Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется учителям русского языка для проведения уроков в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе в рамках ФГОС | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Системно-деятельностный подход
к обучению учащихся на уроке
русского языка в 5 классе по теме «Словообразование . Основные способы образования слов .»
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы реализации
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Выполнила
Земцова Лариса Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №33 Великого Новгорода
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД2012
Тема «Словообразование . Основные способы образования слов.»
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели: формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы; способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать; способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности, мотивация.
Цель :включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Формируемые УУД:
личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;
познавательные: уметь выдвигать гипотезы;
коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные:саморегуляция, целеполагание.
-Здравствуйте, садитесь. Я довольна вас видеть всех и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?
(Дети высказываются)
-Какой раздел науки о языке вы изучаете?
(Морфемика и орфография.)
-Чем занимается морфемика?
(Ответы.)
-Давайте вспомним известные вам способы образования слов.
(Упр.706, либо используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)
-В чем вы сейчас упражнялись?
( В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)
-Какие слова вызвали затруднение?
( Ответ).
-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?
(Ответ.)
2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
.
Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.
Формируемые УУД :
познавательные: анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;
регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-Какова же цель нашей работы на уроке?
(Выявить основные способы образования слов.)
-Сформулируйте тему урока.
(Ответ.)
Название темы записывается на доске и в тетрадях.
-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?
(Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)
-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах . Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?
По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;
2)выделить их общую часть;
3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;
4) сделать вывод.
3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)
Цель :проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Формируемые УУД:
личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;
познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
регулятивные: саморегуляция, контроль.
-Предлагаю, ребята, познакомиться с алгоритмом словообразовательного разбора ( с.226, пособие «русский язык. Практика».)
Дети изучают алгоритм в парах.
-Есть ли чем дополнить наш алгоритм?
( Ответ: « Перед 4 пунктом :записать слова парами, а потом сделать вывод).
Появляется новый, дополненный слайд.
-Давайте докажем, что мы поняли алгоритм и выполним упр.713, продолжая работать в парах и проговаривая наши действия
.( 2 слова –один ученик, два -другой). Для образца все вместе, по цепочке , разбираем слово «рассмотреть».
4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)
Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Формируемые УУД:
познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;
регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;
личностные: способность к самооценке своих действий.
-Проверим , как вы усвоили новую тему и поработаем самостоятельно
Упр. 712 письменно: 1 вариант- первые 4 слова, а 2 вариант- следующие 4 слова.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепление и повторение.
Формируемые УУД:
личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;
познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;
коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.
-Хочу предложить вам, ребята, интересную этимологическую справку для начала о слове «пахарь».
Пахарь( от пахать), пир (от пить), дар ( от дать): в древнерусском языке был суффикс –р-, но в процессе исторического развития он перестал употребляться для образования новых слов, т.е. стал непродуктивным. К непродуктивным относятся суффиксы –ень (ливень), -знь (жизнь), -тяй (лентяй),-л (мыло). Слайд презентации.
Но вернемся к предыдущей нашей работе. Скажите, где мы будем применять новые знания?
(Ответ).
-Теперь докажите, как замечательно вы усвоили материал и выполните упр.719, а кому еще трудно справиться с задачей, будет работать с упр.714 (комментированное письмо).
6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме
Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Формируемые УУД:
личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;
регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;
коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.
-Урок подходит к концу.
Что еще нужно нам сделать?
(Подвести итог работы.)
-Какую цель мы ставили на уроке?
(Ответ.)
-Достигли ее?
-Докажите.
(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)
-Что нужно сделать еще?
-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?
-Что стало более понятным , какие затруднения сняли?
-Что помогало снимать затруднения?
(Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)
-Что пока не получается?
-Где можно применить новые знания?
-Оцените свою работу.
-Учитывая изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?
( Ответ)
7.Домашнее задание .
Формируемые УУД:
коммуникативные: инициатива в выборе задачи;
регулятивные: оценка результатов работы.
Параграф 47 ( «Практика»),на выбор упр. 711 или 717.Отметить, что оцениваться они будут по – разному: упр. 711 с творческим заданием, поэтому и цена его выше. .
Изменения, внесенные в разработку урока
1.Планируемые результаты.
Личностные:
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
Предметные:
- умение создавать устные монологические высказывания-ответы на вопросы;
- проведение словообразовательного разбора слова.
Метапредметные:
познавательные:
- умение строить речевое высказывание ,соблюдая нормы построения текста;
-поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;
-установление причинно- следственных связей ,обобщения и выводов;
регулятивные:
-умение выполнять задание в соответствии с целью;
- адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
коммуникативные:
-умение работать в паре;
-умение адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Человеку с раннего возраста характерно стремление к открытиям. Вспомните себя маленькими :ежедневно вы делали не одно открытие, во многом вы стали первооткрывателями(для себя) , поступив в школу. Вот и в этом году вы стали первопроходцами ( опять- таки для себя) во многих основах наук , в том числе и в русском языке. Сегодняшний урок , думаю,не будет исключением..
Итак, вперед к открытиям!
3.Пункт самоопределение к деятельности –пункт постановка учебной задачи.
4.Включение нового знания – решение тренировочных упражнений. Упр. 719, выполняемое самостоятельно, -самопроверка ( слайд презентации).
Дополнительно (в парах с само- и взаимопроверкой -слайд презентации) упр.718 .Определить, где возможно, от каких слов образованы данные. Запишите их, обозначив морфемы. В каких словах произошло чередование звуков?
Веточка, звездочка, булочка, ласточка.
5.Рефлексия.
Для выяснения прочности усвоения материала предлагаю продолжить предложения:
-Сегодня на уроке я понял, что…
-Для словообразовательного разбора нужно выполнить следующие шаги… Например…
Литература
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Сост. Е. С. Савинов.-М.: Просвещение.2011.
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.-М.: Просвещение. 2010
3.Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к методическому пособию « Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». Сост. Н. П. Попова- Великий Новгород: НИРО, 2011
4. Концепция образования : современный взгляд. Образование и современные задачи. О.А. Куревина, Л. Г. Петерсон.- М..,1999
5. Лекции и презентации курсов « Управление качеством образования». Н. Д. Крюкова, В.В. Цветков.
6.Нестандартные уроки. Русский язык. 5-11. Автор – составитель Н. А. Шарова.-Волгоград, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....
Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.
Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся об основных способах образования слов в РЯ ...
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
Технологическая карта урока с презениацией...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"
Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....