Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Шутова Лидия Михайловна

Технологическая карта урока с презениацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Шутова Л.И. МБОУ «Исинская СОШ»

  Технологическая карта урока


Предмет       Русский язык
Класс   6
Автор УМК   М.Т. Баранов  и др.
Тема урока  Основные способы образования слов
Тип урока      Усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Цель урока: Формирование  способности учащихся к новому способу действий, связанному с изучаемыми понятими и алгоритмами о словообразовании.   закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

Задачи урока:

Образовательные (предметные): формировать понятие о словообразовании; учиться определять основные способы образования слов; научиться выполнять словообразовательный анализ; обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: (метапредметные):

регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить результаты своей деятельности. определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные суждения, уметь пользоваться алгоритмом

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения:

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в работе, любовь к родному языку.

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении упражнения, развивать точность, прочность запоминания, умение давать развёрнутый ответ, анализировать. сравнивать, делать вывод.

Оборудование: УМК к учебнику М.Т. Баранова и др., компьютер, проектор, компьютерные программы, мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята.

Как всегда, мы говорим друг другу «Здравствуйте», желая тем самым здравия, здоровья, передавая тем самым хорошее настроение и расположение друг другу.

И я не сомневаюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением и пожеланием здравствовать.  

Слайд 1 В гостях у Незнайки

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

 

3. Постановка учебной задачи.

 

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки: строитель,  кирпичи, дом. (слайд 2)

Незнайка интересуется:

- Что бы это значило?

- Можно ли сопоставить этот процесс строительства дома  с материалом нашего предмета?

 

 

Незнайка предлагает вам сегодня ощутить себя в роли строителей. Но что вы будете «строить»?

Задание 1  (Слайд 3)

Школа – школьный- пришкольный.

А   каким способом (при помощи каких кирпичиков) мы получим эти новые слова?

 

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?   (слайд 4)

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

 

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно,  мы должны уметь  определять способы образования слов и образовывать новые слова возможными способами.

Предположительный ответ:

- Строители возводят дома из строительного материала.

- Из звуков (букв) строим слова, из слов словосочетания, предложения, а из предложений текст.

Мы будем строить слова

При помощи приставок и суффиксов.

Как можно образовать новые слова (Способы образования слов)

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Какие способы образования слов существуют, уметь их применять.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

I. Формирование понятия способы образования слов: приставочный. приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ.

  1. Работа по учебнику. Упражнение 168 стр. 95

- Каким вы представляете себе словесный сад?

-От какого слова и каким способом образованы выделенные слова?

 

 

Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и  читатель.

-        Как вы думаете, от какого слова образовалось слово РАССВЕТ?

Найдите ответ, используя   теоретический материал на стр. 95 учебника.

—        Способ образования существительного рассвет — бессуффиксный.

 

Выразительное чтение стихотворения «Как растут слова» Е. Измайлова

От слова сад – рассада (приставочный)

От слова сад – посадка (приставочно-суффиксальный)

Сад – садовник (суффиксальный)

Сад – садовод (сложение)

Предположительно неправильный ответ:

от существительного свет

Бессуффиксный

Запись  рассвет от рассветать (бессуфф.)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Первичное закрепление знаний.

-Запишите  слова и выполните словообразовательный разбор  слов:  Упр. 169 (по образцу учебника)

Учащиеся выполняют письменно упражнение  в тетрадях, а по цепочке у доски

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Физ. минутка (пауза релаксации)

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

 и на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Сначала дружно встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

Колени чуточку согнём,

Руки крепко в них упрём,

Плечи дружно разведём

И в итоге - их сведём.

Всё! Закончилась минутка -

Продолжаем слушать чутко.

Закрепление изученного материала

  1. Игра «Собери словечко» (слайд 5)

Стеклянный водоворот заморский уголок выросли

- Какой из способов образования слов здесь не использован? Запишите свой пример.

Составьте с одним из слов предложение, Незнайка интересуется: вы не ошиблись?

 

  1. Работа по карточке:

Вставьте пропущенные буквы. В каждом слове графически определите способ образования:

Бе..сердечный,  чре..мерный, ра..сказ, ра..вод, бе..ветренный,  заг..релый, р..сточек,   л..сной, д..ревянный, заг..родный, вод..пад.

(Слайд 4)

Проверка:

- Учащийся вставил пропущенные буквы

  - Сгруппируйте слова по способу образования слов.

Стеклянный, водоворот, заморский, уголок, выросли

Предположительные записи:

Синь, зелень, выход, заход

Учащиеся читают записанное предложение, выделяют грамматическую основу.

Учащиеся вставили пропущенные буквы, обозначили графически способ образования слов

Приставочный: бессердечный, безветренный,

Суффиксальный: загорелый, росточек,   лесной, деревянный,

Приставочно-суффиксальный: чрезмерный, загородный,

Сложение: водопад

Бессуффиксный: рассказ, развод,

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения  

применять новые знания.

Рефлексия деятельности.

 

Фронтальный опрос:  

- Какие морфемы использовали мы на уроке?

-Какие из них участвовали в образовании новых слов?

А почему ни слова не сказали об окончании?

Незнайка интересуется:

А в каком лингвистическом словаре можно узнать, из каких частей состоит слово?

Зачем мы обращаемся к этому словарю?

-Продолжите предложение:

Я на уроке научился (- ась)  …

Я узнал (-а), что …

Я вспомнил(-а)  …

Я закрепил(-а)  …

 

-Как вы поняли тему урока?- нарисуйте смайл на индивидуальной карточке.

Незнайка благодарит Вас за урок и даже готов вам поставить оценку.

Отвечают на вопросы учителя.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы

Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит.
Пользуясь словарем, можно стать грамотным человеком.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Слайд 3

школ а школь н ый при школь н ый

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: Основные способы образования слов

Слайд 5

Игра «Собери словечко» За- Вы- - ок Стекл - - и - ый -рос- Водо- - янн - -л- - мор- Угол- - ий - ск - - ворот Заморский, выросли, стеклянный , водоворот, уголок

Слайд 6

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!

Слайд 7

ВЫБЕРИ СМАЙЛ

Слайд 8

Презентация к уроку в 6 классе по теме «Основные способы образования слов» Подготовила: Шутова Л.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Исинская СОШ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"

Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова". Материал может быть полезен учителям ру...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...