Рабочая программа факультатива "Средства выразительности русской речи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  

                           

Беленинский филиал

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Дуровская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района

Смоленской области

 

«Согласовано»    

на методическом (экспертном) совете  комитета

по образованию

Протокол № _  от _________

председатель методического (экспертного) совета  

комитета по образованию

_____________________

«Рассмотрено»         педагогическим советом  

Протокол № __ от ________  

     

               «Утверждаю»

Приказ № ___  от________ _________ от_________

Директор школы: _________

/Зябров В.Н

                                                                                                                                                 

Рабочая  программа факультатива

 «Средства выразительности

    русского  языка»

  в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)

                                                                                                       

Составитель программы:

                                                                      Елисеева Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

 (высшая категория)

Пояснительная записка,

Программа факультативного курса «Средства выразительности русского языка» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 7 класса и рассчитана на 17 часов.

        Данная программа построена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку, требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по литературе. Она опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на элементарные сведения по лексике и фразеологии, которые получают учащиеся в 5-6 классах, и на сведения о лексических изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях, об особенностях стиля того или иного писателя, с которым школьники знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями, которые не охватываются в рамках школьной программы.

Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что он предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих знать его более глубоко. В процессе занятий решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, что способствует развитию речи обучающихся. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Для этого нужно, прежде всего, знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной, научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать.

Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Цель курса - изучение средств выразительности русского языка.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

предметные:

-расширить кругозор учащихся,

-систематизировать и углубить знания учащихся о выразительно-изобразительных средствах языка,

-обогатить словарный и фразеологический запас детей,

-подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации

развивающие:

-формировать эстетический вкус, повысить культуру речи,

-развивать художественный вкус; устную и письменную речь учащихся,

-формировать у обучающихся умения определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернет и др.

воспитательные:

-воспитывать вдумчивого читателя, способного вникать в особенности языка,
понимающего, что язык не только передает информацию, но и воздействует на наши
чувства, воображение и память;

-способствовать формированию у школьников интереса к русскому языку,

-воспитывать уважение к родному языку как национальному достоянию русского
народа.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают виды деятельности:

• повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, его расширение и углубление;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;

• систематическое наблюдение за использованием различных языковых средств на примере лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.

Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора. Работа с текстами позволит не только совершенствовать речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа произведения. Тем самым курс «Средства выразительности русского языка» поможет развитию метапредметных связей курса русского языка и русской литературы.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • тренировочные упражнения,
  • практикум,
  • самостоятельная работа,
  • работа со словарями,
  • исследовательская деятельность

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в форме электронной презентации.

Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств;
самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа.

Содержание программы курса

 
Тема 1.Понятие выразительной речи.

Теоретическая часть .

Источники создания выразительности.

Формирование художественной выразительности всеми ярусами языковой системы.

Тема 2. Выразительные средства фонетики.

Теоретическая часть .

Благозвучие. Основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс. Звукоподражание.
Особенности звукописи.

Практическая  часть .

Анализ отрывков художественных произведений с целью нахождения в них звукописи,
выразительных средств фонетики. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них изобразительных ресурсов выразительной речи

Тема 3. Тропы как средство художественной выразительности.

Теоретическая часть .

Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическая  часть .

Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.

Тема 4. Стилистические фигуры речи.

Теоретическая часть .

Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Инверсия, градация, антитеза, анафора, эпифора, умолчание, параллелизм. Использование средств выразительности в художественных произведениях.

Практическая  часть .

Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.

Тема 5. Итоговые занятия.

Проверочная работа по изученному материалу

Защита презентации


Учебно-тематический план факультативного курса
«Средства выразительности русского языка»

Всего 17 часов; в неделю 1 час (во втором полугодии)

Итоговая работа (защита презентации) - 2 ч

темы

Название темы

Всего

часов

1

Понятие выразительной речи.

1

2

Выразительные средства фонетики.

2

3

Тропы как средство художественной

выразительности.

5

4

Стилистические фигуры речи.

7

5

Итоговые занятия

2

Итого

17

 

7 Факультатив

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Средства выразительности русского языка»
в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)

Дата

Кол-во час.

Тема

Виды деятельности учащихся

1

1

Что такое выразительная речь?

Готовят сообщения «Что такое выразительная речь?»

Находят примеры в учебнике литературы.

2

1

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Уясняют понятия: благозвучие, аллитерация, ассонанс.

Работают со словарём литературоведческих терминов.

3

1

Выразительные средства фонетики в поэтических произведениях. Рифма.

Находят в текстах фонетические изобразительно-выразительные средства речи.

Учатся выразительно читать.

4

1

Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение.

Учатся определять тропы, различать их, понимать роль тропов в создании выразительности.

5

1

Тропы. Эпитет.

Работают со словарём эпитетов.

Игра «Кто больше»? (нахождение эпитетов в поэтических текстах)

6

1

Сравнение. Гипербола. Литота.

Учатся различать способы выражения сравнения: с союзами как, словно, будто и др.

Составляют предложения, используя творительный сравнения.

Развивают знания о гиперболе и литоте.

7

1

Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.

Знакомятся с разными способами выражения комического. Объясняют прямой и переносный смысл каламбуров.

Составляют небольшие тексты-каламбуры.

8

1

Использование тропов в художественных произведениях.

Учатся анализировать стихотворения: находить тропы и выявлять их роль в тексте.

9

1

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.

Самостоятельно подбирают примеры из текстов, где с целью создания выразительности используются стилистические фигуры речи.

10

1

Инверсия.

Анализируют  стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»

11

1

Антитеза.

12

1

Градация.

Самостоятельно составляют обучающие задания, используя средства художественной выразительности.

13

1

Оксюморон.

14

1

Анафора, эпифора.

Работа с поэтическими тексстами. Наблюдение за использованием в них фигур речи.

15

1

Эллипсис. Бессоюзие (асиндетон). Многосоюзие (полисиндетон).

Составляют листовки – словарные статьи для кабинета.

16

1

Подготовка презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы»

Создают презентации, работая с учебником литературы 7 класса.

17

1

Защита презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы»

Учатся публичному выступлению.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

в результате изучения курса «Средства выразительности русского языка» учащиеся научатся:

- понимать значение для формирования выразительной речи всех ярусов языковой системы

- видеть выразительные средства фонетики

- определять выразительные средства лексики, тропы, их виды

- находить синтаксические выразительные средства

- выразительно читать про изведения или их фрагменты,

- работать со словарями, справочной и критической литературой, другими источниками  информации, в том числе Интернет-ресурсами.

получат возможность научиться:

-  находить в тексте изобразительно-выразительные средства, различать их,

- производить языковой разбор текста с точки зрения использования в нем разнообразных средств выразительности         

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений

- использовать разнообразные средства выразительности языка в собственных высказываниях, как письменных, так и устных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ .

Открытый урок в 11 классе по русскому языку .Основные задачи урока:систематизировать теоретические сведения;исследовать  выразительные средства через их сравнительный анализ, работать через их ср...

Презентация Выразительность русской речи

Слайды к уроку,которые наглядно помогут старшеклассникам готовиться к ЕГЭ по русскому языку. На слайдах размещен практический материал....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Презентация по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синони...

Средства выразительности русской речи

Презентация содержит теоретический и практический материал по теме "Средства художественной выразительности". Рекомендована к использованию на уроках русского языка как обобщающий материал по данной т...