значение слов;
- составляют ряды однокоренных слов; находят однокоренные слова;
- выстраивают словообразовательную цепочку.
Задания учебного модуля выявили способность учащихся к самостоятельной, вдумчивой работе, способствовали развитию критического мышления, формированию коммуникативной компетенции учащихся. На протяжении всех занятий наблюдалась высокая мотивация у всех учащихся, они были активны, заинтересованы в работе, не испытывали растерянности и неуверенности.
Учитель В.В.Михайлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Повторение. Состав слова. Словообразование" (5 класс)
Урок русского языка (5 класс)Тема: «Состав слова. Словообразование. Повторение» Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развив...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Такие разные слова» 5 «А» класс, (3 четверть)
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие...
Апробация вариативного модуля "От диалога к монологу" в 5 классе
Вариативный модуль " От диалога к монологу" 17 часов...
Анализ заданий и результатов апробации ВПР в 7 классе на базе "СОШ №85"
Презентация с содержанием общего описания образовательной составляющей ВПР по английскому языку, с заданиями демонстрационного варианта и анализа выполнения упражнений учащимися....
Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год
Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г. Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...
Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычной образовательной среде с полиэтническим контингентом о
Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычно...