Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 9
Предмет: русский язык
Урок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
Тема: «Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: обобщающий урок
Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.
Использование ИКТ – технологий на уроке способствует выполнению тренинговых упражнений, осуществлению контроля на уроке, играет роль мотивационного момента. Делает урок более мобильным, результативным.
Цели урока:
1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.
2. Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.
3. Продолжить работу по подготовке к ГИА.
4. Воспитывать у ребят любовь к произведениям художественной литературы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: ИКТ – технологии, дифференцированный подход, личностно – ориентированный подход.
Методы: частично – поисковый, творческий, проблемный.
I Организационный момент. Мотивирование.
1)Кто-то из мудрых сказал:
«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые неравнодушные, доброжелательные люди, когда он верит в себя и умеет радоваться красоте с музыкой окружающего мира».
У нас есть возможность проверить истинность этого высказывания:
-У нас сегодня гости на уроке – люди доброжелательные и неравнодушные.
-Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.
-А за окном чудесный зимний день.
Итак, приступим. Слайд №1 с музыкой
II Актуализация знаний
Определение темы урока
2)Чтобы определить тему нашей сегодняшней работы,
прочтите предложение и определите его тип.
Слайд №2
Слайд №3
Постановка целей и задач урока
3) Попробуйте поставить перед собой задачи, которые вы
должны решить на уроке.
- Повторение и закрепление материала о бессоюзном сложном предложении;
- Формирование навыков пунктуационной грамотности;
- Подготовка к ГИА;
- Привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы. Слайд №4
III Орфографическая работа. Подготовка к ГИА. Повторение.
4) А)Спишите предложение, расставив знаки препинания.
Б)Объясните орфограммы.
В)Определите тип связи в словосочетании «русской зимой».
Г)Переделайте его так, чтобы получилось словосочетание с типом связи «управление».
Слайд №2
IV Проверка теоретических знаний
5)Чем отличаются БСП от других сложных предложений?
6)Эпиграф. Высказывание М.Ю. Ломоносова о союзах и БС.
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи знаний соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».
Слайд №6
7)А чтобы убедиться в истинности этого высказывания,
предлагаю провести эксперимент:
добавьте союзы в предложение №1. Что изменилось?
-Мы вспомнили с вами отличительные признаки БСП,
предлагаю выполнить упражнение.
V Тренировочные упражнения
8)А)Из данных предложений выпишите только БСП,
расставьте знаки препинания.
Б)Соотнесите предложения со соответствующими схемами, определив тип заданного предложения.
Слайд № 5
9)Подводя итог данному этапу работы, давайте еще раз вспомним, какие знаки препинания ставятся в БСП.
Слайд №8
VI. Проверка домашнего задания в группах (ребята приводят примеры предложений
на каждый случай из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
10) Графический диктант
Слайд №9
Слайд №10
11)Чтобы перейти к следующему этапу нашей работы
предлагаю вам закончить данные предложения:
А)Внимательно изучив особенности БСП, я понял: (пояснение, дополнение)
Б)Чаще используйте в своей речи БСП: (причина) Слайд № 11
12)-А в самом деле, нужны ли в нашей речи БСП?
-Какую роль они в ней играют?
- Согласны ли вы с теми доводами, которые
приводят ребята в своих рассуждениях?
VIII Проверка домашнего задания (минисочинение-рассуждение)
IX Творческая работа (дифференцированное задание)
13)(Зимний пейзаж) Чтобы доказать на практике, что БСП
делают нашу речь ярче, образнее и богаче, предлагаю вам работа составить и записать 3-4 предложения по картине.
Это задание II уровня сложности.
I уровень – работа по карточкам.
Прочтите, что у вас получилось. Слайд № 12
X Развитие речи (подготовка к ГИА)
14)Мастера художественного слова – поэты, писатели, часто используют в своем творчестве БСП, чтобы сделать речь ярче, выразительнее. Примером тому могут послужить стихи Ф.И. Тютчева, с творчеством которого мы с вами более полно познакомимся в 10 классе.
Перед вами текст (карточка №2)
*Прочтите текст
*Назовите БСП. Определите отношения между частями.
(Найдите БСП и назовите)
*(60 слов) Произведите сжатие текста. Слайд №13
XI Итоговый контроль
Итак (Возвращаемся к задачам урока)
Давайте подведем итог. Выполнили ли мы поставленные задачи? А чтобы проверить насколько хорошо мы повторили контроль
изучаемый материал, выполним тестовые задания.
Слайд № 15 (взаимопроверка)
Слайд № 16
Слайд № 17 (взаимопроверка)
XII Рефлексия
15)Заполняется диаграмма по результатам выполнения контрольного теста «Качество работы на уроке»
«5» - синий цвет
«4» - красный цвет
«3» - зеленый цвет
«2» - фиолетовый цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
урок русского языка в 9 классе...
Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....
Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...
Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
В состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...
Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...
Урок обобщения темы "Однородные члены предложения", 8 класс
Открытый урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об однородных членах предложения”Дата проведения: 20 января 2015г.Обучающие цели: обобщить изученное о пре...