Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется учителям русского языка  для проведения уроков в рамках ФГОС.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Системно-деятельностный подход

к обучению учащихся  на уроке

русского языка в 5 классе по теме «Словообразование . Основные способы образования слов .»

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации

«Актуальные проблемы реализации

федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

                                                                                    Выполнила      

Земцова Лариса Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

 МАОУ СОШ  №33 Великого Новгорода

  ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД2012

Тема «Словообразование . Основные способы образования слов.»

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели: формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы; способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать; способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

 

Цель :включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Формируемые УУД:

личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;

познавательные: уметь выдвигать гипотезы;

коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция, целеполагание.

-Здравствуйте, садитесь. Я довольна вас видеть всех и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?

(Дети высказываются)

-Какой раздел науки о языке вы изучаете?

 (Морфемика и орфография.)

-Чем занимается морфемика?

 

(Ответы.)

-Давайте вспомним известные вам способы образования слов.

(Упр.706, либо используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)

-В чем вы сейчас упражнялись?

 ( В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)

-Какие слова вызвали затруднение?

 ( Ответ).

-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?

 (Ответ.)

2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

.

Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.

Формируемые УУД :

познавательные:  анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;

регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Какова же цель нашей работы на уроке?

(Выявить основные способы образования слов.)

-Сформулируйте тему урока.

 (Ответ.)

Название темы записывается на доске и в тетрадях.

-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?

 (Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)

-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах . Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?

По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;

2)выделить их общую часть;

3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;

4) сделать вывод.

3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)

Цель :проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Формируемые УУД:

личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;

познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

регулятивные: саморегуляция, контроль.

-Предлагаю, ребята, познакомиться с алгоритмом словообразовательного разбора  ( с.226, пособие «русский язык. Практика».)

Дети изучают алгоритм в парах.

-Есть ли чем дополнить наш алгоритм?

 ( Ответ: « Перед 4 пунктом :записать слова парами, а потом сделать вывод).

Появляется новый, дополненный слайд.

-Давайте докажем, что мы поняли алгоритм и выполним упр.713, продолжая работать в парах и проговаривая наши действия

.( 2 слова –один ученик, два -другой). Для образца все вместе, по цепочке , разбираем слово «рассмотреть».

4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)

Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Формируемые УУД:

познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;

регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;

 личностные: способность к самооценке своих действий.

-Проверим , как вы усвоили новую тему и поработаем самостоятельно

Упр. 712 письменно: 1 вариант- первые 4 слова, а 2 вариант- следующие 4 слова.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: закрепление и повторение.

Формируемые УУД:

личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;

познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;

коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.

-Хочу предложить вам, ребята, интересную этимологическую справку для начала о слове «пахарь».

Пахарь( от пахать), пир (от пить), дар ( от дать): в древнерусском языке был суффикс –р-, но в процессе исторического развития он перестал употребляться для образования новых слов, т.е. стал непродуктивным. К непродуктивным относятся суффиксы –ень (ливень), -знь (жизнь), -тяй (лентяй),-л  (мыло). Слайд презентации.

Но вернемся к предыдущей нашей работе. Скажите, где мы будем применять новые знания?

 (Ответ).

-Теперь докажите, как замечательно вы усвоили материал и выполните упр.719, а кому еще трудно справиться с задачей, будет работать с упр.714 (комментированное письмо).

6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме

Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД:

личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;

регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;

познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;

коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

-Урок подходит к концу.

Что еще нужно нам сделать?

 (Подвести итог работы.)

-Какую цель мы ставили на уроке?

 (Ответ.)

-Достигли ее?

-Докажите.

(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали  о непродуктивных суффиксах.)

-Что нужно сделать еще?

-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?

-Что стало более понятным , какие затруднения сняли?

-Что помогало снимать затруднения?

 (Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)

-Что пока не получается?

-Где можно применить новые знания?

-Оцените свою работу.

-Учитывая  изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?

 ( Ответ)

                                                                                                     

7.Домашнее задание .

Формируемые УУД:

коммуникативные: инициатива в выборе задачи;

регулятивные: оценка результатов работы.

 Параграф 47 ( «Практика»),на выбор упр. 711  или 717.Отметить, что оцениваться они будут по – разному: упр. 711 с творческим заданием, поэтому и цена его выше.    .

Изменения, внесенные в разработку урока

1.Планируемые результаты.

Личностные:

- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Предметные:

- умение создавать устные монологические высказывания-ответы на вопросы;

- проведение словообразовательного разбора слова.

Метапредметные:

познавательные:

- умение строить речевое высказывание ,соблюдая нормы построения текста;

-поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

-установление причинно- следственных связей ,обобщения и выводов;

регулятивные:

-умение выполнять задание в соответствии с целью;

- адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;

коммуникативные:

-умение работать в паре;

-умение адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Человеку с раннего возраста характерно стремление к открытиям. Вспомните себя маленькими :ежедневно вы делали не одно открытие, во многом вы стали первооткрывателями(для себя) , поступив в школу. Вот и в этом году вы стали первопроходцами  ( опять- таки для себя) во многих основах наук , в том числе и в русском языке. Сегодняшний урок , думаю,не будет исключением..

Итак, вперед к открытиям!

 3.Пункт самоопределение к деятельности –пункт постановка учебной задачи.

4.Включение нового знания – решение тренировочных упражнений. Упр. 719, выполняемое самостоятельно, -самопроверка ( слайд презентации).

Дополнительно (в парах с само- и взаимопроверкой -слайд презентации) упр.718 .Определить, где возможно, от каких слов образованы данные. Запишите их, обозначив морфемы. В каких словах произошло чередование звуков?

Веточка, звездочка, булочка, ласточка.

5.Рефлексия.

Для выяснения прочности усвоения материала предлагаю продолжить предложения:

-Сегодня на уроке я понял, что…

-Для словообразовательного разбора  нужно выполнить следующие шаги…   Например…

Литература

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Сост. Е. С. Савинов.-М.: Просвещение.2011.

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.-М.: Просвещение. 2010

3.Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к методическому пособию « Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». Сост. Н. П. Попова- Великий Новгород: НИРО, 2011

4. Концепция образования : современный взгляд. Образование и современные задачи. О.А. Куревина, Л. Г. Петерсон.- М..,1999

5. Лекции и презентации курсов « Управление качеством образования». Н. Д. Крюкова, В.В. Цветков.

6.Нестандартные уроки. Русский язык. 5-11. Автор – составитель Н. А. Шарова.-Волгоград, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.

Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся  об основных способах образования слов в РЯ ...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"

Технологическая карта урока с презениацией...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"

Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....