Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Буквы з и с на конце приставок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu_bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavok.zip | 89.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 х. Незаймановского
Тимашевского района Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Буквы з и с на конце приставок»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Хвостикова Валентина Викторовна
х. Незаймановский 2012
Тема: «Буквы з и с на конце приставок».
Урок закрепления нового материала.
5 класс.
Цели урока:
а) образовательная: закрепление материала по изученному на предыдущем уроке правилу о правописании букв з и с на конце приставок, работа над развитием орфографических навыков;
б) развивающая: работа по развитию речевых навыков (составление отдельных предложений и связного текста);
в) воспитательная: совершенствование дисциплины, выработка сознательности и учебного трудолюбия.
Ход урока:
I. Фронтальный опрос.
1. Что изучает морфемика? (Морфемика – раздел науки о языке, который изучает части слова.)
2. Что такое морфема? (Морфема – это наименьшая значимая часть слова.)
3. Назовите известные вам морфемы. (Приставка, корень, суффикс и окончание.)
4. Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.)
5. Правописание каких приставок мы уже изучили? (Правописание неизменяемых приставок.)
6. Перечислите их. (Пред-, за-, пере-, на-, над-, в- (во-), об- (обо-), под - (подо-), над- (надо-), с- (со-), от- (ото-), до-, от-, по-, про-.)
7. Какому правилу подчиняется правописание неизменяемых приставок? (Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.)
8. Расскажите правило о приставках на – з, – с. (В приставках на –з, (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.)
II. Разминка. Фонетический разбор и разбор по составу.
Анализируется работа двух учащихся, выполнявшаяся во время фронтального опроса:
1. Фонетический разбор слова «безвкусный1» по карточке на доске.
Безвкусный1- [б’исфк`усный]
б – [б’] - согл., зв., м.
е – [и] – гл., безуд.
з – [с] – согл., гл., тв.
в – [ф] – согл., гл., тв.
к – [к] – согл., гл., тв.
у – [`у] – гл., уд.
с – [с] – согл., гл., тв.
н – [н] – согл., зв., тв.
ы – [ы] – гл., безуд.
й – [й] – согл., зв., м.
10 букв, 10 звуков.
2. Морфемный разбор слов на интерактивной доске или по карточкам на обычной школьной доске: бесплатный2, распилить2, бесшумный2, восход2, взлетали2.
III. Закрепление нового материала. (Во время выполнения всех заданий учащиеся должны подчёркивать и правильно оформлять изучаемую орфограмму.)
1. Распределительный диктант «Что сделала ворона?»
На интерактивной доске - изображение вороны. Сначала учащиеся называют свои варианты действий вороны и записывают их в тетрадях в таблицу, затем слова диктует учитель. Условием работы является наличие приставок на –з, -с в подбираемых глаголах.
Слова с приставками на –з | Слова с приставками на –с |
взлетела взглянула взмахнула крыльями разлеталась вздрогнула взъерошила перья | всполошилась раскаркалась испугалась встрепенулась вскрикнула вскормила воронят исхудала испачкалась исцелилась |
2. Выборочный диктант. Учитель читает предложения, учащиеся записывают только слова с изучаемой орфограммой «Буквы з и с на конце приставок».
Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки. Тут народ зашевелился, шапки снял и расступился. В эти дни в беззвёздном небе слышен свист бесчисленных крыльев. Собака завизжала в бессильной ярости, немного проползла по траве и остановилась. Белым цветом вишня расцвела. Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать Герасима. Остров растаял в тумане.
3. Подготовка к ЕГЭ. Работа с интерактивной доской или с предварительно сделанными записями на обычной школьной доске.
В каком слове на месте пропуска пишется буква з?
а) и…целить раны;
б) во…дать по заслугам;
в) пере…дать экзамен;
г) ра…теребить лён.
Правильный ответ:
а) исцелить раны;
v б) воздать по заслугам;
в) пересдать экзамен;
г) растеребить лён.
В каком ряду во всех словах пропущена буква з?
а) …делать, во…дать, ни…вергнуть;
б) ни…вести, бе…звучный, бе…защитный;
в) бе…форменный, бе…вкусица, бе…звёздный;
г) бе…тактный, ра…клепать, чре…мерный.
Правильный ответ:
а) сделать, воздать, низвергнуть;
v б) низвести, беззвучный, беззащитный;
в) бесформенный, безвкусица, беззвёздный;
г) бестактный, расклепать, чрезмерный.
4. Творческая работа с записанным на интерактивной доске текстом. На место пропусков учащиеся должны вставить пропущенные слова с приставками на -з и –с.
Лодка … скользила в ночном тумане, … тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой … … ракета, прошуршала и мягко … во тьме.
Правильный ответ:
Лодка беззвучно скользила в ночном тумане, рассекая тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой вспышкой взвилась ракета, прошуршала и мягко исчезла во тьме.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. Параграф 83, упр. 427.
Список использованной литературы
1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2007
2. Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2007
3. Г.И.Блинов, В.А.Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1992.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы (источник иллюстрации)
1. http://fotki.yandex.ru/users/ludmila-kis/view/45905/?page=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"
Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Урок по русскому языку в 5 классе: «Буквы з и с на конце приставок»
Разработка урока с использованием технологий ФГОС. Учебник Т.А.Ладыженской и др. Тип урока: изучение нового материала....
конспект по рус.яз 5 кл :буквы з и с на конце приставок
буквы з и с на конце приставок...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".
Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок". Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"
Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок; Планируемые результа...
Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»...