рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10_moy.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Щигры Курской области»
Утверждаю Директор школы М.В.Булгакова Приказ от № | Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол от № | Принято педагогическим советом Протокол от № |
Рабочая программа элективного предмета
по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
( для 10 класса, 0,5 часов ч. в неделю, всего 17 ч.)
Составитель: Иноземцева Т.В.,
учитель 1 квалификационной категории
2016
СОДЕРЖАНИЕ СТР.
1.Пояснительная записка 2-5
2.Учебно-тематический план 5
3.Содержание программы 5-6
4.Требования к уровню подготовки обучающихся 6
5.Планируемые результаты изучения курса 7
6.Календарно-тематическое планирование 8-9
7.Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение 10-11
8.Лист внесения изменений в рабочую программу 12
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного предмета «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании следующих нормативных и инструктивно – методических документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждённого приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области»;
Значение предмета и его место в учебном плане.
Элективный предмет «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки., способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил. Создание элективного предмета по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не. Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом элективном курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.
Вторая часть элективного предмета предполагает изучение трудных вопросов пунктуации. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее сущность, ее принципы, усвоить ее системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.
Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков идет дальше.
Элективный учебный предмет ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.
Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Элективный предмет должен показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике.
При комментировании так называемых трудных случаев орфографии и пунктуации (или спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода правил.
Тема предмета выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.
Программа элективного предмета «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с программой по русскому языку ( авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова ) и на основании Единых требований к знаниям выпускников среднихобщеобразовательных школ.
Данный предмет предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 17 часов (по 0,5ч. в неделю).
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Задачи:
Знать нормы литературного языка.
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Принципы организации обучения: открытость (для всех независимо от качества обученности); индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования). На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях учащиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические упражнения носят дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание») до контрольных и творческих работ («написать диктант/изложение/сочинение»). Упражнения ведут учащегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым учащимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Учащиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если учащиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание.
Актуальность:
Необходимость повторения пройденного материала и подготовка к Единому государственномуэкзамену по русскому языку.
Базовые понятия курса: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация, пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь.
Учебно-методический ресурс, необходимый для реализации задач курса: схемы, таблицы, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителя, дидактические карточки-задания.
Формы работы с обучающимися:
методическими пособиями для подготовки к ЕГЭ;
*тестирование;
диагностические работы;
тренировочные работы.
*
2. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Правописание корней | 3 |
Правописание приставок | 1 |
Правописание глагольных форм | 3 |
Слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи | 3 |
Правописание н-нн с различными частями речи | 1 |
Правописание не с различными частями речи | 1 |
Правописание служебных частей речи | 1 |
Пунктуация в простом предложении | 3 |
Пунктуация в сложном предложении | 1 |
Итого: | 17 часов |
Содержание программы
- Правописание гласных в корне слова
- Правописание согласных в корне слова
- Правописание о, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий
- Правописание приставок
- Правописание форм глагола.
- Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
- Правописание суффиксов причастий
- Дефисное написание различных частей речи
- Слитные написание различных частей речи
- Раздельное написание различных частей речи
- Правописание н и нн в различных частях речи.
- Написание не с различными частями речи
- Правописание служебных частей речи.
- Пунктуация в предложениях с обращениями и вводными словами
- Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
- Пунктуация в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.
- Пунктуация в сложных предложениях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса обучающиеся
Должны знать
-теоретический материал курса
уметь:
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения,
сочинения).
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и
тренировочных работ на основе КИМов ЕГЭ.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое
может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
-осложненное и творческое списывание и др.
Планируемые результаты изучения предмета
В ходе изучения предмета обучающиеся научатся:
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том . числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
- грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Дата | Планируемые действия | Форма контроля | |
По плану | По факту | ||||
1 | Правописание гласных в корне слова | Учащиеся опознают орфограммы в корне слова | Объяснительный диктант | ||
2 | Правописание согласных в корне слова | Учащиеся опознают орфограммы в корне слова | Объяснительный диктант | ||
3 | О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются | Тематический тест | ||
4 | Правописание приставок. | Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания | Распределительный диктант | ||
5 | Правописание форм глагола. | Применяют способы действия по написанию форм глагола | Осложненное списывание. | ||
6 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола | Работа по карточке | |
7 | Правописание суффиксов причастий | Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. | Самодиктант Тематическая тестовая работа | ||
8 | Дефисное написание различных частей речи | Называют условия выбора дефисного написания слов | Работа по карточке. | ||
9 | Слитные написание различных частей речи | Называют условия выбора слитного написания слов | Объяснительный диктант | ||
10 | Раздельное написание различных частей речи. | Объясняют раздельного написания. слов | Трансформационный диктант | ||
11 | Правописание н и нн в различных частях речи. | Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах различных частей речи | Объяснительный диктант | ||
12 | Написание не с различными частями речи | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с различными частями речи | Выборочный диктант | ||
13 | Правописание служебных частей речи. | Определяют написание служебных частей речи | Тестовая работа | ||
14 | Пунктуация в предложениях с обращениями и вводными словами | Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях и вводных словах на практике. | Выборочный диктант | ||
15 | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. | Объяснительный диктант | ||
16 | Пунктуация в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах на практике. | Тестовая работа | ||
17 | Пунктуация в сложных предложениях. | Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). | Самостоятельная проверочная работа |
.Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение
Для учащихся:
- Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 47-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014
- Кайдалова А.И. Русский язык (Фонетика. Словообразование. Морфология. Орфография) / А.И.Кайдалова, И.К.Калинина. – Издательство Московского университета, 1978. – 237с.
4. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – Изд. 3-е. – М.: «Книга», 2002.
. 6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М: Рольф; Айрис-пресс, 2000.
7. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
8. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика. Пермь, ПГУ, 2010
Электронные образовательные ресурсы
(в том числе Internet-ресурсы).
http://school-collection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://abc.edu-net.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»
Для учителей:
1. Божко Н. М. Русский язык Трудные вопросы орфографии.- Волгоград, Учитель,2011
2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982.
4. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – Изд. 3-е. – М.: «Книга», 2002.
.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М: Рольф; Айрис-пресс, 2000.
7. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
8. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика. Пермь, ПГУ, 2010
Электронные образовательные ресурсы
(в том числе Internet-ресурсы).
http://school-collection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://abc.edu-net.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»
9. Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"
рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе «Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи»
Курс подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...