Урок-обобщение по теме "Простое предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – обобщение по теме
«Простое предложение»
в 5 классе
Учитель – Наниз З.З.
Тема: Урок обобщения знаний по теме «Простое предложение» в 5 классе.
Цель урока:
1)повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение, виды предложений по цели высказывания);
2)повторить правила пунктуации при однородных членах предложения, при обращении;
3)повторить основные виды разбора (синтаксический, фонетический, морфемный).
Оборудование: выставка книг о зиме, иллюстрации, рисунки ребят; записи музыки Антонио Вивальди; на партах-тексты для комплексного анализа, карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал (карточки с рисунками о зиме и строчками стихотворений поэтов 19-20 вв. и т.д.). Запись на доске.
Второе декабря
Классная работа
Повторение изученного о простом предложении
Пришла зима. Одела д…ревья серебром завалила глубокими сугробами л…са покрыла реки тонким льдом разукрасила окна дивными узорами. Махнула гостья ажурным крылом, и посыпались на землю пушистые сн…жинки.
Ребята обрадовались бегают см…ются лепят сн…говика катаются на санках. Резвятся дети благодарят з…му за морозец. А красногрудые сн…гири радостно щ…бечут расхваливают зимушку.
Вот и выходит, что з…ма – лучшее время года.
Ход урока.
1.- Наш сегодняшний урок - урок повторение изученного о простом предложении.
- А какой раздел науки о языке изучает строение предложения?
- Синтаксис.
А кто есть кто-то без труда
Вопрос определяет.
вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда-наоборот
Запомни как основу.
Дети рассказывают о строении словосочетания.
2.Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения, - и докажем это.
Звонко раздаются - подчинительное словосочетание. Раздаются как? - звонко, звонко-зависимое слово, наречие. Способ синтаксической связи - примыкание и т.д.
- Искрится снег - это предложение.
- Почему это является предложением?
- Потому что имеет законченную мысль, присутствуют подлежащее и сказуемое.
- А что же такое предложение? Предложение - основная единица синтаксиса, которая выполняет функцию общения.
Предложение - это грамматически и интонационно оформленная единица речевого общения, выражающая сообщение, вопрос или побуждение.
3.- А теперь я прочитаю вам то, что написано на доске. Вы внимательно меня послушайте и ответьте на вопросы: что это? Словосочетание или предложение? (читаю под музыку).
Дети говорят, что это предложения.
- Почему вы так решили?
- Написаны с большой буквы.
В конце предложения стоит точка. Характерна интонация конца предложения. Слова связаны по смыслу и грамматически. Есть грамматическая основа, мысль закончена.
- Что можно ещё сказать обо всех предложениях, написанных на доске? (Это текст).
- Почему вы так решили? Докажите. – Можно озаглавить – «Зима». – Все предложения связаны по смыслу и грамматически. Предложения расположены в определенной последовательности. Они посвящены одной теме – зиме.
- Есть начало, основная часть и заключение (доказывают на примере текста). Все части текста связаны между собой по смыслу и по строению (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль).
- В тексте есть эпитеты: ажурным, пушистые. – Ещё раз выразительно прочитаем текст (читает ученик).
- На какую орфограмму пропущены буквы? – На проверяемую безударную гласную в корне слова. – А как проверить безударную гласную в корне слова?
У доски ученик вставляет пропущенные буквы в тексте и готовит проверочные слова.
- Вы сказали, что на доске написаны предложения. А какие предложения по строению вы знаете?
- Простые и сложные.
- Какие предложения называются простыми?
- Простое предложение имеет одну грамматическую основу.
- Что такое грамматическая основа?
- Какие типы простых предложений вы знаете?
- Распространённые, нераспространённые, односоставные, двусоставные, вопросительные, повествовательные, побудительные.
- А есть ли в этом тексте нераспространённые предложения?
- Пришла зима.
- Синтаксический разбор предложения.
- Ученик у доски объясняет пропущенные знаки препинания второго предложения.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Однородные члены предложения отвечают на один и то же вопрос, и относится к одному и тому же члену предложения.
- Находим и приводим примеры, используя карточки со стихами поэтов.
- Фонетический разбор слова льдом.
льдом
л – л согл., зв., мягк.
ь
д – д согл., зв., тв.
о – о гл., уд.
м – м согл. зв., тв.
- Четвертое предложение у доски производит частичный разбор предложения, т.е. находим только грамматическую основу предложения и объясняем знаки препинания.
- Устно объясняем знаки препинания и рисуем схему шестого предложения.
- На доске и в тетрадях производим синтаксический разбор седьмого предложения. А красногрудые снегири радостно щебечут, расхваливают зимушку.
- Обратите внимание на текст и ответьте на вопрос: нет ли в тексте однокоренных слов? Найдите их, выпишите и выделите в словах корень.
- Какие слова называются однокоренными? Морфемный анализ слова зимушку?
4.Итог урока:
- Что же мы сегодня повторили? О каких предложениях мы забыли?
- Предложения с обращением. – Найдите предложения на карточках с отрывками из стихотворений.
- Итак, наш сегодняшний урок можно назвать тематическим, потому что посвящен зиме! В своих произведениях описывали это время года такие мастера художественного слова, как А.С.Пушкин, … и кто ещё?
- Обратите внимание на выставку книг. Прочитав эти книги, вы узнаете, как прекрасна наша земля, обогатите себя знаниями о природе не только родного края, но и всей нашей необъятной страны.
Изображали красоту родной природы на своих полотнах художники.
Не забыли о зиме и композиторы. П.И.Чайковский и Антонио Вивальди написали целый цикл пьес «Времена года».
Любят зиму и взрослые и дети. Вот такой вы видите её на рисунках наших учеников.
Но иногда зимой происходят и неприятности. Как вот с этим малышом. Ребята, вы должны помнить, что лёд на реке тонкий, а значит – это опасно для жизни. Я думаю, что вы послушные дети и вас никогда не постигнет участь этого малыша, к которому, я уверена, пришли на помощь взрослые люди. Теперь-то он будет осмотрительней.
А сейчас, под звуки музыки П.И.Чайковского, напишите сочинение – миниатюру, посвященную сказочному времени года – зиме. Пусть вам в этом поможет все, что украшает наш урок музыка и чудесная зимняя погода за окном!
5.Задание на дом: подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
урок русского языка в 9 классе...
Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...
Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"
Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных,...
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....
Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...
Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
В состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...
Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...