Словообразование. Основные способы образования новых слов.
план-конспект урока по русскому языку
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_r_yaz_4_klas.doc | 158.5 КБ |
slovoobr_4_klass.pptx | 268.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
Конспект урока русского языка в 4 классе, составленный в соответствии с ФГОС
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 4 классе по теме
Словообразование.
Основные способы образования
новых слов.
.
Составила: Васильева Е.В
Санкт-Петербург
2016г.
Тема: «Словообразование. Основные способы образования новых слов.»
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели:
- формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы;
- способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать;
- способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;
- личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности, мотивация.
Цель :
- включение обучающихся в деятельность,
- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Формируемые УУД:
- личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;
- познавательные: уметь выдвигать гипотезы;
- коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
- регулятивные: саморегуляция, целеполагание.
-Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть всех и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?
(Дети высказываются)
-Какой раздел науки о языке вы изучаете?
(Морфемика и орфография.)
-Чем занимается морфемика?
(Ответы.)
-Давайте вспомним известные вам способы образования слов.
(Упр.?, либо используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)
-В чем вы сейчас упражнялись?
(В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)
-Какие слова вызвали затруднение?
( Ответ).
-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?
(Ответ.)
2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
.
Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.
Формируемые УУД :
- познавательные: анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;
- регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-Какова же цель нашей работы на уроке?
(Выявить основные способы образования слов.)
-Сформулируйте тему урока.
(Ответ.)
Название темы записывается на доске и в тетрадях.
-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?
(Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)
-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах. Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?
По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;
2) выделить их общую часть;
3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;
4) сделать вывод.
3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Формируемые УУД:
- личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;
- познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
- регулятивные: саморегуляция, контроль.
-Предлагаю, ребята, познакомиться с алгоритмом словообразовательного разбора (с.? пособие «русский язык. Практика».)
Дети изучают алгоритм в парах.
-Есть ли чем дополнить наш алгоритм?
(Ответ: « Перед 4 пунктом :записать слова парами, а потом сделать вывод).
Появляется новый, дополненный слайд.
-Давайте докажем, что мы поняли алгоритм и выполним упр.?,продолжая работать в парах и проговаривая наши действия
(2 слова –один ученик, два -другой). Для образца все вместе, по цепочке, разбираем слово «рассмотреть».
4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)
Цель:
- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Формируемые УУД:
- познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;
- регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;
- личностные: способность к самооценке своих действий.
-Проверим, как вы усвоили новую тему и поработаем самостоятельно
Упр.? письменно: 1 вариант- первые 4 слова, а 2 вариант- следующие 4 слова.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепление и повторение.
Формируемые УУД:
- личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;
- познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;
- коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.
-Хочу предложить вам, ребята, интересную этимологическую справку для начала о слове «пахарь».
Пахарь (от пахать), пир (от пить), дар (от дать): в древнерусском языке был суффикс –р-, но в процессе исторического развития он перестал употребляться для образования новых слов, т.е. стал непродуктивным. К непродуктивным относятся суффиксы –ень (ливень), -знь (жизнь), -тяй (лентяй),-л (мыло). Слайд презентации.
Но вернемся к предыдущей нашей работе. Скажите, где мы будем применять новые знания?
(Ответ).
-Теперь докажите, как замечательно вы усвоили материал и выполните упр.?, а кому еще трудно справиться с задачей, будет работать с упр.? (комментированное письмо).
6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме
Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Формируемые УУД:
- личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;
- регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
- познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;
- коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.
-Урок подходит к концу.
Что еще нужно нам сделать?
(Подвести итог работы.)
-Какую цель мы ставили на уроке?
(Ответ.)
-Достигли ее?
-Докажите.
(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)
-Что нужно сделать еще?
-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?
-Что стало более понятным, какие затруднения сняли?
-Что помогало снимать затруднения?
(Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)
-Что пока не получается?
-Где можно применить новые знания?
-Оцените свою работу.
-Учитывая изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?
(Ответ)
7.Домашнее задание.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Сост. Е. С. Савинов.-М.: Просвещение.2014.
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.-М.: Просвещение. 2015
3.Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к методическому пособию « Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». Сост. Н. П. Попова- Великий Новгород: НИРО, 2013
4. Концепция образования : современный взгляд. Образование и современные задачи. О.А. Куревина, Л. Г. Петерсон.- М..,2007
5. Лекции и презентации курсов «Управление качеством образования». Н. Д. Крюкова, В.В. Цветков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфемика и орфография Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Орфография -наука изучающая правописание слов
Способы образования слов: Приставить – ставить (приставочн.), писатель – писать (суффикс.), стал е вар – сталь варить (сложение слов), ракетчик – ракета (суффикс.), стенгазета – стенная газета (слож. слов, сокращ.), подрасти – растет, рост (приставочн.)
Словообразование Шестое апреля. Классная работа. План действий: Находим исходное слово или основу слова; Выделяем их общую часть; Находим в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначаем ее; Делаем вывод.
Способы образования слов Приставочный; Суффиксальный; Приставочно-суффиксальный; Сложные слова (сложение основ)
Итог урока: Какую цель ставили на уроке? Достигли ее? С какими затруднениями столкнулись в начале урока? Что помогло снять затруднения? Где можно применять новые знания? Оцените свою работу.
Домашнее задание: Возьмите интервью у старших в семье; выясните, какими предметами (инструментами, материалами) они пользуются при выполнении своей работы. Составьте пречень слов, который позволяет определить профессию человека, и предложите свою задачу классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы образования новых слов в русском языке
Здесь представлена презентация к изучению и закреплению темы "Способы образования новых слов в русском языке". Урок русского языка в 5 классе....
Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Открытый урок русского языка «Способы образования новых слов»
В конспекте урока предлагаются упражнения на усвоение новой темы с использованием инновационных технологий и элементов личностно-ориентированного подхода к обучению. Рассчитано на творческое его испол...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...