Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материал урока даёт возможность научить детей правильно ставить ударения и соблюдать орфоэпические нормы в устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_orfoepiya.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Орфоэпия»
в условиях реализации ФГОС
Учитель МОУ оош им. Обручева Кондратюк Татьяна Михайловна.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: познакомить с терминами: «орфоэпия», «ударение», произносительными нормами русского языка.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УДД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- информационный лист,
- раздаточный материал.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности.
- Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятель ность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
онный момент, мотивация к учебной деятельности. Повторение пройденного (4 минуты). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Покажите, какое настроение сегодня у вас. (смайлики) Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Будем отвечать активно, Чтобы гости дорогие, Повторение пройденного материала. (1ученик работает индивидуально у компьютера по тренажёру «Фраза» № 9, вариант 191) Остальные отвечают на вопросы. Терминологический диктант. 1. - Что изучает «Фонетика»? 2. На какие группы делятся звуки речи? 3.. звуки могут быть ... и …4. … звуки могут быть.. и…, … и …5. Звуки могут стоять в … и …6. Буквы, расположенные в определённом порядке, составляют…7.В русском алфавите… |
Приветст вие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Работа в группах - взаимопроверка |
2.Актуализация знаний (4 минуты)
3. Постановка учебной цели. (1минута) | Кадр из презентации слова: стрелки и гвоздики. (слайд 1) Ребята, почему рисунков больше, чем слов? Почему разные рисунки? ) Как вы думаете? (В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики - Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. - Откройте тетради, запишите число. Классная работа Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения? ( Орфоэпия)- слайд 2 - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? Как вы думаете, из какого языка пришло название темы? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь) Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение, произносить слова) Гипотеза: уровень культуры речи учащихся повысится, если прививать навык пользования различными словарями, учиться правильному произношению в игровой форме. Слайд 3 Свёкла и село- как произнести правильно? Слайд 4. Что такое ударение? – (Силовое, разноместное, подвижное) Слово об учебнике Вам сейчас представить нужно, будто рядом никого. /Только вы и ваш учебник, и много – много нового. /Мудрый друг вам всё расскажет, объяснит, поможет вам. /Он подскажет и покажет только тем, кто учит сам./ | . На доске слова: Стрелки, гвоздики
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы Запись учащимися числа, «Классная работа»,
темы урока
Формулиру- ют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвое ние новых знаний.
5 минут
Первичное закрепление знаний.
10 минут
Физкультур ная минутка.
| I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
Задание 1.-Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”стр.173 – 174, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь. - Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? - Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку. Шутник он, невидимка-молоток, - Кто этот шутник, ребята? (Ударение) - Чем отличается ударный слог от безударного? Задание 2 В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по парам, у доски по одному человеку.) слайд 6
3. Переносит, носит, разносит, переносной. - Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. слайд 8. Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) Пропасть, село, хлопок. слайд 8 - В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение) А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки, 2) Из меня посуду тонкую, 3) Чтоб скорей в библиотеке Ученик: Не зная орфоэпии Жизнь кажется кошмаром, Физкультурная минутка. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! К небу руки потянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. | Работают с учебником, п.62, стр.143-145
Словари
Несколько учащихся озвучивают свои примеры
Кадр презентации
Работают со словами, записывают в тетрадь. (Задание выполняется в парах) Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).
|
Закрепление изученного материала
13 минут
| II.Закрепление изученного материала (слайд 9) Задание 4 Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно. - Вспомните, что изучает орфоэпия? Произноси правильно «что, чтобы…слайд 10 Задание 5. Видео - «Экзамер» слайд11 Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. Слайд 12 Памятки для запоминания (рифма) Произнесите правильно: 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 5. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) . Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 7. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 8. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 9. Здание, где находятся экспонаты Му[з`э]й 10.Бумаги на подпись начальству Доку[м`э]нты - Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения? III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно.) 1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните. На путях я вижу сорок Составление кластера Тест для ЕГЭ Видео « Урок ударения» (из «Радио- няни» Исполняет автор Алексей Чёрный слайд 14. |
Работают в рабочих листах
Проверяют
Делают вывод
Произносят правильно, проверяют на слайдах
(Задание выполняет ся самостоя тельно) |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) |
Рефлексия деятельности.
8 минут
| Мини-тест (каждый делает самостоятельно). Слайд15
. Чтение текста в соответствии с орфоэпическими нормами. Прочитай текст: Помощник шофёра снял телефонную трубку: – Ты чего звонишь? – На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шофёров мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощник шофёра положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, приготовленный женой, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж Рефлексия слайд 16 - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Выполняют мини-тест
|
УУД: познаватель ные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | Слайд 17 П.62, проект на тему: «Орфоэпические ошибки младших школьников» Слайд 18. «Благодарю за урок» Слайд 19. Видео Детский хор | Запись учащимися задания в дневники. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....