Рабочая программа элективного курса «Принципы русской пунктуации»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Принципы русской пунктуации» рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
1.Повторить школьный курс синтаксиса и пунктуации.
2.Уяснить принципы русской пунктуации.
3.Повысить общее языковое развитие выпускников, закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи.
.Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении пунктуации (8-9 кл.). Кроме повторения пунктуационных правил, краткого теоретического материала, обучающиеся будут анализировать структуру предложений, сопоставлять конструкции синтаксически похожие и трудно различимые.Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Принципы русской пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой).
2. Тренировочный (тестовые задания).
3. Игровой (шарады, кроссворды).
4. Контролирующий (диктанты, тесты)
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучаемый должен
знать:
что такое «словосочетание»,
виды связи в словосочетании,
отличие простого предложения от сложного,
знаки препинания в осложнённом простом предложении,
отличие сложносочиненного предложения от
сложноподчиненного предложения,
понятие « бессоюзное сложное предложение»,
смысловые отношения между частями БСП,
алгоритм постановки знаков препинания
в сложных предложениях с различными видами связи,
принципы русской пунктуации;
уметь:
моделировать словосочетания всех видов,
выделять их из предложения,
определять тип связи,
производить синтаксический разбор словосочетаний,
определять тип предложения по количеству
грамматических основ;
отличать простое предложение с однородными
членами от сложносочиненного;
находить сложные предложения в текстах;
составлять схемы сложных предложений,
расставлять знаки препинания.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Принципы русской пунктуации»
№ п/п | Тема занятия. Формы работы на уроке. | Дата | Факт |
1 | Принципы русской пунктуации. Знаки препинания. Словосочетание. Виды связи в словосочетании (лекция, беседа, составление таблицы). | 18.01. | |
2 | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.(беседа, практическая работа, тест). | 25.01. | |
3 | Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения (беседа, разбор предложений, самостоятельная практическая работа). | 01.02. | |
4 | Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами. Обособление согласованных и несогласованных определений, обособление приложений.(Составление таблицы, практическая работа). | 04.02. | |
5 | Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами. Обособление обстоятельств.(Составление таблицы, практическая работа). | 08.02. | |
6 | Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление дополнений. (Разбор предложений, кроссворд на знание определений по синтаксису простого предложения). | 15.02. | |
7 | Знаки препинания в предложениях с обращением. (Работа с учебником, беседа, практическая работа). | 22.02. | |
8 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.( Составление таблицы, практическая работа). | 01.03. | |
9 | Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП. (Беседа, синтаксический разбор предложений). | 15.03. | |
10 | Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП. (Беседа, синтаксический разбор предложений). | 22.03. | |
11 | Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП. (Беседа, синтаксический разбор предложений, тестирование). | 05.04. | |
12 | Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в СПП. (Практическая работа, синтаксический разбор СПП) | 12.04. | |
13 | Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в СПП. (Практическая работа, синтаксический разбор СПП, тестирование). | 19.04. | |
14 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. (Составление таблицы, синтаксический разбор БСП). | 26.04. | |
15 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. (Составление таблицы, синтаксический разбор БСП). | 03.05. | |
16 | Сложные предложения с различными видами связи (Синтаксический разбор предложений). | 10.05. | |
17 | Контрольный диктант по синтаксису простого и сложного предложений. | 17.05. |
»
Литература.
1.В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова «50 правил русской пунктуации»
Издательский дом «Дрофа» 2013 год.
2.Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. М., «Просвещение» 2012год.
3.Подготовка к ОГЭ-2016. Русский язык 9 класс Под редакцией Н.А.Сениной. Легион Ростов-на- Дону 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.
Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...