Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Технологическая карта урока с презениацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 42.66 КБ |
Презентация к уроку | 267.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Шутова Л.И. МБОУ «Исинская СОШ»
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 6
Автор УМК М.Т. Баранов и др.
Тема урока Основные способы образования слов
Тип урока Усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с изучаемыми понятими и алгоритмами о словообразовании. закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
Задачи урока:
Образовательные (предметные): формировать понятие о словообразовании; учиться определять основные способы образования слов; научиться выполнять словообразовательный анализ; обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические умения.
Развивающие: (метапредметные):
регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить результаты своей деятельности. определять степень успешности работы;
познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные суждения, уметь пользоваться алгоритмом
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения:
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в работе, любовь к родному языку.
коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении упражнения, развивать точность, прочность запоминания, умение давать развёрнутый ответ, анализировать. сравнивать, делать вывод.
Оборудование: УМК к учебнику М.Т. Баранова и др., компьютер, проектор, компьютерные программы, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Как всегда, мы говорим друг другу «Здравствуйте», желая тем самым здравия, здоровья, передавая тем самым хорошее настроение и расположение друг другу. И я не сомневаюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением и пожеланием здравствовать. Слайд 1 В гостях у Незнайки | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи.
| - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки: строитель, кирпичи, дом. (слайд 2) Незнайка интересуется: - Что бы это значило? - Можно ли сопоставить этот процесс строительства дома с материалом нашего предмета?
Незнайка предлагает вам сегодня ощутить себя в роли строителей. Но что вы будете «строить»? Задание 1 (Слайд 3) Школа – школьный- пришкольный. А каким способом (при помощи каких кирпичиков) мы получим эти новые слова?
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 4) - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, мы должны уметь определять способы образования слов и образовывать новые слова возможными способами. | Предположительный ответ: - Строители возводят дома из строительного материала. - Из звуков (букв) строим слова, из слов словосочетания, предложения, а из предложений текст. Мы будем строить слова При помощи приставок и суффиксов. Как можно образовать новые слова (Способы образования слов) Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. - Какие способы образования слов существуют, уметь их применять. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
| I. Формирование понятия способы образования слов: приставочный. приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ.
- Каким вы представляете себе словесный сад? -От какого слова и каким способом образованы выделенные слова?
Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель. - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово РАССВЕТ? Найдите ответ, используя теоретический материал на стр. 95 учебника. — Способ образования существительного рассвет — бессуффиксный.
| Выразительное чтение стихотворения «Как растут слова» Е. Измайлова От слова сад – рассада (приставочный) От слова сад – посадка (приставочно-суффиксальный) Сад – садовник (суффиксальный) Сад – садовод (сложение) Предположительно неправильный ответ: от существительного свет Бессуффиксный Запись рассвет от рассветать (бессуфф.) | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Первичное закрепление знаний. | -Запишите слова и выполните словообразовательный разбор слов: Упр. 169 (по образцу учебника) | Учащиеся выполняют письменно упражнение в тетрадях, а по цепочке у доски | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Физ. минутка (пауза релаксации) | Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота? Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. Сначала дружно встанем в ряд, Чуть попятимся назад. А потом шагнём вперёд, Улыбнувшись в полный рот. Вправо плавно мы качнёмся, Затем влево повернёмся. Колени чуточку согнём, Руки крепко в них упрём, Плечи дружно разведём И в итоге - их сведём. Всё! Закончилась минутка - Продолжаем слушать чутко. | ||
Закрепление изученного материала |
Стеклянный водоворот заморский уголок выросли - Какой из способов образования слов здесь не использован? Запишите свой пример. Составьте с одним из слов предложение, Незнайка интересуется: вы не ошиблись?
Вставьте пропущенные буквы. В каждом слове графически определите способ образования: Бе..сердечный, чре..мерный, ра..сказ, ра..вод, бе..ветренный, заг..релый, р..сточек, л..сной, д..ревянный, заг..родный, вод..пад. (Слайд 4) Проверка: - Учащийся вставил пропущенные буквы - Сгруппируйте слова по способу образования слов. | Стеклянный, водоворот, заморский, уголок, выросли Предположительные записи: Синь, зелень, выход, заход Учащиеся читают записанное предложение, выделяют грамматическую основу. Учащиеся вставили пропущенные буквы, обозначили графически способ образования слов Приставочный: бессердечный, безветренный, Суффиксальный: загорелый, росточек, лесной, деревянный, Приставочно-суффиксальный: чрезмерный, загородный, Сложение: водопад Бессуффиксный: рассказ, развод, | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Рефлексия деятельности.
| Фронтальный опрос: - Какие морфемы использовали мы на уроке? -Какие из них участвовали в образовании новых слов? А почему ни слова не сказали об окончании? Незнайка интересуется: А в каком лингвистическом словаре можно узнать, из каких частей состоит слово? Зачем мы обращаемся к этому словарю? -Продолжите предложение: Я на уроке научился (- ась) … Я узнал (-а), что … Я вспомнил(-а) … Я закрепил(-а) …
-Как вы поняли тему урока?- нарисуйте смайл на индивидуальной карточке. Незнайка благодарит Вас за урок и даже готов вам поставить оценку. | Отвечают на вопросы учителя. Словообразовательные и словоизменительные морфемы Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Учащиеся выставляют оценки в дневник. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
школ а школь н ый при школь н ый
ТЕМА УРОКА: Основные способы образования слов
Игра «Собери словечко» За- Вы- - ок Стекл - - и - ый -рос- Водо- - янн - -л- - мор- Угол- - ий - ск - - ворот Заморский, выросли, стеклянный , водоворот, уголок
Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!
ВЫБЕРИ СМАЙЛ
Презентация к уроку в 6 классе по теме «Основные способы образования слов» Подготовила: Шутова Л.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Исинская СОШ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"
Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова". Материал может быть полезен учителям ру...
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...