Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

В  состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению  и закреплению ЗУНов по теме "Односоставные предложения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Односоставные предложения27.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок-обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цели урока:

повторить и систематизировать теоретический материал по данной теме;

продолжить развивать способность видеть односоставные предложения в тексте, различать их, отличать от двусоставных неполных;

 воспитать бережное отношение к языку через бережное отношение к слову, а также любовь к чтению литературных произведений.  

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

Диктант на засыпку. Учащиеся записывают под диктовку предложения, анализируют их и формулируют тему урока и его цели.

-Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…(А.А. Фет)

-Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…(М.Ю. Лермонтов)  

-Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется …

(Ф. И. Тютчев)

3.  Повторение изученного. Работа с таблицей.

 

Виды

Формы выражения главного члена предложения

Примеры

1

Определённо-личные – действующее лицо мыслится определённо (я, мы, ты, вы)

Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения

(подставляем:  я, мы, ты, вы)

 Расскажу тебе всё при встрече.

Поедешь со мной?

 Идите скорее сюда!

2.

Неопределённо-личные – лицо мыслится неопределённо ( кто-то)

Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;

множ. числа прош. времени.

(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )

В дверь стучат.

В садах окапывают деревья.

 Почту ещё не приносили.

3.

Обобщённо-

Личные – лицо мыслится обобщённо (все, каждый, любой)

Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа.

Пословицы.

Стой за правду горой.

Цыплят по осени считают.

4.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего)

1.Безличные глаголы 

2.Личные глаголы в безличном значении

3.Инфинитив.

4.Модальные слова  (надо, можно, нужно, нельзя, и т.д.) в сочетании с инфинитивом.

5.Краткие   причастия на –О.

6.Слово НЕТ, а также безличная форма глагола БЫТЬ.

7.Слова состояния на –О.

1.Уже смеркается.

К вечеру подморозит. Меня знобит. Светало.

2.В избе пахнет пирогами.

3.Вам не видать таких сражений (М.Лермонтов)  

4.Под снегом ещё можно найти последние цветы.

5. У меня не прибрано. Об экзаменах сообщено.

6.Денег у него нет, не было и не будет.

Мне страшно.  На улице холодно.

5.

Назывные (номинативные)

Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).

Раннее утро.

Вот и беседка.

 4. Отработка навыков. Индивидуальное выполнение теста из учебно-методического пособия для подготовки к ЕГЭ.

А – определённо-личное;

Б – неопределённо-личное;

В- обобщённо-личное;

Г – безличное;

Д – назывное.

1.Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. 
2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 
3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселком. 
4. Страшный треск....Крики....
5. У нас сорвало обе мачты и все паруса. 
6. Вижу, вижу лунный свет сквозь листву густых ракит. 
7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. 
8. Однажды, у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто. 
9. Чужым умом умен не будешь.

10. Снявши голову, по волосам не плачут.

11.Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.

12.Хочу записаться в секцию плавания.

13.Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

14.Вот и весна.

15.Перелётным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

16. Примите дивное посланье из края дальнего сего.

17.От его слов становится Никите нестерпимо жутко.

18.Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.

19. Ночью холодом веет с земли.

20. За одного битого двух небитых дают.

- Проверка результатов.

 Б, Г, Г, Д, Г, А, В, Б, В, В, Г, А, Г, Д, Б, А, Г, А, Г, В.

5. Работа с карточками. (На карточках знаки препинания не расставлены).

Разбор предложений, расстановка знаков препинания, объяснение. Определение типа односоставного предложения в составе сложного.

 -И пока ее просили передать поклоны ее мужу, а потом помогали ей в прихожей одеваться, я считал секунды, боясь, что кто-нибудь выйдет с нами.

 -Мне хотелось, чтобы все темное, слепое и непонятное, что было в этой ночи, было еще непонятнее и смелее. И.Бунин «Осенью».

  -Нужно было спасаться, чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти. И.Бунин «Солнечный удар».

 -На станции было темно и печально. В окно сыро пахло болотом. И.Бунин. «Руся».

  -(Через год она вышла за Мещерского). Венчали ее в его Благодатном при пустой церкви…И.Бунин «Натали».

(Так как наибольшую трудность вызывает  нахождение неопределенно-личных и безличных предложений, то в карточке приводятся именно такие примеры).

6. Подвижная минутка.  Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.  (По материалам курса образовательного портала «Мой университет» http://moi-universitet.ru)

7.Проверка домашнего задания.

  Учащиеся   читают примеры односоставных предложений, подобранные самостоятельно из различных источников.  Далее анализируем подобранные примеры, некоторые из них разбираем на доске. Например:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

(В. Шефнер)

 Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею…(И.Шаферан)

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А.Блок)

И скучно, и грустно, и некому руку подать…(М.Лермонтов)

Ещё томлюсь тоской желаний, ещё стремлюсь к тебе  душой…(Ф.И. Тютчев)

Забудь опять свои надежды…(М.Ю.Лермонтов)

О, не зови! Страстей твоих так звонок

      Родной язык.

Так предо мной дай волю сердцу биться

      И не лукавь!

Уноси мое сердце в звенящую даль…( А. Фет)

8. Работа с текстом.

 (1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература - для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2) Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга - самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности... (З) Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, - "Любите книгу, источник знаний" - не случайно. (5) Горький говорил: (6) "Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам". (7) Думаю, это может сказать любой развитой человек, даже самый великий. (8) Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами - они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12) Что лучше: [...] человек или прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14) Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16) Они существуют на Земле несколько тысячелетий - папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова... (17) Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20) Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22) С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.  

                                                                                                                                (По В. Розову)

-Определение проблемы текста.

(Проблема преподавания литературы в школе.  

Роль книги в жизни человека.  

Духовный человек или прагматик- что лучше?)

-Определение позиции автора.

(Пр.23.

Пр.20 и т.д.

Пр.13.)

-Найти в тексте односоставные предложения  (простые или входящие в состав сложного).

- Проверка выполнения. 1,2,3,7,9,10,11,13.

 9. Итоги урока.

 Сегодня на уроке я повторил(а)…

Сегодняшний урок заставил меня задуматься о…

10. Д.з. Повторить теоретический материал,  написать  сочинение-миниатюру  с грамматическим заданием (использовать в нём односоставные предложения).

Источники:

1.  И.А. Бунин. Тёмные аллеи:  повести, рассказы. –  М.: Эксмо, 2010. – 608.

2.Нарушевич А.Г.Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. с -14

3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-232768.html

4. http://moi-universitet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...

Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"

Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных,...

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...

Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...

Урок обобщения темы "Однородные члены предложения", 8 класс

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об  однородных членах предложения”Дата проведения: 20 января 2015г.Обучающие цели:    обобщить изученное о пре...