Рабочая программа факультатива "Средства выразительности русской речи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беленинский филиал
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Дуровская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района
Смоленской области
«Согласовано» на методическом (экспертном) совете комитета по образованию Протокол № _ от _________ председатель методического (экспертного) совета комитета по образованию _____________________ | «Рассмотрено» педагогическим советом Протокол № __ от ________
| «Утверждаю» Приказ № ___ от________ _________ от_________ Директор школы: _________ /Зябров В.Н |
Рабочая программа факультатива
«Средства выразительности
русского языка»
в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)
Составитель программы:
Елисеева Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
(высшая категория)
Пояснительная записка,
Программа факультативного курса «Средства выразительности русского языка» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 7 класса и рассчитана на 17 часов.
Данная программа построена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку, требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по литературе. Она опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на элементарные сведения по лексике и фразеологии, которые получают учащиеся в 5-6 классах, и на сведения о лексических изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях, об особенностях стиля того или иного писателя, с которым школьники знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями, которые не охватываются в рамках школьной программы.
Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что он предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих знать его более глубоко. В процессе занятий решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, что способствует развитию речи обучающихся. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Для этого нужно, прежде всего, знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной, научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать.
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Цель курса - изучение средств выразительности русского языка.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
предметные:
-расширить кругозор учащихся,
-систематизировать и углубить знания учащихся о выразительно-изобразительных средствах языка,
-обогатить словарный и фразеологический запас детей,
-подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации
развивающие:
-формировать эстетический вкус, повысить культуру речи,
-развивать художественный вкус; устную и письменную речь учащихся,
-формировать у обучающихся умения определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернет и др.
воспитательные:
-воспитывать вдумчивого читателя, способного вникать в особенности языка,
понимающего, что язык не только передает информацию, но и воздействует на наши
чувства, воображение и память;
-способствовать формированию у школьников интереса к русскому языку,
-воспитывать уважение к родному языку как национальному достоянию русского
народа.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают виды деятельности:
• повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, его расширение и углубление;
• выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
• систематическое наблюдение за использованием различных языковых средств на примере лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.
Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора. Работа с текстами позволит не только совершенствовать речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа произведения. Тем самым курс «Средства выразительности русского языка» поможет развитию метапредметных связей курса русского языка и русской литературы.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- самостоятельная работа,
- работа со словарями,
- исследовательская деятельность
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в форме электронной презентации.
Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств;
самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа.
Содержание программы курса
Тема 1.Понятие выразительной речи.
Теоретическая часть .
Источники создания выразительности.
Формирование художественной выразительности всеми ярусами языковой системы.
Тема 2. Выразительные средства фонетики.
Теоретическая часть .
Благозвучие. Основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс. Звукоподражание.
Особенности звукописи.
Практическая часть .
Анализ отрывков художественных произведений с целью нахождения в них звукописи,
выразительных средств фонетики. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них изобразительных ресурсов выразительной речи
Тема 3. Тропы как средство художественной выразительности.
Теоретическая часть .
Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическая часть .
Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.
Тема 4. Стилистические фигуры речи.
Теоретическая часть .
Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Инверсия, градация, антитеза, анафора, эпифора, умолчание, параллелизм. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическая часть .
Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.
Тема 5. Итоговые занятия.
Проверочная работа по изученному материалу
Защита презентации
Учебно-тематический план факультативного курса
«Средства выразительности русского языка»
Всего 17 часов; в неделю 1 час (во втором полугодии)
Итоговая работа (защита презентации) - 2 ч
№ темы | Название темы | Всего часов |
1 | Понятие выразительной речи. | 1 |
2 | Выразительные средства фонетики. | 2 |
3 | Тропы как средство художественной выразительности. | 5 |
4 | Стилистические фигуры речи. | 7 |
5 | Итоговые занятия | 2 |
Итого | 17 |
7 Факультатив
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Средства выразительности русского языка»
в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)
Дата | № | Кол-во час. | Тема | Виды деятельности учащихся |
1 | 1 | Что такое выразительная речь? | Готовят сообщения «Что такое выразительная речь?» Находят примеры в учебнике литературы. | |
2 | 1 | Фонетические изобразительно-выразительные средства. | Уясняют понятия: благозвучие, аллитерация, ассонанс. Работают со словарём литературоведческих терминов. | |
3 | 1 | Выразительные средства фонетики в поэтических произведениях. Рифма. | Находят в текстах фонетические изобразительно-выразительные средства речи. Учатся выразительно читать. | |
4 | 1 | Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. | Учатся определять тропы, различать их, понимать роль тропов в создании выразительности. | |
5 | 1 | Тропы. Эпитет. | Работают со словарём эпитетов. Игра «Кто больше»? (нахождение эпитетов в поэтических текстах) | |
6 | 1 | Сравнение. Гипербола. Литота. | Учатся различать способы выражения сравнения: с союзами как, словно, будто и др. Составляют предложения, используя творительный сравнения. Развивают знания о гиперболе и литоте. | |
7 | 1 | Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур. | Знакомятся с разными способами выражения комического. Объясняют прямой и переносный смысл каламбуров. Составляют небольшие тексты-каламбуры. | |
8 | 1 | Использование тропов в художественных произведениях. | Учатся анализировать стихотворения: находить тропы и выявлять их роль в тексте. | |
9 | 1 | Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение. | Самостоятельно подбирают примеры из текстов, где с целью создания выразительности используются стилистические фигуры речи. | |
10 | 1 | Инверсия. | Анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» | |
11 | 1 | Антитеза. | ||
12 | 1 | Градация. | Самостоятельно составляют обучающие задания, используя средства художественной выразительности. | |
13 | 1 | Оксюморон. | ||
14 | 1 | Анафора, эпифора. | Работа с поэтическими тексстами. Наблюдение за использованием в них фигур речи. | |
15 | 1 | Эллипсис. Бессоюзие (асиндетон). Многосоюзие (полисиндетон). | Составляют листовки – словарные статьи для кабинета. | |
16 | 1 | Подготовка презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы» | Создают презентации, работая с учебником литературы 7 класса. | |
17 | 1 | Защита презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы» | Учатся публичному выступлению. |
Требования к уровню подготовки учащихся
в результате изучения курса «Средства выразительности русского языка» учащиеся научатся:
- понимать значение для формирования выразительной речи всех ярусов языковой системы
- видеть выразительные средства фонетики
- определять выразительные средства лексики, тропы, их виды
- находить синтаксические выразительные средства
- выразительно читать про изведения или их фрагменты,
- работать со словарями, справочной и критической литературой, другими источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами.
получат возможность научиться:
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства, различать их,
- производить языковой разбор текста с точки зрения использования в нем разнообразных средств выразительности
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений
- использовать разнообразные средства выразительности языка в собственных высказываниях, как письменных, так и устных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ .
Открытый урок в 11 классе по русскому языку .Основные задачи урока:систематизировать теоретические сведения;исследовать выразительные средства через их сравнительный анализ, работать через их ср...
Презентация Выразительность русской речи
Слайды к уроку,которые наглядно помогут старшеклассникам готовиться к ЕГЭ по русскому языку. На слайдах размещен практический материал....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".
Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....
Презентация по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синони...
Средства выразительности русской речи
Презентация содержит теоретический и практический материал по теме "Средства художественной выразительности". Рекомендована к использованию на уроках русского языка как обобщающий материал по данной т...