Планирование уроков русского языка и литературы в 8 и 9 классах
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Планирование уроков русского языка в 8 и 9 классах. Учебно-методический комплекс М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.
Планирование уроков литературы в 8 и 9 классах. Учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.zip | 297.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н.Ю. Зайцева
Приказ № 235
от 31.08.2016 г.
Рабочая программа по литературе
8 класс
Статус программы: базовый.
Количество часов за учебный год: 68 часов.
Разработчики: Зайцева Н.Ю., учитель русского языка и литературы,
стаж работы – 36 лет, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год:
1 год, 2016-2017 учебный год.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 06.10.2009 № 373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72 с изменениями на 24 ноября 2015 года);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 26.03.2016;
- федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
- рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03);
- областной Думы от 12.11.2015 № 26/145-П «О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году»;
- примерными образовательными программами НОО и ООО, одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15;
- положением «О разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности», утвержденным Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 25.05.2016 г. № 198;
- приказ Министерства образования Московской области от 15.04.2016 № 1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2016-2017 учебный год»;
- учебным планом МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
- годовым учебным календарным графиком на 2016 - 2017 учебный год;
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
- положением об учебной рабочей программе педагога в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Выкопанская средняя общеобразовательная школа», утвержденным Приказом от 14.06. 2016 г. № 208;
- примерной Программой основного общего образования по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: «Просвещение», 2009) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: «Просвещение», 2015).
- учебно-методическим комплексом Литература. 5-9 кл: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2015г.
Учебник «Литература для 8 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. М: Просвещение, 2015 соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009 соответствует выбранному учебнику.
1.1 Общая характеристика программы
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий несколько разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных организаций;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Поэтому основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое произведение актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
При реализации рабочей программы используются элементы системы развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии развития познавательного интереса, дифференцированное обучение, система творческих заданий, теория активизации учебной деятельности; активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения); интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
1.2. Основные цели и задачи изучения литературы в основной школе
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Таким образом, изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- - развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- - совершенствовать навыки выразительного чтения;
- - сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры обучающихся;
- - расширить кругозор обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
1.3.Место предмета
В «Региональном базисном учебном плане для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год», утвержденном Приказом Министерства образования Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа предполагает изучение литературы на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа составлена на 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
1.4. Учебно-методические средства обучения
- Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 9-е издание. М.: «Просвещение» 2009;
- Литература. 8 кл: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. М.: «Просвещение», 2015г.
- В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 8 кл. — М.: Просвещение, 2013.
- В.Я. Коровина. Литература: 8 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001
- Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2012.
- Н. В. Беляева. Литература. 5—9 классы. Проверочные работы. — М.: Просвещение,
- О.В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 8-й кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8-й класс» / О.В. Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006
- Н.А. Миронова. Тесты по литературе: 8-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс» / Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
- Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
- Н.Е. Кутейникова. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
- А.М. Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
- Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
ЦОРы Сети Интернет
Ю.И. Лыссый. Серия учебных таблиц по литературе. М.:. Учебная книга БИС, 2007.
Мультимедийные презентации
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- Образную природу словесного искусства;
- Содержание изученных литературных произведений;
- Изученные теоретико-литературные понятия;
- Авторов и содержание изученных художественных произведений;
- Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь; художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений;
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
- Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;
- Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- Сопоставлять героев и сюжет разных произведений;
- Выделять общие свойства произведений;
- Осмысливать роль художественной детали;
- Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
- Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- Выявлять конфликт и этапы его развития;
- Сравнивать авторские позиции;
- Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников;
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;
- Различать эпические, лирические и драматические произведения;
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права;
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения;
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче;
- Давать анализ отдельного эпизода.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные теоретико-литературные понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
- слушание художественного чтения;
- близкие к тексту и сжатые пересказы;
- инсценировка;
- рассматривание иллюстраций и оценка их;
- подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
- анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
- самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность — курс 8 класса представлен разделами:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII века.
- Русская литература XIX века.
- Русская литература XX века.
- Литература народов России.
- Зарубежная литература.
- Обзоры.
- Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
1. Введение – 1 час
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
2. Устное народное творчество – 3 часа
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
3. Из древнерусской литературы – 2 часа
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
4. Из литературы XVIII века – 4 часа
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
5. Из литературы XIX века – 32 часа + 1 час развития речи (далее Р.Р.)
1) Иван Андреевич Крылов – 2 часа
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
2) Кондратий Федорович Рылеев – 1 час
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
3) Александр Сергеевич Пушкин – 8 часов
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
4) Михаил Юрьевич Лермонтов – 4 часа + 1 час Р.Р.
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
5) Николай Васильевич Гоголь – 6 часов
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
6) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 2 часа
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
7) Николай Семенович Лесков – 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
8) Лев Николаевич Толстой – 3 часа + 1 час Р.Р.
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Р.Р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.
9) Поэзия родной природы в русской литературе 19 века – 2 часа
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
10) Антон Павлович Чехов – 2 часа
Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
6. Из русской литературы XX века – 17 часов + 3 часа Р.Р.
1) Иван Алексеевич Бунин – 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
2) Александр Иванович Куприн – 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
3) Александр Александрович Блок – 1 час
Краткий рассказ о поэте.
«Россия». «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
4) Сергей Александрович Есенин – 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока (тестирование).
5) Иван Сергеевич Шмелев – 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
6) Михаил Андреевич Осоргин – 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
7) Писатели улыбаются – 3 часа
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
8) Александр Трифонович Твардовский – 1 час + 1 час Р.Р.
Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
9) Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов – 2 часа + 1 Р.Р.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Р.Р. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.
10) Виктор Петрович Астафьев 2 часа
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
11) Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе – 2 часа
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
7. Из зарубежной литературы – 6 часов
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематический план:
Раздел, содержание тем |
Формы контроля (тесты, к/р, Р/Р) в том числе | Количество часов | |
1. | Введение. Русская литература и история. | 1 | |
2. | Устное народное творчество | 3 | |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | |
4. | Из русской литературы 18 века. Д.И.Фонвизин | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 4 |
5. | Из русской литературы 19 века. | 33 | |
И.А. Крылов | 2 | ||
К.Ф.Рылеев | 1 | ||
А.С.Пушкин | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина. | 8 | |
М.Ю.Лермонтов | Р.р. Сочинение по поэме «Мцыри». Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. | 5 | |
Н.В.Гоголь | 6 | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин | 2 | ||
Н.С.Лесков | 1 | ||
Л.Н. Толстой | Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | 4 | |
Поэзия родной природы | 2 | ||
А.П. Чехов | 2 | ||
6 | Из литературы 20 века. |
| 19 |
И.А. Бунин | 1 | ||
А.И. Куприн | 1 | ||
А.А. Блок | 1 | ||
С.А. Есенин | Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока (тестирование). | 2 | |
И.С. Шмелев | 1 | ||
М.А. Осоргин | 1 | ||
Писатели улыбаются («Сатирикон», Тэффи, М. Зощенко) | 3 | ||
А.Т. Твардовский | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | 2 | |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Р.р. Сочинение по произведения о Великой Отечественной войне | 3 | |
В.П. Астафьев | 2 | ||
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | 2 | ||
7. | Из зарубежной литературы. У. Шекспир, Ж.Б. Мольер, В.Скотт. | Итоговая контрольная работа | 6 |
Итого | 9 | 68 |
- Средства контроля уровня обученности обучающихся
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах
График контрольных и практических работ.
Контрольные работы | дата | Развитие речи | дата | |
1 четверть | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 03.10 |
|
|
2 четверть | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. | 17.11 05.12 | Р. р. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
| 01.12 |
3 четверть | Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока (тестирование). | 13.03
| Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | 06.02 |
4 четверть | Итоговая контрольная работа | 22.05 | Р.р. Сочинение по произведения о Великой Отечественной войне | 24.04 |
За год | 5 | 3 |
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№ уроков |
Наименование разделов и тем.
| Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение (1 час) | 01.09 | ||
1. | Введение. Русская литература и история | 01.09 | |
Устное народное творчество (3 часа) | 05.09 – 12.09 | ||
2. | Русские народные песни. Частушки. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях | 05.09 | |
3. | Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» | 08.09 | |
4. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 12.09 | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | 15.09 – 19.09 | ||
5. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 15.09 | |
6. | «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII в. | 19.09 | |
Из русской литературы 18 века (4 часа) | 22.09 – 03.10 | ||
7. | Д.И. Фонвизин. «Сатиры смелый властелин» | 22.09 | |
8. | Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность. Основные правила классицизма. | 26.09 | |
9. | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 29.09 | |
10. | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 03.10 | |
Из русской литературы 19 века (31 час + 2 р.р.) | 06.10 – 20.02 | ||
Иван Андреевич Крылов (2 часа) | |||
11. | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. | 06.10 | |
12 | И.А.Крылов. Осмеяние пороков в басне «Обоз» | 10.10 | |
Кондратий Федорович Рылеев (1 час) | |||
13 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Историческая тема думы «Смерть Ермака» | 13.10 | |
Александр Сергеевич Пушкин (8 часов) | |||
14. | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Разноплановое содержание стихотворения «Туча». | 17.10 | |
15. | Темы любви и дружбы в стихотворениях «К***» и «19 октября». | 20.10 | |
16. | История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачёва», «Капитанская дочка». | 24.10 | |
17. | Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. | 27.10 | |
2 четверть | |||
18. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав | 07.11 | |
19. | Падение Белогорской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII глав. | 10.11 | |
20. | Маша Миронова – нравственная красота героини повести. | 14.11 | |
21. | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина. | 17.11 | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа + 1 час р.р.) | |||
22. | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы | 21.11 | |
23. | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме «Мцыри». | 24.11 | |
24. | Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | 28.11 | |
25. | Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. | 01.12 | |
26 | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. | 05.12 | |
Николай Васильевич Гоголь (6 часов) | |||
27. | Идейный замысел, сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 08.12 | |
28. | «Парад» действующих лиц. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 12.12 | |
29. | Лестница славы и позор городничего. Финал комедии и его идейно-композиционное значение | 15.12 | |
30. | Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» | 19.12 | |
31. | Петербург как символ вечного адского холода в повести «Шинель». | 22.12 | |
3 четверть | |||
32 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя. | 12.01 | |
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (2 часа) | |||
33. | М.Е.Салтыков-Щедрин . «История одного города». Художественная сатира на современные писателю порядки. (отрывок) | 16.01 | |
34 | «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения. | 19.01 | |
Николай Семенович Лесков (1 час) | |||
35 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений». | 23.01 | |
Лев Николаевич Толстой (3 часа + 1 Р.Р.) | |||
36. | Л.Н.Толстой. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала». | 26.01 | |
37. | Психологизм рассказа Л.Н.Толстого «После бала». | 30.01 | |
38. | Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. | 02.02 | |
39. | Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | 06.02 | |
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века (2 часа) | |||
40. | Поэзия родной природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер». | 09.02 | |
41. | А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 13.02 | |
Антон Павлович Чехов (2 часа) | |||
42. | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить». | 16.02 | |
43. | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | 20.02 | |
Из литературы 20 века. (17 часов + 2 Р.Р.) | 27.02 - 15.05 | ||
Иван Алексеевич Бунин (1 час) | |||
44 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Природа и человек в рассказе «Кавказ». | 27.02 | |
Александр Иванович Куприн (1 час) | |||
45 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев. | 02.03 | |
Александр Александрович Блок (1 час) | |||
46 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя. «На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока. | 06.03 | |
Сергей Александрович Есенин (2 часа) | |||
47. | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему. | 09.03 | |
48 | Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока (тестирование). | 13.03 | |
Иван Сергеевич Шмелев (1 час) | |||
49. | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 16.03 | |
Михаил Андреевич Осоргин (1 час) | |||
50. | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | 20.03 | |
Писатели улыбаются (3 часа) | |||
51. | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. | 23.03 | |
4 четверть | |||
52. | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. | 03.04 | |
53 | М.Зощенко «История болезни». Сатира и юмор в рассказе. | 06.04 | |
Александр Трифонович Твардовский (1 час + 1 Р.Р.) | |||
54. | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. | 10.04 | |
55. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». | 13.04 | |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (обзор) (2 часа + 1 Р.Р.) | |||
56. | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». | 17.04 | |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. | 20.04 | |
58. | Р.р. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне. | 24.04 | |
Виктор Петрович Астафьев (2 часа) | |||
59. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 27.04 | |
60. | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | 04.05 | |
Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. (2 часа) | |||
61. | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…» | 11.05 | |
62. | Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине. | 15.05 | |
Из зарубежной литературы (6 часов) | 18.05 – 26.05 | ||
63. | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты. | 18.05 | |
64. | Итоговая контрольная работа | 22.05 | |
65. | Ж. - Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа. | 25.05 | |
66. | Резервный урок |
| |
67. | Резервный урок |
| |
68. | Резервный урок |
|
Лист
корректировки рабочей программы по литературе
класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
учителей гуманитарного цикла _____________Н.С. Осипова
Протокол № 1 «30» августа 2016 г.
От «30» августа 2016 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....
Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах
В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.
Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Планирование уроков русского языка и литературы в 10-11 классах
Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, Гольцова, по литературе - Коровина В.Я....