конспект по рус.яз 5 кл :буквы з и с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

буквы з и  с на конце приставок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z_i_s.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:  Буквы З и С на конце приставок.

Цели:

  1. помочь учащимся определить условия выбора букв з и с на конце приставок, научиться применять правило в практической деятельности;
  2. прививать любовь к природе;
  3. развивать умение правильно выделять приставку в слове, формировать умение определять условие выбора букв з или с на конце приставок и правильно писать их, развивать устную монологическую речь, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.

Спишите текст, который напечатан в карточке №1, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их.1 учащийся работает с текстом у доски.

Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки.

Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение.

1.3.Назовите слова, в составе которых есть приставка.

(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).

Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык.

Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?

(Раскрываются, т.к. в этом слове рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.)

2.Сообщение темы и целей урока.

3. «Открытие» нового знания.

3.1.Материал для наблюдения.

  • разгораться, растаять
  • вздрогнуть, всходить
  • бездонный, бескрайний
  1. Прочитайте слова.
  2. Есть ли в них приставки? Выделите их.
  3. Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?
  4. Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках.
  5. Можете ли вы определить, от чего зависит выбор букв з или с на конце приставок?
  6. Сделайте вывод.

3.Проверьте себя по учебнику.

3.Чтобы научиться применять правило, составим алгоритм.

  1. Выдели её.
  2. Определи, перед каким согласным стоит приставка?
  • перед звонкими
    [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р]
    Пиши з разбудить
  • перед глухими
    [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х]
    Пиши с раскрыть

Отличай от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, ни зги ( не видно ) и др. )

4.Первичное закрепление.

1) Ребята Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.

Карточка № 1

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Карточка № 2

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Физминутка

5. Практическая часть.

1) Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Физминутка для глаз

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

3) Работа с перфокартой.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

.Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока русского языка разработан в технологии деятельностного метода, тип урока: урок открытия нового знания. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".

Конспект и презентация  урока русского языка  в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".  Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...

Конспект урока. Буквы з и с на конце приставок

Познакомить учащихся  со  способом  действия  при выборе  "з" и "с" на конце  приставок. Сформировать  навык безошибочного написания приставок,...