Рабочая программа факультатива " Трудные случаи русской пунктуации"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Программа факультатива для 8 класса. 17 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_trudnye_sluchai_russkoy_punktuatsii_8.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мушковичская основная общеобразовательная школа Ярцевского района Смоленской области
«Согласовано» Зам. директора МБОУ Мушковичская оош Панова С.В. «26»_августа _2013г. | « Утверждено» Приказ директора школы №112 От «26»августа2013г.
|
Рабочая программа факультативного курса
«Трудные случаи русской пунктуации»
Программа для 8 класса
17 часов
Учитель : Панова Светлана Владимировна
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №_1_ от «_25_»_августа_2013 г.
Руководитель МО Панова С.В.
2013 г.
Паспорт
рабочей программы факультативного курса
Тип программы программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа факультативного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников муниципального бюджетного образовательного учреждения Мушковичская основная общеобразовательная школа программа определяет приоритеты в содержании основного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации муниципального бюджетного образовательного учреждения Мушковичская основная общеобразовательная школа программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 17 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 0.5 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, тест.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» ;
- Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 03.06.2013 № 524 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области на 2013-2014 уч.год»»;
- Учебного плана на 2013-14 учебный год;
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 17 часов. Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным корпусом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие, — это графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.
Данный курс не предполагает полное систематическое повторение программы средней школы по русскому языку, но ряд тем дается шире и глубже, чем в школьной программе.
Цели курса:
- углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого предложения;
- развитие коммуникативно-речевой культуры;
- расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Задачи курса:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;
- развитие речевой культуры учащихся.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная
Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
- приобрести опыт проведения первых научных исследований;
- выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
- создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
- создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Содержание программы
Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2 ч)
Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.
Синтаксис и пунктуация.
Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (1 ч)
Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении предложения.
Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (2 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире.
Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (3 ч)
Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.
Тема 5. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения (2 ч)
Запятая при повторяющихся словах. Запрет на запятую между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов.
Тема 6. Знаки препинания при обособленных членах предложения (3 ч)
Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха.
Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями.
Тема 7. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (1 ч)
Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо.
Тема 8. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (2 ч)
Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.
Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.
Тема 9. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах (2 ч)
Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты. Курс оценивается : зачтено- не зачтено.
Учебно - тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
Тема 1. Основные понятия синтаксиса | 2 | ||
1. 2 | Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация.Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. | 1 | Работа со справочной литературой. Составление обобщающей тематической таблицы. Работа с тестовыми заданиями. Пунктуационный диктант Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи. |
Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация. | 1 | ||
Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение | 1 | ||
3 | Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах Точка при членении предложения. | 1 | Работа с текстами. Подготовка сообщений. Выступления учащихся по выбранным темам. Анализ выступлений учащихся |
Тема 3. Знаки препинания в простом предложении | 2 | ||
4. | Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Развернутые ответы на вопросы. Сопоставительный анализ. Работа над терминологической лексикой. Составление опорной схемы. |
5. | Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире | 1 | |
Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения | 3 | ||
6. | Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). | 1 | Подготовка устного научного рассуждения. Словарная работа. Составление обобщающей тематической таблицы. Выполнение тестовых заданий. Сопоставительный анализ простых предложений с однородными членами и сложносочиненных |
7. | Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами | 1 | |
8. | Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире. | 1
| |
Тема 5. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения | 2 | ||
9. | Запятая при повторяющихся словах Запрет на запятую между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов. | 1
| Работа с тренировочными тестами. Синтаксический разбор и анализ предложений. Использование в художественных текстах простых предложений |
Тема 6. Знаки препинания при обособленных членах предложения | 3 | ||
10. | Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Эвристическая беседа. Исправление искаженного текста. Пунктуационные диктанты. |
11 | Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопреде-ленных, указательных, определительных местоиме-ний, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха. | 1 | |
12. | Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями | 1 | |
Тема 7. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах | 1 | ||
13. | Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо. | 1 | Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. |
Тема 8. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | 2 | ||
14. | Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми. | 1 | Синонимическая замена синтаксических конструкций.. Использование в художественных текстах простых предложений. Работа с текстом. |
15. | Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции. | 1 | Пунктуационные диктанты. Работа с тренировочными тестами. Трансформация одного вида предложения в другой при сохранении смысла высказывания. |
Тема 9. Знаки препинания при обращениях, междо-метиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах | 2 |
| |
16.. | Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. | 1 | Составление развернутых планов. Работа с текстом. Устные и письменные высказывания по заданной теме. Аналитическая беседа. Различение самостоятельных и служебных частей речи. |
17.. | Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова. | 1 |
Учебно-методический комплекс:
- Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. 2-е издание. М.: Просвещение, 2008
- Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2005
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005
- Демина М.В., Петухова Н.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Федорова В.А., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 классы. Учебно-методическое пособие. М.:Дрофа, 2003
- Постникова И.И. , Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М.: Высшая школа, 1996
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...
рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Рабочая программа элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...
Рабочая программа факультатива "Средства выразительности русской речи"
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения худож...
Рабочая программа факультатива «Трудные задачи математики» для 11 класса
Программа факультатива «Трудные задачи математики» поможет решить одну из основных задач – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических з...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...