Словообразование. Основные способы образования новых слов.
план-конспект урока по русскому языку

Сурова Елена Владимировна

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur_r_yaz_4_klas.doc158.5 КБ
Файл slovoobr_4_klass.pptx268.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

Конспект урока русского языка в 4 классе, составленный в соответствии с ФГОС

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 4 классе по теме

 Словообразование.

Основные способы образования

новых слов.

.

                                                                                                              Составила: Васильева Е.В

Санкт-Петербург

2016г.

Тема: «Словообразование. Основные способы образования новых слов.»

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели: 

  • формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы;
  • способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать;
  • способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;

  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

 

Цель :

  • включение обучающихся в деятельность,
  • повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Формируемые УУД:

  • личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;
  • познавательные: уметь выдвигать гипотезы;
  • коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • регулятивные: саморегуляция, целеполагание.

-Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть всех и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?

(Дети высказываются)

-Какой раздел науки о языке вы изучаете?

 (Морфемика и орфография.)

-Чем занимается морфемика?

 

(Ответы.)

-Давайте вспомним известные вам способы образования слов.

(Упр.?, либо используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)

-В чем вы сейчас упражнялись?

 (В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)

-Какие слова вызвали затруднение?

 ( Ответ).

-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?

 (Ответ.)

2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

.

Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.

Формируемые УУД :

  • познавательные:  анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;
  • регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;
  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Какова же цель нашей работы на уроке?

(Выявить основные способы образования слов.)

-Сформулируйте тему урока.

 (Ответ.)

Название темы записывается на доске и в тетрадях.

-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?

 (Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)

-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах. Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?

По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;

2) выделить их общую часть;

3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;

4) сделать вывод.

3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Формируемые УУД:

  • личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;
  • познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  • регулятивные: саморегуляция, контроль.

-Предлагаю, ребята, познакомиться с алгоритмом словообразовательного разбора (с.? пособие «русский язык. Практика».)

Дети изучают алгоритм в парах.

-Есть ли чем дополнить наш алгоритм?

 (Ответ: « Перед 4 пунктом :записать слова парами, а потом сделать вывод).

Появляется новый, дополненный слайд.

-Давайте докажем, что мы поняли алгоритм и выполним упр.?,продолжая работать в парах и проговаривая наши действия

(2 слова –один ученик, два -другой). Для образца все вместе, по цепочке, разбираем слово «рассмотреть».

4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)

Цель:

  • каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Формируемые УУД:

  • познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;
  • регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;
  • личностные: способность к самооценке своих действий.

-Проверим, как вы усвоили новую тему и поработаем самостоятельно

Упр.? письменно: 1 вариант- первые 4 слова, а 2 вариант- следующие 4 слова.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: закрепление и повторение.

Формируемые УУД:

  • личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;
  • познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;
  • коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.

-Хочу предложить вам, ребята, интересную этимологическую справку для начала о слове «пахарь».

Пахарь (от пахать), пир (от пить), дар (от дать): в древнерусском языке был суффикс –р-, но в процессе исторического развития он перестал употребляться для образования новых слов, т.е. стал непродуктивным. К непродуктивным относятся суффиксы –ень (ливень), -знь (жизнь), -тяй (лентяй),-л (мыло). Слайд презентации.

Но вернемся к предыдущей нашей работе. Скажите, где мы будем применять новые знания?

 (Ответ).

-Теперь докажите, как замечательно вы усвоили материал и выполните упр.?, а кому еще трудно справиться с задачей, будет работать с упр.? (комментированное письмо).

6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме

Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД:

  • личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;
  • регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
  • познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;
  • коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

-Урок подходит к концу.

Что еще нужно нам сделать?

 (Подвести итог работы.)

-Какую цель мы ставили на уроке?

 (Ответ.)

-Достигли ее?

-Докажите.

(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)

-Что нужно сделать еще?

-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?

-Что стало более понятным, какие затруднения сняли?

-Что помогало снимать затруднения?

 (Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)

-Что пока не получается?

-Где можно применить новые знания?

-Оцените свою работу.

-Учитывая изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?

 (Ответ)

                                                                                                     

7.Домашнее задание.

Литература

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Сост. Е. С. Савинов.-М.: Просвещение.2014.

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.-М.: Просвещение. 2015

3.Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к методическому пособию « Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». Сост. Н. П. Попова- Великий Новгород: НИРО, 2013

4. Концепция образования : современный взгляд. Образование и современные задачи. О.А. Куревина, Л. Г. Петерсон.- М..,2007

5. Лекции и презентации курсов «Управление качеством образования». Н. Д. Крюкова, В.В. Цветков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование Урок русского языка в 4 «Б» классе ГБОУ СОШ №134 им. С.Дудко 06.04.2016г. г. Санкт-Петербург Учитель: Е.В. Васильева

Слайд 2

Морфемика и орфография Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Орфография -наука изучающая правописание слов

Слайд 3

Способы образования слов: Приставить – ставить (приставочн.), писатель – писать (суффикс.), стал е вар – сталь варить (сложение слов), ракетчик – ракета (суффикс.), стенгазета – стенная газета (слож. слов, сокращ.), подрасти – растет, рост (приставочн.)

Слайд 4

Словообразование Шестое апреля. Классная работа. План действий: Находим исходное слово или основу слова; Выделяем их общую часть; Находим в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначаем ее; Делаем вывод.

Слайд 5

Способы образования слов Приставочный; Суффиксальный; Приставочно-суффиксальный; Сложные слова (сложение основ)

Слайд 6

Итог урока: Какую цель ставили на уроке? Достигли ее? С какими затруднениями столкнулись в начале урока? Что помогло снять затруднения? Где можно применять новые знания? Оцените свою работу.

Слайд 7

Домашнее задание: Возьмите интервью у старших в семье; выясните, какими предметами (инструментами, материалами) они пользуются при выполнении своей работы. Составьте пречень слов, который позволяет определить профессию человека, и предложите свою задачу классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы образования новых слов в русском языке

Здесь представлена презентация к изучению и закреплению темы "Способы образования новых слов в русском языке".  Урок русского языка в 5 классе....

Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой

Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование".  Программа по русскому языку С.И.Львовой....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Открытый урок русского языка «Способы образования новых слов»

В конспекте урока предлагаются упражнения на усвоение новой темы с использованием инновационных технологий и элементов личностно-ориентированного подхода к обучению. Рассчитано на творческое его испол...